Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:21, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы — сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность и роль социального страхования и обеспечения;
- обосновать цели и принципы социального страхования в России;
- определить источники финансирования социального страхования;
- рассмотреть финансовые основы функционирования;
- проанализировать концепцию совершенствования системы социального страхования в РФ.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ.............5
1.1 Сущность социального страхования и обеспечения......................................5
1.2 Цели и принципы социального страхования в России..................................9
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............................................................................15
2.1 Деятельность фонда социального страхования............................................15
2.2 Современное состояние социального страхования в России......................21
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................38
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................40
Опыт Международной
В статье 4 данного Закона в качестве основных принципов социального страхования определены [11, c.143]:
Следует, однако, отметить, что при
всей методологической правильности данных
принципов, их многочисленность затемняет
смысловые отличия данного
Принцип личной ответственности проистекает из базовых ценностей естественного и позитивного права: свободное развитие личности подразумевает личную ответственность человека перед собой, семьей и обществом. Считается, что человек наделен свободой, которая тесно сопряжена с ответственностью. Самостоятельное формирование и обустройство своей жизни неразрывно связано с личной предусмотрительностью и ответственностью за правильные решения и совершенные поступки.
По мнению западногерманских ученых,
для рыночной экономики принцип
личной ответственности является основным
принципом построения и развития
национальных систем социального страхования,
который воплощен в финансовом механизме
компенсации последствий
Для этого сами работники должны
делать взносы, т.е. выступать одновременно
и страховщиками и
Участие работников в уплате страховых
взносов имеет чрезвычайно
Принцип солидарной взаимопомощи работодателей
и работников. Индивидуальная ответственность
за социальные риски не всегда может
гарантировать страховую
Кроме того, страховое событие может наступить для застрахованного на ранних этапах его трудовой деятельности, когда он еще не накопил достаточных страховых прав, а значительная величина утраты трудоспособности и продолжительные временные периоды предстоящих выплат приводят к уязвимому положению застрахованного. В этой связи требуется применение принципа солидарной взаимопомощи при организации социального страхования. Его смысл состоит во взаимной помощи: “сегодня я материально помогаю другим, ожидая при этом, что в случае, если наступит страховой случай со мной, то и мне будет оказана материальная помощь” [12, c.121].
Суть принципа субсидиарности состоит в том, что индивид и общественные структуры передают свои функции вышестоящим структурам и государству в исключительных случаях. Только там, где индивид, семья, трудовой коллектив и т.д. не в состоянии должным образом выполнять обязанности, в их пользу должны выполнять соответствующие функции вышестоящие общественные и государственные структуры.
Организационные, правовые и экономические
механизмы построения субсидиарных
отношений базируются на децентрализации
властных полномочий и распределении
компетенции, финансов, функций и
ответственности между
В системе социального
Принцип взаимной ответственности (реципрокности) по исполнению законом установленных обязанностей субъектами страховых отношений проистекает из публичного правового характера института обязательного социального страхования. В демократическом обществе индивид вступает в трудовые отношения, в которых его индивидуальная ответственность (по поводу защиты от социальных рисков) должна подкрепляться не только правовыми нормами закона, но и взаимной ответственностью государства и работодателя. Другими словами, институт социального страхования может эффективно функционировать только в случае, когда все субъекты правоотношений социально ответственны за исполнение установленных обязанностей [6, c.90].
В российском социуме государственная
власть еще не сформировала механизмов,
основанных на реципрокном поведении.
Так, слишком часто и без должной
методологической и правовой проработки
государство меняет законодательство
в сфере социального
Кроме того, государство принимает
меры по достижению достаточного уровня
равенства в распределении
Системы социального страхования являются одним из самых сильных выражений социальной солидарности на государственном уровне. В этой связи создание и поддержание хорошо развитой системы социального страхования, рассматривается как одно из основных средств развития социальной сплоченности общества.
Следует подчеркнуть следующий момент: последствия при наступлении социальных рисков неблагоприятно воздействуют не только на рабочих, но и на предпринимателей, на общество и государство, так как приводят к сбоям в производственном процессе, порождают лишения, нужду, бедность и отчужденность. Объективный, массовый и повседневный характер социальных рисков, уязвимость при их наступлении всех субъектов трудовых отношений, предопределяет их высокую актуальность и вызывает заинтересованность в солидарных действиях по созданию соответствующих механизмов и институтов по защите от социальных рисков. В этой связи ключевым вопросом постиндустриальных обществ все больше становится социальная ответственность всех участников экономической деятельности по вопросу организации национальных систем социальной защиты.
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В
2.1 Деятельность Фонда социального страхования
Для социальной защиты людей во всех государствах создаются общественные фонды потребления за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения.
Общественные фонды
Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды. Мобилизуемые в бюджеты и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.
Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Фонд осуществляет свою деятельность
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, законами Российской Федерации,
указами Президента Российской Федерации,
Постановлениями и
Фонд является специализированным
финансово-кредитным
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:
- региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
- центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
- филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда. При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.
Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках. Местонахождение Фонда - г. Москва.
Информация о работе Социальное страхование и его организация в современных условиях