Развития и современное состояния финансовых отношений в системе пенсионного обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является комплексный анализ формирования, развития и современного состояния финансовых отношений в системе пенсионного обеспечения.

Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:

– изучить и проанализировать основные виды пенсионных систем;

– исследовать опыт пенсионных реформ в развитых и развивающихся странах;

– адаптировать возможности в использовании зарубежного опыта функционирования пенсионных систем в условиях конкурентоспособности Республике Казахстан.

– рассмотреть деятельность пенсионных фондов и дать оценку их влияния на пенсионное обеспечение.

.

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 67.89 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы исследования. Одним из главных  вопросов в области социально-экономической  политики государства выступает  проблема пенсионного обеспечения. По своей экономической сущности пенсионное обеспечение выражает согласование финансовых интересов нетрудоспособных членов общества с остальной его  частью, создающей материальные блага.

     Несмотря  на то, что первые пенсионные системы  возникли уже более 100 лет назад, и прошли не один этап реформирования, на современном этапе проблемы пенсионного  обеспечения даже в развитых странах  вновь серьезно обострились. Это  вызвано демографическими изменениями, которые не всегда учитывались при  проведении реформ в прошлом.

     Такая проводимая политика в совокупности привела к серьезному увеличению пенсионной нагрузки на государственные  бюджеты и поставила перед  правительствами вопрос об уменьшении доли распределительной пенсионной системы и увеличении доли накопительной, в связи с чем назрела необходимость  изменения условия финансового  планирования. Как показывает опыт разных стран, реформирование пенсионной системы часто приводит к социальной напряженности, которая из-за увеличения пенсионного возраста, отказа от льготных пенсий и увеличения взносов в  пенсионные фонды.

     В совокупности эти и другие причины  подтверждают недостаточную разработанность  ряда аспектов проблемы финансового  регулирования казахстанской пенсионной системы. Он подтверждается анализом зарубежного  опыта в области построения и  реформирования пенсионных систем, а  также выявления факторов, влияющих на динамику пенсионного обеспечения. Следует отметить, что последние  годы в зарубежной, и в отечественной  практике все более очевидной  становится необходимость обобщающего  анализа, комплексного подхода к  изучению причин и форм проявления кризисных состояний большинства  мировых пенсионных систем, выбора инструментов управления ими для более эффективного выявления значимых факторов, предупреждения и снижения уровня потерь при неблагоприятном развитии демографических и экономических тенденций. 

     Таким образом, проблема формирования и использования  финансовых ресурсов пенсионного обеспечения  является в настоящее время  и  в перспективе актуальной задачей, решение которой должно способствовать переводу экономики на постиндустриальные основы, оптимизировать его структуру  и обеспечить его интенсивное  развитие для повышения благосостояния населения.

     Целью курсовой является комплексный анализ формирования, развития и современного состояния финансовых отношений в системе пенсионного обеспечения.

     Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:

     – изучить и проанализировать основные виды пенсионных систем;

     –  исследовать опыт пенсионных реформ в развитых и развивающихся странах;

     – адаптировать возможности в использовании  зарубежного опыта функционирования пенсионных систем в условиях конкурентоспособности  Республике Казахстан.

     – рассмотреть деятельность пенсионных фондов и дать оценку их влияния  на пенсионное обеспечение.

     Предметом исследования выступают факторы, определяющие тип пенсионной системы, и особенности, складывающиеся  в Республике Казахстан  пенсионной системы с учетом мирового опыта.

     Объектом  курсовой  работы являются финансово  – экономическое обеспечение  различных типов пенсионных систем в зарубежных странах и основные направления пенсионного реформирования в Республике Казахстан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ 

     1.1 Теоретико-методологические основы  пенсионного обеспечения населения

     В рыночной экономике пенсионное обеспечение  населения необходимо рассматривать  как обязательную (принудительную) экономическую необходимость жизнеобеспечения пенсионеров, инвалидов и лиц, потерявших кормильца. При этом методологически  важно выделить органически взаимосвязанные  понятия «пенсия», «пенсионное обеспечение», «пенсионная система» и уточнить их экономическое содержание, так  как в научной литературе этим понятиям уделено недостаточно внимания, а в некоторых случаях они  приводятся как идентичные по содержанию.

