Система социального страхования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление основных проблем и перспектив социального страхования в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность социального страхования;
- рассмотреть основные теоретические и методологические аспекты социального страхования в Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….... 3
Глава 1. Теоретические основы социального страхования в РФ……..…………..…6
Глава 2. Проблемы социального страхования в РФ
2.1. Общие проблемы системы обязательного страхования в РФ………...…13
2.2. Основные проблемы пенсионного страхования в РФ………….………..16
2.3. Основные проблемы страхования в области социального обеспечения………………..……………………………………………….……….…21
2.4. Основные проблемы в области медицинского страхования в РФ……....22
Глава 3. Пути реформирования и перспективы социального страхования в современной России……………………..…………………………………………....26
Заключение………………………………………………………………………….…32
Список использованной литературы…………………………………………….…..35
Приложения………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая_проблемы сс.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

В настоящее время пенсии мало зависят от трудового вклада каждого работника. На него больше влияют внешние факторы – состояние экономики, собираемость единого социального налога, соотношение численности работающих и пенсионеров в стране [14, c. 67].

Чтобы изменить это положение, надо решить самую острую социальную проблему — проблему легализации заработной платы. От этого зависит наполнение бюджета и состояние внебюджетных фондов. Поэтому еще одна цель реформирования пенсионного страхования— создать пенсионную систему, стимулирующую повышение и легализацию заработной платы. Для этого с помощью новых законов вводится накопительный элемент: человек, работая, создает свой пенсионный капитал. От его размера зависит и основная страховая часть пенсии. Поэтому работнику в настоящее время выгодно платить социальный налог со всей зарабатываемой суммы.

Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.) в качестве главной задачи в области государственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования определены последовательный рост уровня пенсионного обеспечения населения и финансовая устойчивость пенсионной системы.

Так, проектом федерального закона ”О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год” были предусмотрены доходы в сумме 1000,6 млрд. руб., из них 916,6 млрд. руб. в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, и расходы в сумме 946,6 млрд. руб., из них 936,4 млрд. руб. в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий [3, c. 56].

Таким образом, в настоящее время и на ближайшую перспективу в условиях действующего законодательства объем поступлений сумм страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии не обеспечивает в полной мере расходы ПФР на выплату указанной части трудовых пенсий. На возмещение недостатка направляются средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами на выплату базовой части трудовой пенсии (25%). Для обеспечения финансовыми ресурсами полной выплаты базовой части пенсии необходимо установить ставку ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет и направляемой на выплату базовой части трудовой пенсии, не ниже 8,5%. В противном случае потребуется выделение средств из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР.

В соответствии с макроэкономическими показателями на 2009 г. расходы ПФР по выплате трудовых пенсий прогнозировались в размере 970,77 млрд. руб., из них: на выплату базовой части трудовой пенсии - 326,78 млрд. руб.; на выплаты страховой части трудовой пенсии - почти 643,99 млрд. руб.

Общепризнанным в мире критерием уровня страхования работника является коэффициент замещения утраченного им заработка. Минимально допустимые нормы страхового возмещения заработка установлены 102-й Конвенцией МОТ, на основе которой и следует строить систему социального страхования наемного работника.

В социальном страховании расчеты тарифа взносов по каждому виду страхования должны базироваться на определении уровня обязательств,      на который в перспективе мы ориентируемся (обязательства должны согласовываться социальными партнерами на трехсторонней основе).

В этом плане ратификация 102 Конвенции МОТ становится насущной потребностью. Она позволит установить легитимный фундамент стратегии реформирования обязательного социального страхования на долгосрочную перспективу в соответствии с общепризнанными в мире приоритетами. Ратификация Конвенции может стать стержнем для разработки российских правовых актов по конкретным вида социального страхования, определения правового статуса социальных фондов [13, c. 45].

Задача преодоления бедности среди пенсионеров потребовала введения распределительного элемента – базовой составляющей, финансируемой за счет страховых взносов.

