Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 18:04, курсовая работа
Целью курсовой является комплексный анализ формирования, развития и современного состояния финансовых отношений в системе пенсионного обеспечения.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
– изучить и проанализировать основные виды пенсионных систем;
– исследовать опыт пенсионных реформ в развитых и развивающихся странах;
– адаптировать возможности в использовании зарубежного опыта функционирования пенсионных систем в условиях конкурентоспособности Республике Казахстан.
– рассмотреть деятельность пенсионных фондов и дать оценку их влияния на пенсионное обеспечение.
.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы исследования. Одним из главных
вопросов в области социально-
Несмотря на то, что первые пенсионные системы возникли уже более 100 лет назад, и прошли не один этап реформирования, на современном этапе проблемы пенсионного обеспечения даже в развитых странах вновь серьезно обострились. Это вызвано демографическими изменениями, которые не всегда учитывались при проведении реформ в прошлом.
Такая
проводимая политика в совокупности
привела к серьезному увеличению
пенсионной нагрузки на государственные
бюджеты и поставила перед
правительствами вопрос об уменьшении
доли распределительной пенсионной
системы и увеличении доли накопительной,
в связи с чем назрела
В
совокупности эти и другие причины
подтверждают недостаточную разработанность
ряда аспектов проблемы финансового
регулирования казахстанской
Таким образом, проблема формирования и использования финансовых ресурсов пенсионного обеспечения является в настоящее время и в перспективе актуальной задачей, решение которой должно способствовать переводу экономики на постиндустриальные основы, оптимизировать его структуру и обеспечить его интенсивное развитие для повышения благосостояния населения.
Целью курсовой является комплексный анализ формирования, развития и современного состояния финансовых отношений в системе пенсионного обеспечения.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
– изучить и проанализировать основные виды пенсионных систем;
– исследовать опыт пенсионных реформ в развитых и развивающихся странах;
–
адаптировать возможности в использовании
зарубежного опыта
– рассмотреть деятельность пенсионных фондов и дать оценку их влияния на пенсионное обеспечение.
Предметом исследования выступают факторы, определяющие тип пенсионной системы, и особенности, складывающиеся в Республике Казахстан пенсионной системы с учетом мирового опыта.
Объектом
курсовой работы являются финансово
– экономическое обеспечение
различных типов пенсионных систем
в зарубежных странах и основные
направления пенсионного
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ
СИСТЕМЫ
1.1
Теоретико-методологические
В
рыночной экономике пенсионное обеспечение
населения необходимо рассматривать
как обязательную (принудительную)
экономическую необходимость
Пенсия – это определенная часть дохода человека, которая в период его трудовой деятельности отчисляется в виде страховых взносов в пенсионный фонд для капитализации и выплачивается в будущем при наступлении страхового случая (пенсионного возраста, инвалидности, потери кормильца), она имеет денежную форму. Источник происхождения - трудовые доходы, а именно – заработная плата. Согласно трудовой теории стоимости, категория заработной платы выступает в качестве определенной формы дохода, получаемой работником в результате экономической реализации его способности к труду.
В
рыночной экономике наблюдается
раздвоение стоимости рабочей силы,
одна часть которой в денежном
выражении сохраняет
Пенсионное обеспечение - это правовые и социально-экономические институты по накоплению части доходов граждан для материального и натурального (социальные услуги) обеспечения своей старости, либо случаев наступления инвалидности или потери кормильца. Объектом пенсионного обеспечения является все население страны, субъектами – структуры (организации, учреждения), обеспечивающие организацию и управление пенсионным обеспечением.
Негосударственное
пенсионное обеспечение является сферой
коммерческой деятельности пенсионных
фондов, которые определяют действие
такого вида, как частные пенсии.