     Пенсия – это определенная часть дохода человека, которая в период его трудовой деятельности отчисляется в виде страховых взносов в пенсионный фонд для капитализации и выплачивается в будущем при наступлении страхового случая (пенсионного возраста, инвалидности, потери кормильца), она имеет денежную форму. Источник происхождения - трудовые доходы, а именно – заработная плата. Согласно трудовой теории стоимости, категория заработной платы выступает в качестве определенной формы дохода, получаемой работником в результате экономической реализации его способности к труду.

     В рыночной экономике наблюдается  раздвоение стоимости рабочей силы, одна часть которой в денежном выражении сохраняет традиционный статус заработной платы, другая же, экономически обособленная, составляет стоимость  бывшей рабочей силы достигшей периода  нетрудоспособности. Последняя  приобретает  особую форму дохода – пенсии, а ее получатель становится субъектом рыночных отношений, также имеющим особый статус – пенсионер.

     Пенсионное обеспечение  - это правовые и социально-экономические институты по накоплению части доходов граждан для материального и натурального (социальные услуги) обеспечения своей старости, либо случаев наступления инвалидности или потери кормильца. Объектом пенсионного обеспечения является все население страны, субъектами – структуры (организации, учреждения), обеспечивающие организацию и управление пенсионным обеспечением.

     Негосударственное пенсионное обеспечение является сферой коммерческой деятельности пенсионных фондов, которые определяют действие такого вида, как частные пенсии. Здесь включаются накопительные  персонализированные схемы сбора  пенсионных взносов негосударственными пенсионными фондами. Эти  специализированные корпорации в обязательном порядке  инвестируют средства  вкладчиков  на национальных и международных  финансовых рынках  с тем, чтобы  за счет полученных доходов защитить данные средства от инфляции, и обеспечить более высокие темпы роста  сбережений.

     Государства создают соответствующие пенсионные системы, которые не идентичны понятию  «пенсионное обеспечение». В моем понимании, пенсионная система – это совокупность взаимосвязанных структур по организации и управлению пенсионным обеспечением, а также правовые и социально-экономические механизмы материального и натурального обеспечения граждан при наступлении старости, инвалидности или потери кормильца.

     Реформирование  пенсионного обеспечения рассмотрено  в единстве с созданием адекватной его требованиям институциональной  среды. В сфере пенсионного обеспечения  система институтов (совокупность правил) выполняет соответствующие функции. Поэтому необходимо своевременно изменять институты в соответствии с новыми требованиями, возникающими со временем в системе «пенсионные взносы – пенсионные фонды – пенсионные выплаты», что позволит избежать негативного воздействия этих институтов на пенсионное обеспечение.

     Эффективность институциональных преобразований в пенсионном обеспечении все  больше зависит от того, на какие  социальные институты и механизмы  они опираются, какие социальные рычаги используют и к каким изменениям социальных индикаторов ведут. Нужно  развивать  то направление социально-экономической  политики, которое обеспечивает наращивание  человеческого потенциала, включающего  жизненный потенциал людей (взаимосвязанное  развитие физических ресурсов человека и демографического развития); наращивание  интеллектуального капитала (знаний, навыков, профессионализма); повышение  уровня и качества жизни. В этой связи  следует отметить, что деятельность накопительных пенсионных фондов с  точки зрения инвестирования их активов  в человеческий капитал в отечественной  науке практически не изучалась. 

     Между тем, инвестиции в сферу человеческого  капитала могут быть высокоэффективны и позитивно влиять на экономический  рост страны, формирование «экономики знании» и повышение благосостояния населения.