При этом в связи с масштабными различиями в размерах страхуемых заработков доля распределительного элемента доведена почти до 40% (10 из 26 процентов страховых взносов). Однако даже такая высокая доля солидарной части тарифа может гарантировать доведение размера минимальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера только с учетом мер социальной поддержки за счет бюджетной системы.

Устанавливаемый объем страховых средств (тариф страховых взносов) не в полной мере покрывает объем обязательств перед застрахованными.   Для участников новой системы (для будущих поколений) 40-процентный коэффициент замещения заработка при страховом стаже 30 лет гаранти-руется только для низкооплачиваемых категорий застрахованных за счет завышенной для них базовой части пенсии. Для лиц, с размером заработка выше среднего, 40 процентов замещения может быть обеспечено только за счет доплат к базовой части за дополнительный стаж сверх 30 лет (по расчетам специалистов, чтобы достичь 40 процентов замещения предельного размера страхуемого заработка стаж должен быть 43 года).

Таким образом, увеличение размера взносов по сравнению со ставкой ЕСН не гарантирует рост доходной части бюджета Пенсионного фонда. Просроченная задолженность по платежам во внебюджетные фонды стала хронической. По итогам первого полугодия 2008 г. она составила 40 млрд. рублей. В условиях финансового кризиса эти долги могут увеличиваться и дальше.

Итак, можно выделить следующие проблемы пенсионной системы в России сегодня:

•              проблема долгосрочности пенсионного страхования;

•              проблема сохранения гарантии со стороны пенсионных фондов (как государственных, так и негосударственных) процентной ставки, заложенной в тариф пенсионного страхования как инвестиционного элемента;

•              проблема размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений на принципе наибольшей доходности.

В настоящее время стоит вопрос о необходимости расширения перечня разрешенных активов для инвестирования средств пенсионных накоплений.

Скорейшее принятие решения о расширении перечня активов для инвестирования средств пенсионных накоплений позволит решить обострившуюся в настоящее время проблему, связанную с возрастающим объемом средств пенсионных накоплений, подлежащих размещению в государственные ценные бумаги Российской Федерации, а также позволит решить ряд других социально значимых задач.

Неблагоприятная ситуация с пенсионным обеспечением, кроме экономического кризиса в стране и выхода из него, объясняется еще и другой, более объективной причиной – старением населения. Например, в 2004 году на 1 000 лиц трудоспособного возраста (от 16 до 55/60 лет) приходилось 350 лиц старше трудоспособного возраста. На 2020 год этот показатель составит 459 человек, а на 2050 год – примерно 623–747 человек.

Возникает огромная необходимость страховать свою пенсию самостоятельно. Однако принцип адекватности страховых взносов страховым выплатам, являющийся залогом успешного развития любого вида добровольного страхования в Российской Федерации, действует не в полной мере. Россиянину, чтобы купить полис пенсионного страхования, придется выложить в 5–10 раз больше, чем европейцу или американцу. Причина – неадекватно просчитанные тарифы. Совершенно открыто говорят сами страховщики об отсутствии какой-либо дифференциации тарифов в зависимости от местности проживания, состояния здоровья застрахованного. Дифференциация устанавливается только со слов страхователя, правда, под его личную ответственность, в то время как в Европе, Америке страховой тариф будет зависеть от уровня внутричерепного давления и холестерина в крови.

Развитие пенсионного страхования в России как ведущий фактор, обеспечивающий достойную жизнь пенсионеров, на сегодняшний день зависит от совокупного развития трех его составляющих: обязательного, добровольного и корпоративного пенсионного страхования. От того, насколько быстро государство предоставит возможность людям заботиться о своих пенсиях добровольно, также зависит их уверенность в будущем.

 

 

 

2.3. Основные проблемы страхования в области социального обеспечения

Из-за отсутствия соответствующего российского законодательства обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности регулируется в настоящее время законодательством бывшего СССР, многие нормы которого устарели. Необходимо разработать законодательные акты, отражающие новые социально-экономические реалии (см. Приложение В).

