Система социального страхования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление основных проблем и перспектив социального страхования в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность социального страхования;
- рассмотреть основные теоретические и методологические аспекты социального страхования в Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….... 3
Глава 1. Теоретические основы социального страхования в РФ……..…………..…6
Глава 2. Проблемы социального страхования в РФ
2.1. Общие проблемы системы обязательного страхования в РФ………...…13
2.2. Основные проблемы пенсионного страхования в РФ………….………..16
2.3. Основные проблемы страхования в области социального обеспечения………………..……………………………………………….……….…21
2.4. Основные проблемы в области медицинского страхования в РФ……....22
Глава 3. Пути реформирования и перспективы социального страхования в современной России……………………..…………………………………………....26
Заключение………………………………………………………………………….…32
Список использованной литературы…………………………………………….…..35
Приложения………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая_проблемы сс.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

Так, в 2005 г. Программа госгарантий выполнена на 93%, в том числе ее составная часть - программа ОМС - всего лишь на 55,4%, в то время как бюджетная часть Программы госгарантий профинансирована на 156,6%. Это свидетельствует о том, что органы исполнительной власти не в достаточной мере уплачивают страховые взносы на ОМС неработающих граждан и направляют средства в здравоохранение, минуя систему ОМС. В результате учреждения здравоохранения недополучают средства на заработную плату, медикаменты, питание, мягкий инвентарь, т.е. по тем статьям расходов, которые осуществляются за счет средств ОМС. В то же время расходы, которые должны осуществляться за счет средств бюджетов (приобретение оборудования, капитальный ремонт, текущие расходы, дорогостоящее лечение), финансируются выше норматива, предусмотренного Программой госгарантий [3, c. 13].

Невыполнение обязательств местной администрацией по финансированию системы ОМС особенно сказывается на оплате медицинских услуг, так как именно неработающее население является основным потребителем медицинских услуг (более 2/3 оказываемых медицинских услуг по программам ОМС).

Система ОМС действует в России с 1993 г., за это время были достигнуты определенные успехи, налажена система учета количества оказываемых медицинских услуг ЛПУ, введены в действие стандарты оказания медицинской помощи, регламентированы вопросы деятельности страховых компаний и медицинских учреждений. Но не решена основная задача системы здравоохранения — оптимизация процессов оказания медицинской помощи, повышения ее качества.

Если вопрос с формированием средств на ОМС для неработающего населения в основном решается с введением ЕСН, то рычагов улучшения финансирования программ ОМС для неработающего населения сегодня нет.

Это связано с несовершенством нормативной базы. Сегодня в Федеральном законе РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» указан плательщик взносов на ОМС, но не определены реальные размеры этого взноса и механизмы его уплаты, не предусмотрена и ответственность за неуплату взносов [3, c. 14].

Безответственная политика местных властей в отношении важной составляющей социальной сферы — здравоохранения — прослеживается и на других показателях: рост совокупной суммы бюджетов субъектов Федерации опережает темпы финансирования здравоохранения и соответственно снижается доля расходов на здравоохранение в бюджетных расходах. В 2001 г. в среднем по России эта доля снизилась с 2,2% в 1998 г. до 1,9% в 2001 г.

Итак, с принятием Федерального закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» была децентрализована система финансирования медицинского обслуживания, что, как показывает практика, не способствовало концентрации финансовых ресурсов в данной сфере медицинского страхования. И как результат этого, обязательное медицинское страхование финансируется сегодня только на 30%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути реформирования и перспективы      социального страхования в современной России

Реформирование системы ОСС должно осуществляться на основе соблюдения конституционных прав граждан Российской Федерации и четкого определения целей, задач и источников финансирования по различным видам социального страхования, соблюдения страховых принципов и развития персонифицированного учета во всей системе ОСС, адекватности уровня социальной защиты размерам страховых платежей, устранения дублирования функций и создания условий для достижения финансовой устойчивости системы ОСС.

