Развития и современное состояния финансовых отношений в системе пенсионного обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является комплексный анализ формирования, развития и современного состояния финансовых отношений в системе пенсионного обеспечения.

Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:

– изучить и проанализировать основные виды пенсионных систем;

– исследовать опыт пенсионных реформ в развитых и развивающихся странах;

– адаптировать возможности в использовании зарубежного опыта функционирования пенсионных систем в условиях конкурентоспособности Республике Казахстан.

– рассмотреть деятельность пенсионных фондов и дать оценку их влияния на пенсионное обеспечение.

.

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 67.89 Кб (Скачать)
 

      В мире принято несколько моделей  сбора комиссии, и контроля за издержками.

      "Английская  модель" - до определенного времени комиссионные не регулировались вовсе, что приводило к серьезным злоупотреблениям. Сборы за покупку паев и штрафы досрочную продажу бывали запретительно высоки. Однако, с 2000 года власти предприняли агрессивные меры по снижению издержек рыночными методами. Во-первых, была принята единая форма раскрытия информации, включающая в себя публикацию информации о доходности, очищенной от комиссионных. Во-вторых, были приняты налоговые льготы, чтобы заставить управляющие компании предложить населению дешевые индексные фонды с комиссионными не более 1% от СЧА. При продаже "дешевых" фондов (т.н. stakeholders pensions) действует менее жесткий порядок регулирования продаж. В результате, несмотря на то, что stakeholders pensions заняли не слишком большую долю рынка, сам факт их существования привел к резкому снижению комиссионных у других пенсионных и паевых фондов до уровня 1,5-2% от СЧА.

      "Шведская  модель" - шведская модель допускает участие в системе обязательного накопительного пенсионного страхования любого паевого или пенсионного фонда, действующего на розничном рынке (в Швеции их более 500) при согласии придерживаться шкалы комиссионных, заранее рассчитанную регулятором пенсионных фондов. Шкала рассчитывается по формуле, базирующейся на анализе издержек управляющей компании, ее комиссионных для инвесторов, приобретающих паи на свободном рынке, а также объемов привлеченных средств накопительной системы (больше средств - меньше комиссионные). Управляющие компании взыскивают с клиентов обычную комиссию, сопоставляют ее с требованиями регулятора, и возвращают полученный излишек клиентам накопительной пенсионной системы. Вкупе с централизованным учетом средств и документооборота клиринговой палатой в Швеции данная система работает успешно. Основная проблема - очень сложный механизм расчета комиссионных.

      "Боливийская  модель" - конкуренция изначально была жестко ограничена условиями допуска управляющих компаний на рынок. Требование о вложениях подавляющего большинства активов в местные государственные облигации отпугнуло многих участников. В качестве основы доходов управляющих компаний правительство Боливии гарантировало комиссию при перечислении взносов в накопительную систему в размере 0.5% от заработной платы участника (5% от обязательного взноса).

      Отраслевые  планы в странах с добровольным страхованием. Ярким примером является TSP (Thrift Saving Plan), для федеральных служащих в США, имеющий более 3 миллионов  участников и около 90 миллиардов долларов активов накоплений. Федеральные  служащие могут вносить до 16% оклада (включающие в себя государственную  субсидию) в ограниченный набор индексных  фондов. Права на управление этими  фондами распределяются на тендере  раз в 2-4 года, со средней ставкой  комиссии за управление активами в 0.11% от СЧА (что более чем в десять раз меньше чем комиссия среднестатистического  американского паевого фонда  и вдвое меньше комиссий индексных  фондов). Частично, низкие комиссионные можно объяснить тем, что документооборот  и учет средств на счетах вкладчиков взяло на себя федеральное казначейство, а высокий средний размер накоплений на счетах позволяет уменьшить издержки. Важно то, что при централизованных и прозрачных торгах издержки минимизируются без излишнего государственного регулирования за счет гарантированных  объемов взносов и ограниченной конкуренции. Минусом является ограничение  финансовых продуктов, предлагаемых участникам.