Здесь включаются накопительные
персонализированные схемы
Государства
создают соответствующие
Реформирование
пенсионного обеспечения
Эффективность
институциональных
Между
тем, инвестиции в сферу человеческого
капитала могут быть высокоэффективны
и позитивно влиять на экономический
рост страны, формирование «экономики
знании» и повышение
Для
Казахстана, ведущего поиск своей
модели пенсионного обеспечения, важно
выделить ряд принципиальных условий,
во многом определяющих возможность
ее выбора. Под моделью пенсионного
обеспечения понимается перераспределительная,
накопительная или
Выбор модели основан на идее многокомпонентности институтов пенсионного обеспечения, каждый из которых должен быть адекватным для определенных категорий населения, то есть социальных рисков человека.
Проанализирована
роль государства в пенсионной сфере.
Трансформировать государственное
пенсионное обеспечение в частное
без четкого и дозированного
государством управления невозможно по
той причине, что каждый частный
пенсионный фонд работает согласно собственным
правилам и является самостоятельным
юридическим и финансовым институтом,
не отвечающим по обязательствам ее учредителей,
следовательно, многие стороны их деятельности
необходимо контролировать государством.
В частности, должны быть регламентированы
и стандартизированы финансовая
отчетность и методы определения
обязательств фонда, оговорены требования
к качеству объектов для инвестиций
и т. д. Разумеется, государству отводится
роль не основного распорядителя
денежных средств, а основного регулятора
в механизме формирования пенсионного
обеспечения, в т. ч. пенсионного
страхования.
1.2
Мировая практика
При проведении пенсионных реформ в развитых странах используются различные методы адаптации устаревших пенсионных систем к изменившимся социальным и демографическим условиям. Так по данным статистического управления ЕС, к 2050 году число людей в трудоспособном возрасте от 15 до 64 лет сократится в регионе на 52 миллиона, или 17 процентов. При этом за те же 45 лет число пожилых людей в возрасте 65 лет и старше почти удвоится, что составит около трети всего населения ЕС. В связи с процессами старения общества и увеличением продолжительности жизни в большинстве западных стран правительствам приходится снижать пенсионный уровень и увеличивать пенсионный возраст. Изменения касаются и баланса между частными и государственными пенсионными системами – происходит увеличение доли частного страхования в существующих системах.
Особенностью
реформирования пенсионного обеспечения
в развитых странах, в отличие
от развивающихся, является то, что
большинство нововведений на самом
деле не являются таковыми, а носят
скорее корректирующий характер. Последние
пенсионные реформы стали попытками
по-новому распределить задачи государственного
и частного секторов в пенсионном
страховании. При этом доходы пенсионеров
во многих развитых странах уже давно
складываются из частных и государственных
пенсий, в отличие от стран с
развивающейся экономикой, где основным
видом пенсионных доходов продолжают
оставаться государственные выплаты.
Пенсионные системы развитых стран
представлены в таблице 1:
Таблица
1 - Пенсионные системы зарубежных стран
Страна | Финансирование | Возраст выхода на пенсию (муж/жен) | Период уплаты страховых взносов | За какой период учитываются доходы для начисления пенсии | Индексация пособий |
США | частично накопительная | 65/66 | 35 | весь трудовой период | по индексу потребительских цен |
Япония | Частично накопительная | 60/55 | 40 | весь трудовой период | чистая з/п |
Германия | распределительная | 65/65 | 40 | весь трудовой
период |
чистая з/п |
Франция | распределительная | 60/60 | 38 | наиболее выгодные 12 лет | по индексу потребительских цен/ брутто з/п |
Италия | распределительная | 62/57 | 40 | последние 5 лет | в соответствии с индексом потребительских цен |
Великобритания | распределительная | 65/60 | 50 | весь трудовой период | в соответствии с индексом потребительских цен |
Канада | распределительная | 65/65 | 40 | весь трудовой период | в соответствии с индексом потребительских цен |
Швеция | частично накопительная | 65/65 | 30 | наиболее выгодные 15 лет | в соответствии с индексом потребительских цен |