Реализация указанных принципов потребует осуществление целого комплекса мероприятий. В частности, необходимо продолжить формирование институциональных условий для эффективного функционирования системы ОСС. Соответственно, Правительству Российской Федерации потребуется сосредоточить усилия на следующих направлениях [13, c. 24]:

1) проведении анализа законодательной и нормативной правовой базы (федеральной и региональной) в сфере ОСС, ведомственных актов, регулирующих вопросы социального страхования;

2) ревизии перечня выплат и расходов, осуществляемых в системе ОСС, и подготовке предложений по установлению четких границ для страховых и нестраховых выплат и расходов, определении источников финансирования для каждого их вида;

3) осуществлении мер, направленных на приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствие с социально-экономическим положением страны;

4) определении потребности системы ОСС в финансовых средствах;

5) изменении законодательства о внебюджетных государственных социальных фондах, о системе управления системой и ресурсами социального страхования, об обеспечении паритетности участия представителей субъектов ОСС в органах управления системы ОСС;

6) создании условий для привлечения частных страховых компаний к системам ОСС и Обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).

Кроме этого, необходимо предпринять шаги, направленные на повышение эффективности администрирования расходов, предназначенных для страхового возмещения социальных рисков. Для этих целей в среднесрочной перспективе следует создать единую информационную базу по всем видам ОСС, разработать систему присвоения гражданам единого социального номера и выдачи персональных карточек социального страхования [9, c. 56].

Введение персонифицированного учета всех застрахованных граждан позволит избежать случаев получения страхового возмещения по одному и тому же основанию из разных источников, а также сделать систему социальной защиты более адресной.

В этом контексте можно рассмотреть возможность организационного объединения всех социальных внебюджетных фондов в один. При этом необходимо учесть административно-организационную самостоятельность территориальных фондов ОМС. Данное решение имеет свои преимущества и недостатки: с одной стороны, оно позволяет снизить уровень административных расходов, с другой — возникает проблема обеспечения финансовой устойчивости единого фонда и соблюдения интересов страхователей, осуществляющих взносы на различные цели.

Реформирование системы государственного пенсионного обеспечения с выделением обязательного пенсионного страхования в качестве части новой пенсионной системы состоялось 1 января 2002 г. С этой даты вступили в силу федеральные законы ”Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и ”О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, в соответствии с которыми установлена прямая связь между размерами взносов по обязательному пенсионному страхованию и страхового обеспечения - страховой и накопительной частей пенсий.

Финансовые обязательства страховщика (ПФР) перед застрахованными лицами фиксируются на их индивидуальных лицевых счетах в течение всего периода трудовой деятельности до момента назначения пенсии. При назначении пенсии финансовые обязательства также фиксируются - в виде размера выплачиваемой пенсии. Обязательства индексируются по правилам, установленным законами. Пересмотр или оптимизация этих текущих персонифицированных обязательств не осуществима в принципе.

Кроме того, изменение соотношения численности пенсионеров и плательщиков страховых взносов под влиянием демографического фактора и колебаний численности безработных может быть отрегулировано только за счет соответствующего изменения тарифа страховых взносов. Установление фиксированного размера страховых взносов на длительный период (до      2050 г.) приведет либо к отказу от выполнения обязательств в объеме           40-процентного замещения заработка, либо к дефициту средств, что не допускается в страховой системе по определению [2, c. 57].

В этой связи возможными направлениями оптимизации системы обязательного пенсионного страхования являются сокращение долгосрочных обязательств ПФР на выплату пенсий; сокращение расходов ПФР, производимых помимо расходов на выплату текущих пенсий.

Всем застрахованным лицам должна быть произведена денежная оценка пенсионных прав, приобретенных к моменту начала пенсионной реформы исходя из стажа и заработка, имевших место до 1 января 2002 г., по правилам исчисления пенсий, действовавшим накануне реформы.

В настоящее время и в период до 2013 г. такая оценка производится одновременно с назначением пенсии. При этом финансовый объем обязательств напрямую зависит от установленного на конкретный год ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (в 2004 г. - 156 месяцев, в 2005 г. - 162 месяца и т.д., который поэтапно к 2013 г. повышается до нормы - 228 месяцев).

Если зафиксировать сумму пенсионных прав перед застрахованными лицами 1 января 2005 г., то общий объем финансовых обязательств по будущей выплате страховой части трудовой пенсии у ПФР окажется в 1,41 раза ниже, чем в случае, если откладывать оценку прав на период после 2013 г. Соответственно в долгосрочной перспективе обязательства по выплате страховой части трудовой пенсии у ПФР будут на 10-20% меньше с учетом заниженной оценки приобретенных пенсионных прав.