      "Чилийская  модель" - достаточно высокий сбор (15.6%) взимается единовременно в момент прихода денег в систему. Впоследствии с активов взимается лишь номинальный сбор на документооборот, то есть все комиссии на управление берутся только в момент прихода новых денег в систему. При переходе из фонда в фонд комиссия не взимается. Подобная модель избрана и в Аргентине. Ее основной недостаток - снижение стимула для успешной работы фонда, а также жесткая зависимость доходов фонда от привлечения свежих денег и относительно молодых клиентов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РК 

     2.1 Опыт реформирования пенсионных  систем в РК 

     В зарубежной литературе разделяют накопительную  и распределительную системы. В  Казахстане эти схемы выплат существуют в форме государственной распределительной  и частной накопительной пенсионных систем (таблица 2).  

Таблица 2 – Специфические характеристики типов пенсионных систем, функционирующих в Казахстане 

Государственная распределительная система Частная накопительная система 
Социальная  пенсия Трудовая пенсия Государственный накопительный пенсионный фонд Негосударственные накопительные пенсионные фонды
Из  местных бюджетов Из средств  юридических лиц На основе обязательных отчислений (10 %) На основе обязательных отчислений (10 %)
Из  республиканского бюджета Из трансфертов  
 
-
На основе добровольных отчислений
 

     При распределительной системе собранные  за определенный год отчисления социального  налога идут на выплаты текущим пенсионерам (по схеме фиксированных выплат). Таким образом, происходит своеобразное перекрестное субсидирование различных  поколений за счет своеобразного  налога с работающего населения  на содержание пожилых людей. Накопительная  система характеризуется наличием у каждого участника индивидуального  счета, на который поступают пенсионные отчисления каждого конкретного  человека и с которого впоследствии будут осуществляться выплаты. Никакого субсидирования между различными поколениями при этом не происходит, все пенсионная система фактически выполняет функции аккумулирования, и перераспределения во времени части дохода отдельного работника.

     Часто понятие распределительной системы  смешивается с Defined Benefits (DB), а накопительной - с Defined Contributions (DC). Это не всегда верно. В частности, в рамках накопительной системы могут действовать как схемы фиксированных отчислений, так и схемы фиксированных выплат, хотя последних, надо признать, значительно меньше.

      При распределительной системе взносы работающей части населения идут на выплату пенсий (пожизненной ренты) неработающей части. Поскольку работающих (лиц, находящихся в экономически активном возрасте) всегда больше, чем  неработающих, то относительно небольших  взносов достаточно для выплаты  вполне приличных пенсий. Именно такая  пенсионная система действовала  в большинстве как развитых, так  и развивающихся государств в  дореформенный период. При этом недостатки распределительной системы очевидны. Первый недостаток – пенсии неработающих граждан целиком и полностью  зависят от общего уровня доходов  экономически активного населения. И если по каким-либо причинам доходы работающих снизятся, то пенсионные выплаты  тоже упадут, и сами пенсионеры уже  ничего не смогут с этим сделать. Второй недостаток – устойчивость системы  зависит от соотношения численности  работающих и неработающих граждан. Если разрыв между соотношением этих категорий граждан начинает сокращаться, то размер пенсионных взносов для  работающего населения увеличивается.

      Основная  идея накопительной пенсионной системы  состоит в том, что каждый работник в течение всего периода своей  трудовой деятельности делает взносы в пенсионную систему, а при достижении пенсионного возраста начинает получать свои взносы обратно, но уже в виде пенсии. Как показало изучение мирового опыта пенсионного реформирования, накопительная система в современных экономических условиях является более предпочтительной, так как:

      – увеличивает совокупные национальные накопления и приводит к увеличению инвестиций и экономическому росту;

      – благодаря воздействию конкуренции  и независимости от политического  вмешательства, становится эффективней  государственной;

      –  не зависит от тех проблем демографического плана, которые практически во всем мире угрожающих существованию распределительных  схем;

      – дает свободу выбора и обеспечивает дифференциацию размеров пенсии в зависимости  от заработка и эффективности  использования пенсионных накоплений.

