Система социального страхования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление основных проблем и перспектив социального страхования в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность социального страхования;
- рассмотреть основные теоретические и методологические аспекты социального страхования в Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….... 3
Глава 1. Теоретические основы социального страхования в РФ……..…………..…6
Глава 2. Проблемы социального страхования в РФ
2.1. Общие проблемы системы обязательного страхования в РФ………...…13
2.2. Основные проблемы пенсионного страхования в РФ………….………..16
2.3. Основные проблемы страхования в области социального обеспечения………………..……………………………………………….……….…21
2.4. Основные проблемы в области медицинского страхования в РФ……....22
Глава 3. Пути реформирования и перспективы социального страхования в современной России……………………..…………………………………………....26
Заключение………………………………………………………………………….…32
Список использованной литературы…………………………………………….…..35
Приложения………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая_проблемы сс.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

•              юридические лица (в том числе иностранные) и их обособленные подразделения;

•              международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ;

•              родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

•              крестьянские (фермерские) хозяйства;

•              граждане (в том числе иностранные) и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, индивидуальные предприниматели - осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы;

•              службы занятости в отношении безработных;

•              организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду.

Страховщики - некоммерческие организации, обеспечивающие права застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, а также иные категории граждан (в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования) [1, c. 37].

На застрахованное лицо распространяется обязательное пенсионное страхование, за него уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд России (ПФР).

Застрахованное лицо имеет право:

•              своевременно получать страховое обеспечение (в предусмотренных законом случаях такое право имеют члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении);

•              защищать (лично, через своего представителя или профсоюз) свои права, в том числе в суде;

•              участвовать (через своего представителя или профсоюз) в управлении обязательным социальным страхованием;

•              вносить предложения (через своего представителя или профсоюз) о тарифах страховых взносов - страховщикам и в Правительство РФ;

•              получать информацию о деятельности страховщиков и страхователей, в частности:

•              один раз в год (бесплатно) в органах ПФР по месту жительства или работы - сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете;

•              у страхователя (бесплатно) - копию сведений о себе, представленных страхователем в ПФР для индивидуального (персонифицированного) учета;

•              обращаться с заявлениями об исправлении сведений (в случае несогласия с ними), содержащихся в его индивидуальном лицевом счете в органы ПФР (включая его Правление) либо в суд [15, c. 106].

Застрахованное лицо обязано:

•              своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, для назначения и выплаты страхового обеспечения;

•              уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена законодательством РФ;

•              пройти регистрацию в органах ПФР;

•              получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и предъявлять его по требованию страхователя, работников органов ПФР;

•              обратиться с заявлением в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства;

•              представить по требованию органов ПФР документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

Страховые случаи (виды социальных страховых рисков):

•              необходимость получения медицинской помощи;

•              временная нетрудоспособность;

•              трудовое увечье и профессиональное заболевание;

•              материнство;

•              инвалидность;

•              наступление старости;

•              потеря кормильца;

•              признание безработным;

•              смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

•              оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

•              пенсия по старости;

•              пенсия по инвалидности;

•              пенсия по случаю потери кормильца;

•              пособие по временной нетрудоспособности ;

•              пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

•              пособие по беременности и родам;

•              ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

•              пособие по безработице;

•              единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

•              единовременное пособие при рождении ребенка;

•              пособие на санаторно-курортное лечение;

•              социальное пособие на погребение;

•              оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей [5, c. 45].

Основным источником поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются страховые взносы и (или) налоги. В государственные внебюджетные фонды зачисляется единый социальный налог с заработной платы и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками-работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы социального страхования в РФ

Система обязательного социального страхования в Российской Федерации охватывает следующие виды страхования:

      пенсионное страхование;

      социальное страхование (в том числе возмещение вреда от производственного травматизма);

      медицинское страхование.

В каждом из перечисленных видов страхования имеются определенные проблемы, без решения которых невозможно создать эффективную систему социального страхования и обеспечить высокий уровень социальной защиты населения от различного рода социальных рисков.

2.1. Общие проблемы системы обязательного страхования в РФ

В системе обязательного социального страхования РФ до сих пор существуют выплаты нестрахового характера, отсутствует зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений, то есть сохраняются нестраховые принципы.

Достаточно сказать, что в настоящее время в бюджете Пенсионного фонда больше нестраховых расходов, нежели страховых. Это единовременные и ежемесячные денежные выплаты льготным категориям граждан, выплаты социальных пенсий, пенсий по ранней инвалидности, по потере кормильца, обслуживание материнского капитала  и т.д [11, c. 56].