     Для Казахстана, ведущего поиск своей  модели пенсионного обеспечения, важно  выделить ряд принципиальных условий, во многом определяющих возможность  ее выбора. Под моделью пенсионного  обеспечения понимается перераспределительная, накопительная или комбинированная  распределительно-накопительная система  с финансовым обеспечением, регулируемая с помощью правовых, политических, социальных и экономических механизмов, за счет которых достигается устойчивость пенсионной системы и обеспечивается достойная старость человека.

     Выбор модели основан на идее многокомпонентности  институтов пенсионного обеспечения, каждый из которых должен быть адекватным для определенных категорий населения,  то есть социальных  рисков  человека. 

     Проанализирована  роль государства в пенсионной сфере. Трансформировать  государственное  пенсионное обеспечение в частное  без четкого и дозированного  государством управления невозможно по той причине,  что каждый частный  пенсионный фонд работает согласно собственным  правилам и является самостоятельным  юридическим и финансовым институтом, не отвечающим по обязательствам ее учредителей, следовательно, многие стороны их деятельности необходимо контролировать государством. В частности,  должны  быть регламентированы и стандартизированы финансовая отчетность и методы определения  обязательств фонда, оговорены требования к качеству объектов для  инвестиций и т. д. Разумеется, государству отводится  роль не основного распорядителя  денежных средств, а основного регулятора в механизме формирования пенсионного  обеспечения, в т. ч. пенсионного  страхования.  

     1.2 Мировая практика реформирования  пенсионного обеспечения 

     При проведении пенсионных реформ в развитых странах используются различные  методы адаптации устаревших пенсионных систем к изменившимся социальным и  демографическим условиям. Так по данным статистического управления ЕС, к 2050 году число людей в трудоспособном возрасте от 15 до 64 лет сократится в регионе на 52 миллиона, или 17 процентов. При этом за те же 45 лет число пожилых людей в возрасте 65 лет и старше почти удвоится, что составит около трети всего населения ЕС. В связи с процессами старения общества и увеличением продолжительности жизни в большинстве западных стран правительствам приходится снижать пенсионный уровень и увеличивать пенсионный возраст. Изменения касаются и баланса между частными и государственными пенсионными системами – происходит увеличение доли частного страхования в существующих системах.

      Особенностью  реформирования пенсионного обеспечения  в развитых странах, в отличие  от развивающихся, является то, что  большинство нововведений на самом  деле не являются таковыми, а носят  скорее корректирующий характер. Последние  пенсионные реформы стали попытками  по-новому распределить задачи государственного и частного секторов в пенсионном страховании. При этом доходы пенсионеров  во многих развитых странах уже давно  складываются из частных и государственных  пенсий, в отличие от стран с  развивающейся экономикой, где основным видом пенсионных доходов продолжают оставаться государственные выплаты. Пенсионные системы развитых стран  представлены в таблице 1:  

Таблица 1 - Пенсионные системы зарубежных стран 

Страна Финансирование Возраст выхода на пенсию (муж/жен) Период уплаты страховых взносов За какой  период учитываются доходы для начисления пенсии Индексация  пособий
США частично накопительная 65/66 35 весь трудовой период по индексу  потребительских цен
Япония Частично накопительная 60/55 40 весь трудовой период чистая з/п
Германия распределительная 65/65 40 весь трудовой

период

чистая з/п
Франция распределительная 60/60 38 наиболее выгодные 12 лет по индексу  потребительских цен/ брутто з/п
Италия распределительная 62/57 40 последние 5 лет в соответствии с индексом потребительских цен
Великобритания распределительная 65/60 50 весь трудовой период в соответствии с индексом потребительских цен
Канада распределительная 65/65 40 весь трудовой период в соответствии с индексом потребительских цен
Швеция частично накопительная 65/65 30 наиболее выгодные 15 лет в соответствии с индексом потребительских цен

Информация о работе Развития и современное состояния финансовых отношений в системе пенсионного обеспечения