Как указывалось выше, одной из важнейших проблем социального страхования является наличие большого числа нестраховых выплат. Так, на 2007 г. доходы ФСС на обязательное социальное страхование (без обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) предусмотрены в размере 126285,9 млн. руб. (без учета входного остатка), расходы - в размере 126605,8 млн. руб [16, c. 15].

Ряд организаций и индивидуальных предпринимателей (в соответствии с действующим законом) имеют право на значительные льготы по уплате отчислений в ФСС. В то же время они пользуются правами на получение страхового возмещения, как и другие плательщики, которые льгот не имеют.

Таким образом, возникает проблема отсутствия зависимости уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. Это нарушает страховые принципы системы обязательного социального страхования и создает условия для возникновения дефицита средств в системе ФСС.

В настоящее время разрабатывается нормативный правовой акт, в котором предполагается упорядочить назначение пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам путем определения среднего заработка для исчисления пособий исходя из заработной платы за последние 12 месяцев работы, что позволит сократить расходы ФСС в 2004 г. на 7,9 млрд. руб.

Одной из проблем повышения эффективности функционирования ОСС является создание механизма, предотвращающего выплаты по больничным листам, начисляемые без соответствующего основания. Для этого можно ограничить размер возмещения по временной нетрудоспособности определенным фондом (например, общее количество больничных листов, общая сумма возмещения, общее число дней временной нетрудоспособности по больничным листам), превышение которого будет приводить к последующим регрессионным выплатам страхового возмещения.

Итак, главной проблемой в области социального страхования в РФ является проблема несовершенства законодательства. С решением этой проблемы, с принятием законодательства, соответствующего современным реалиям будут решаться и остальные проблемы социального страхования.

 

2.4. Основные проблемы в области медицинского страхования в РФ

В России существует единая система обязательного медицинского страхования (ОМС), которая является составной частью государственного социального страхования. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья и гарантирует гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи, обеспечение финансирования профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи за счет специально накапливаемых средств для этих целей.

Все граждане РФ имеют равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предусматриваемой за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в объеме, качестве и на условиях, соответствующих базовой и территориальным программам ОМС, в соответствии с Федеральным законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» [4, c. 68].

Опыт введения органов местного самоуправления в Российской Федерации в период экономического спада привел к тому, что главная задача - привлечение дополнительных финансовых средств в систему здравоохранения - оказалась невыполненной, так как в условиях бюджетного недофинансирования отрасли средства ОМС оказались, по сути, бюджетозамещающими.

Другой причиной неразвитости системы страхования в области здравоохранения является сохранение сметного финансирования (когда расходы на медицину в госучреждениях здравоохранения определяются числом врачей в них, количеством коек и тем, сколько нужно заплатить за коммунальные услуги). В итоге финансирование не зависит от того, какого рода лечение предоставляют эти поликлиники и больницы, хорошо ли в них лечат. Количество и мощность таких учреждений никак не соотносится с реальными потребностями и обязательствами по оказанию медицинской помощи [4, c. 69].

Основным способом решения проблемы адаптации бюджетной модели здравоохранения к условиям рыночной экономики является институт медицинского страхования. Поэтому реформирование системы ОМС на современном этапе возможно только в контексте системных изменений в здравоохранении, основные направления которых определены Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки.

Кроме того, в системе органов местного самоуправления остро стоит проблема несбалансированности доходов и расходов. В частности, это выражается в несбалансированности Базовой программы ОМС. На 2009 г., например, стоимость Базовой программы ОМС, по прогнозу Минфина России, оценивалась в 244,3 млрд. руб.

Одна из важнейших причин дефицита средств в системе ОМС - неисполнение обязательств плательщиками - органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления по уплате страховых взносов на ОМС неработающего населения. При финансировании Программы государственных гарантий РФ по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью наблюдаются структурные диспропорции между средствами бюджета здравоохранения и средствами ОМС (см. Приложение Г).

Информация о работе Система социального страхования в России