Нельзя признать страховым и институт базовой пенсии. В предлагаемой модели при переводе базовой части пенсии в страховую, финансируемую за счет страховых взносов, теряется  сущность базовой части, как минимальной гарантии государства каждому гражданину при наступлении старости. Если это понятие остается, то финансирование базовой части должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, а не страховых взносов.

Таким образом, в системе пенсионного страхования объем поступлений сумм страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии не обеспечивает в полной мере расходы ПФР на выплату указанной части трудовых пенсий.

Кроме того, за счет фондов социального страхования осуществляется финансирование таких нестраховых расходов, как: пособий по возмещению стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение; оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; программ по оздоровлению детей; частичного содержания детско-юношеских спортивных школ.

Сохранение в системе ОСС нестраховых выплат, с одной стороны, а также недостаточно высокий уровень администрирования доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, с другой, постоянно воспроизводят проблему финансовой неустойчивости системы обязательного социального страхования.

Для системы социального страхования, и особенно для системы обязательного медицинского страхования, характерна тенденция опережающего роста расходов над доходами, что приводит к существованию проблемы несбалансированности государственных обязательств и объема имеющихся финансовых ресурсов.

Кроме того, важной проблемой обязательного социального страхования в современной России является проблема незавершенности правового регулирования системы государственного обязательного социального страхования.

В частности, до настоящего времени не принят федеральный закон ”Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти”;
отсутствует федеральный закон ”О Фонде социального страхования Российской Федерации”.

Сохраняются элементы, которые были характерны для плановой экономики (положения об учете при начислении пособий по временной нетрудоспособности непрерывного трудового стажа). Законодательно не утверждены порядок, процедуры, источники финансирования дефицита средств на выплату страховой части трудовых пенсий. Имеется ряд серьезных противоречий в Бюджетном и Налоговом кодексах в части, касающейся ЕСН. В некоторых случаях до сих пор действует законодательство СССР [10, c. 55].

Нет достаточного обоснования уровня социальных выплат.

По рискам, принимаемым на социальное страхование в связи со старостью, инвалидностью и потерей кормильца (а они составляют основную часть при определении ставки ЕСН), уровень социальных выплат в РФ ниже, чем это предусмотрено Конвенцией МОТ № 102 ”О минимальных нормах социального обеспечения” и стандартами ЕС. Так, если средний уровень замещения пенсией заработка в России составляет в среднем 30-33%, то по Конвенции МОТ этот показатель - 40%, а в Евросоюзе-50%.

Вместе с тем уровень замещения доходов в результате временной потери нетрудоспособности в РФ может составлять 100%, тогда как в других европейских странах он не превышает 50%.

Помимо перечисленных выше проблем, в долгосрочной перспективе вся система обязательного социального страхования столкнется с необходимостью учета негативных тенденций в области демографии, которые связаны с сокращением доли населения в трудоспособном возрасте. Будет повышаться коэффициент иждивенческой нагрузки за счет увеличения удельного веса в структуре населения престарелых и инвалидов (в том числе инвалидов с детства), а также снижения уровня рождаемости.

Единый социальный налог, составляющий в настоящее время основу формирования средств внебюджетных социальных фондов, принципиально отличается по своей природе и функциям от страховых взносов. Применение ЕСН привело к смешению социального страхования и социального обеспечения, утрате страхового характера социальных платежей, снижению заинтересованности сторон трудовых отношений к уплате страховых взносов и эффективному их использованию.

Очевидно и то, что существенное сокращение ставок единого социального налога с 2005 года не стало стимулом для работодателей к легализации и повышению заработной платы, не привело к расширению налогооблагаемой базы и увеличению наполняемости внебюджетных социальных фондов, но при этом подорвало их финансовую устойчивость, создало предпосылки к нарастающему дефициту бюджетов фондов и усилению  зависимости от федерального бюджета [9, c. 14].

Таким образом, в системе обязательного социального страхования в настоящее время существует ряд общих проблем – общими для всех, на наш взгляд, являются финансовая проблема и проблема несовершенства законодательства. С их решением будут решаться и остальные проблемы социального страхования.

 

2.2. Основные проблемы пенсионного страхования в РФ

Принципы формирования и развития пенсионных отношений по поводу пенсионного обеспечения в условиях рынка предусмотрены в законе РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ.

С 2002 г. вступают в силу основополагающие законы, начинающие реформирование российской пенсионной системы: Закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ; Закон РФ «О трудовых пенсиях» от 17 декабря 2001 г.  № 173-ФЗ.

Базовый реформаторский Федеральный закон РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ регулирует отношения между всеми сторонами, участвующими в обязательном пенсионном страховании, — самим застрахованным, его работодателем, перечисляющим за него пенсионные налоги, и Пенсионным фондом РФ, эти взносы аккумулирующим и осуществляющим выплату пенсий.

Информация о работе Система социального страхования в России