Социальное страхование и его организация в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы — сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность и роль социального страхования и обеспечения;
- обосновать цели и принципы социального страхования в России;
- определить источники финансирования социального страхования;
- рассмотреть финансовые основы функционирования;
- проанализировать концепцию совершенствования системы социального страхования в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ.............5
1.1 Сущность социального страхования и обеспечения......................................5
1.2 Цели и принципы социального страхования в России..................................9
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............................................................................15
2.1 Деятельность фонда социального страхования............................................15
2.2 Современное состояние социального страхования в России......................21
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................38
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................40

Работа содержит 1 файл

Социальное страхование и его организация в современных условиях.docx

— 86.51 Кб (Скачать)

Опыт Международной Организации  Труда (МОТ) и специалистов МБТ в  определении принципов социального  страхования во многом использован  в Федеральном законе Российской Федерации от 16.07.1999 года № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”.

В статье 4 данного Закона в качестве основных принципов социального  страхования определены [11, c.143]:

    • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и средств обязательного социального страхования;
    • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
    • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
    • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
    • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
    • обязательность уплаты страхователями страховых взносов и/или налогов;
    • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
    • обеспечение надзора и общественного контроля;
    • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Следует, однако, отметить, что при  всей методологической правильности данных принципов, их многочисленность затемняет  смысловые отличия данного института  от других институтов социальной защиты. Поэтому помимо вышеуказанных принципов  следует определить их системообразующее ядро, к которому, по нашему мнению, можно отнести следующие четыре принципа:

    • личной ответственности;
    • солидарной взаимопомощи;
    • оптимальной поддержки (субсидиарности);
    • взаимной ответственности (реципрокности) за исполнение нормативных обязательств.

Принцип личной ответственности проистекает из базовых ценностей естественного и позитивного права: свободное развитие личности подразумевает личную ответственность человека перед собой, семьей и обществом. Считается, что человек наделен свободой, которая тесно сопряжена с ответственностью. Самостоятельное формирование и обустройство своей жизни неразрывно связано с личной предусмотрительностью и ответственностью за правильные решения и совершенные поступки.

По мнению западногерманских ученых, для рыночной экономики принцип  личной ответственности является основным принципом построения и развития национальных систем социального страхования, который воплощен в финансовом механизме  компенсации последствий социального  риска усилиями самих работников [14, c.89].

Для этого сами работники должны делать взносы, т.е. выступать одновременно и страховщиками и застрахованными. Аргументируется это тем, что  выплачиваемые пособия должны быть правом, а не помощью, а взносы самих  застрахованных – служить средством  для поддержания достоинства  получателя пособия.

Участие работников в уплате страховых  взносов имеет чрезвычайно важное психологическое воздействие на формирование мотивационных установок  работников. Делая регулярные страховые  взносы, они приобретают чувство  сопричастности и ответственности  за формирование лично-коллективной системы  социальной защиты, которой для них  выступает социальное страхование, а страховые взносы – формой резервирования части заработной платы на строго определенные по закону виды страховых выплат.

Принцип солидарной взаимопомощи работодателей  и работников. Индивидуальная ответственность  за социальные риски не всегда может  гарантировать страховую защиту. В жизни бывают ситуации, которые  не зависят от отдельного человека, например, опасность техногенных  катастроф или профессиональных рисков. Природа этих рисков обусловливается  сложным комплексом технических, экономических  и социальных причин.

Кроме того, страховое событие может  наступить для застрахованного  на ранних этапах его трудовой деятельности, когда он еще не накопил достаточных  страховых прав, а значительная величина утраты трудоспособности и продолжительные  временные периоды предстоящих  выплат приводят к уязвимому положению  застрахованного. В этой связи требуется применение принципа солидарной взаимопомощи при организации социального страхования. Его смысл состоит во взаимной помощи: “сегодня я материально помогаю другим, ожидая при этом, что в случае, если наступит страховой случай со мной, то и мне будет оказана материальная помощь” [12, c.121].

Суть принципа субсидиарности состоит в том, что индивид и общественные структуры передают свои функции вышестоящим структурам и государству в исключительных случаях. Только там, где индивид, семья, трудовой коллектив и т.д. не в состоянии должным образом выполнять обязанности, в их пользу должны выполнять соответствующие функции вышестоящие общественные и государственные структуры.