      Накопительная система обладает рядом преимуществ  перед распределительной:

      - размер пенсий прямо зависят  от результатов инвестирования  собранных средств, контроль вкладчиков  за инвестированием собственных  средств значительно возрастает;

      - участники накопительной системы  обычно лучше защищены от политических  рисков, тесно связанных с любой  распределительной системой;

      - снижаются стимулы к сокрытию  доходов - граждане становятся  заинтересованы в том, чтобы  работодатели в полном объеме  осуществляли пенсионные отчисления;

      - в экономике появляются средства  для долгосрочных инвестиций.  

     2.2 Становление пенсионных систем  в РК 

     На  современном этапе развития пенсионных систем Казахстана можно сделать вывод о том, что динамичный рост основных показателей пенсионной системы сопровождается снижением эффективности управления пенсионными накоплениями, связанным с уровнем развития экономики страны, снижением дефицита государственного бюджета и, соответственно, объемом государственных заимствований, ревальвацией тенге, а также внешнеэкономическими факторами.

      На современном этапе реформирования пенсионной системы РК пенсионное обеспечение состоит из двух систем: солидарная система (пенсионное обеспечение из Государственного центра по выплате пенсий); накопительная пенсионная система (пенсионное обеспечение из накопительных пенсионных фондов). Пенсионный возраст является фиксированным: 63 года для мужчин и 58 лет – для женщин.

      Ежегодно  законодательно утверждается минимальная  пенсия. В соответствии с Программой дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, с 1 июня 2005 года введена  государственная базовая пенсионная выплата, которая позволила повысить уровень пенсии из солидарной системы  и одновременно призвана обеспечить социальную гарантию более молодому поколению – участникам накопительной  пенсионной системы. Размер минимальных  пенсионных выплат с учетом базовой  пенсионной выплаты с 1 июня 2005 года составил 9 200 тенге, средний размер пенсионных выплат с учетом базовой  пенсии составил 12142 тенге. С 1 января 2006 года размеры пенсионных выплат повышены с опережением уровня инфляции на 8%.

      Накопительная пенсионная система основана на установлении прямой взаимосвязи между осуществляемыми  взносами и пенсионными выплатами, личной ответственности граждан  за материальное обеспечение своей  старости. В соответствии с действующим  законодательством Республики Казахстан  контроль за полным и своевременным осуществлением уплаты обязательных пенсионных взносов и пени осуществляется налоговыми органами республики. Уполномоченным органом, осуществляющим функции и полномочия по регулированию и надзору за деятельностью накопительных пенсионных фондов, организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, банков-кастодианов, страховых организаций является Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан осуществляет функции, обеспечивающие формирование государственной политики в сфере пенсионного обеспечения населения.

     В июне 2008 году исполнилось десять лет с момента подписания Закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". В соответствии с этим Законом с 1 января 1998 года все работающие граждане в обязательном порядке отчисляют 10% своих доходов в накопительный пенсионный фонд на индивидуальные пенсионные счета.

     При этом, чем выше риски финансовых инструментов, формирующих инвестиционный портфель НПФ, тем выше должен быть размер собственного капитала НПФ и ООИУПА.

     С 01 января 2007 года доходность пенсионных активов для целей сравнения  и анализа эффективности деятельности рассчитывается за 12, 36, и 60 месяцев. Данные по доходности начиная с 15 января 2007 ежемесячно будут размещаться на сайте Агентства, наряду с данными  по значениям коэффициентов риска  инвестиционных портфелей НПФ.

     Таким образом, при выборе НПФ вкладчику  предоставляется возможность ознакомиться не только с показателями доходности, но и выбора приемлемого значения риска.

     При взвешивании по кредитному риску  установлено, что чем ниже кредитный  рейтинг долговой ценной бумаги (либо он отсутствует), тем выше степень  риска.

     Использование рейтинговой оценки в регуляторных целях является распространенной мировой  практикой. Пенсионная реформа произошла в 1998 году, в рамках которой в законодательстве было отмечено, что солидарная пенсия, назначаемая государством в зависимости от трудового стажа и заработной платы, будет выплачиваться всем, кто имеет не менее шести месяцев трудового стажа на 1 января 1998 года.

Информация о работе Развития и современное состояния финансовых отношений в системе пенсионного обеспечения