В целях повышения эффективности социального страхования необходимо: исключить из системы социального страхования все нестраховые платежи; осуществить инвентаризацию обязательств и на этой основе реализовать мероприятия по обеспечению баланса доходов и расходов ФСС, повысить эффективность администрирования доходов и расходов.

К расходам нестрахового характера можно отнести финансирование оздоровления детей работающих граждан, частичное содержание детско-юношеских спортивных школ, оплату путевок на долечивание в санаторно-курортных учреждениях, непосредственно после стационарного лечения, пособия при рождении ребенка, выплаты пособий на погребение. Для решения этой проблемы необходимо принять решение о переносе этих расходов на федеральный и региональные бюджеты.

Расходы на обеспечение выплат, исключаемых из системы обязательного социального страхования, в условиях реформирования начиная с 2005 г., которые предлагается передать на другие уровни бюджетной системы, составят по годам: 2005 г. 23,7 млрд. руб.; 2006 г. 26,2 млрд., руб.; 2007 г. 28,7 млрд. руб.; 2008 г. 30,9 млрд., руб.

Базовым принципом модернизации системы обязательного медицинского страхования является укрепление финансовой базы ОМС в целях обеспечения сбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам. В основу модернизации должен быть положен переход к преимущественно страховому принципу мобилизации финансовых средств и подушевому финансированию в системе ОМС.

Следует отметить, что полноценная модернизация системы ОМС невозможна без реформирования системы здравоохранения в целом, и в частности, без решения проблемы реструктуризации сети лечебно-профилактических учреждений.

Таким образом, основными направлениями реформирования системы социального страхования в РФ, согласно рекомендациям круглого стола по проблемам реформирования системы обязательного социального страхования в России, состоявшегося 8 декабря 2008 года, должны быть следующие направления (см. Приложение А):

•  В целях установления вектора долгосрочного развития обязательного социального страхования приступить к процессу ратификации Российской Федерацией Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», являющейся основополагающим документом для национальных систем социального страхования;

• Законодательно отделить социальное страхование работающих от государственного социального обеспечения граждан по задачам и источникам финансирования;

• Рассмотреть вопросы законодательного закрепления статуса внебюджетных социальных фондов, как страховщиков в системе обязательного социального страхования, их автономности от решения бюджетных задач, обеспечения реального паритетного участия социальных партнеров в трехстороннем управлении и контроле за целевым расходованием страховых средств;

•  Предусмотреть дополнительные меры по повышению эффективности сбора страховых взносов и установлению норм обеспечения на основе реализации принципа эквивалентности страховых выплат и уплаченных взносов;

• Рассмотреть возможность формирования обособленной системы страхования для работников малого и среднего бизнеса, самозанятого населения  и трудовых мигрантов и проработать для этих категорий варианты особого режима страхования, обеспечивающего компенсацию утраченного заработка в зависимости от уплаты страховых взносов;

• Проработать вопрос о восстановлении обязательного страхования занятости;

• Рассмотреть меры по повышению уровня заработной платы, как необходимого условия обеспечения достаточности средств в страховых системах и формирования добровольных пенсионных накоплений граждан; обсудить вопросы пересмотра методики определения потребительской корзины на основе минимального потребительского бюджета;

• В целях координации усилий и эффективного использования имеющихся ресурсов рассмотреть вопрос о разработке комплексной программы научного обеспечения развития системы социального страхования с участием социальных партнеров, Российской Академии наук, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, внебюджетных социальных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В России основой социальной защиты является единая общенациональная система обязательного социального страхования. Социальное страхование есть способ реализации конституционного права гражданина на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. С другой стороны, социальное страхование как финансовая категория — это система денежных отношений, связанных с перераспределением национального дохода, что позволяет формировать и расходовать фонды денежных средств для материального обеспечения членов общества, не обладающих физической трудоспособностью или трудоспособных, но не имеющих возможности реализовать эту способность по различным причинам.

Информация о работе Система социального страхования в России