Организационные, правовые и экономические  механизмы построения субсидиарных отношений базируются на децентрализации  властных полномочий и распределении  компетенции, финансов, функций и  ответственности между отдельными субъектами. Вмешательство государства  возможно только в той мере и в  тех сферах, в которых профессиональные группы или другие общественные структуры не могут полноценно выполнять свои обязанности. Отсюда - основная целевая функция государственной власти состоит в координации деятельности общественной жизни, а его надзорная функция выступает в роли дополняющей.

В системе социального страхования  принцип субсидиарности реализуется в самоуправляемых товариществах взаимного страхования, в которых ключевую роль играют представители работников и работодателей, а также в автономии финансовых ресурсов по отношению к госбюджету; в многообразии страховых его видов: пенсионного, медицинского, по безработице, от несчастных случаев на производстве. Привлечение основных социальных субъектов (работодателей и работников) к реальному (не на словах) управлению страховыми учреждениями способствует значительному ослаблению общественных конфликтов в этой весьма хрупкой сфере социальных отношений.

Принцип взаимной ответственности (реципрокности) по исполнению законом установленных обязанностей субъектами страховых отношений проистекает из публичного правового характера института обязательного социального страхования. В демократическом обществе индивид вступает в трудовые отношения, в которых его индивидуальная ответственность (по поводу защиты от социальных рисков) должна подкрепляться не только правовыми нормами закона, но и взаимной ответственностью государства и работодателя. Другими словами, институт социального страхования может эффективно функционировать только в случае, когда все субъекты правоотношений социально ответственны за исполнение установленных обязанностей [6, c.90].

В российском социуме государственная  власть еще не сформировала механизмов, основанных на реципрокном поведении. Так, слишком часто и без должной  методологической и правовой проработки государство меняет законодательство в сфере социального обеспечения: вводит и отменяет страховой взнос  работников (в размере 1% заработной платы) в Пенсионный фонд России; вводит и отменяет страхование по безработице; использует не по назначению финансовые ресурсы Фонда социального страхования, Пенсионного фонда России, не обеспечивает в полной мере реализацию накопленных пенсионных прав, заработанных по ранее действовавшим пенсионным законам. Ответственность государства за надлежащую организацию социальной защиты населения зафиксирована в Конституции Российской Федерации и международных документах. Прежде всего, государство выступает как гарант прав человека и обеспечивает общее руководство системой социального страхования.

Кроме того, государство принимает  меры по достижению достаточного уровня равенства в распределении произведенного национального продукта через такие  механизмы, как перераспределение  налоговых сборов и социальное обеспечение [10, c.341].

Системы социального страхования  являются одним из самых сильных  выражений социальной солидарности на государственном уровне. В этой связи создание и поддержание  хорошо развитой системы социального  страхования, рассматривается как  одно из основных средств развития социальной сплоченности общества.

Следует подчеркнуть следующий  момент: последствия при наступлении  социальных рисков неблагоприятно воздействуют не только на рабочих, но и на предпринимателей, на общество и государство, так как  приводят к сбоям в производственном процессе, порождают лишения, нужду, бедность и отчужденность. Объективный, массовый и повседневный характер социальных рисков, уязвимость при их наступлении  всех субъектов трудовых отношений, предопределяет их высокую актуальность и вызывает заинтересованность в  солидарных действиях по созданию соответствующих  механизмов и институтов по защите от социальных рисков. В этой связи  ключевым вопросом постиндустриальных обществ все больше становится социальная ответственность всех участников экономической  деятельности по вопросу организации  национальных систем социальной защиты.

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ  СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Деятельность Фонда социального страхования

 

Для социальной защиты людей во всех государствах создаются общественные фонды потребления за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения.

Общественные фонды потребления  используются для финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.).

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды. Мобилизуемые в бюджеты и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

Фонд социального страхования  Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Фонд социального страхования  Российской Федерации управляет  средствами государственного социального  страхования Российской Федерации.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением  при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно- курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о  его исполнении утверждаются федеральным  законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений  Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда  утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального страхования  Российской Федерации входят следующие  исполнительные органы:

- региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

- центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

- филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда  осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда. При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Фонд, его региональные и центральные  отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим  наименованием, текущие валютные и  иные счета в банках. Местонахождение  Фонда - г. Москва.

Информация о работе Социальное страхование и его организация в современных условиях