Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 04:17, курсовая работа
В данной работе сделана попытка выявить и проанализировать наиболее значительные и характерные для личного страхования проблемы, стоящие на пути развития этой отрасли в России, а так же предлагаемые пути решения этих проблем, используя российский и зарубежный опыт в сфере страхования.
Введение 4
1. Личное страхование в России 7
1.1 Основные категории и понятия в отрасли личного страхования 7
1.2 Основы классификация личного страхования 8
1.3 Подотрасли личного страхования 9
1.3.1 Страхование жизни 9
1.3.2 Страхование от несчастных случаев и болезней 12
1.3.3 Обязательное и добровольное медицинское страхование 14
1.4 Проблемы развития личного страхования в России 16
1.4.1 Страхование жизни 16
1.4.2 Медицинское страхование 20
2. Анализ современного состояния рынка личного страхования России 27
2.1 Общая ситуация на рынке личного страхования 27
2.2 Сравнительный анализ видов личного страхования 30
2.3 Страхователи и страховщики: анализ взаимоотношений 32
3. Проектная часть 36
3.1 Рекомендации по развитию и совершенствованию личного страхования 36
3.2 Всеобщая классификация страховых отношений 39
3.3 Проектирование годичных тарифных нетто-ставок и страховых премий 40
Заключение 42
Библиографический список 44
Ранее, до изменений, ставка взноса в федеральный фонд обязательного медицинского страхования на 2011 год составляла 2.1%, а в ТФОМС — 3.0%. В 2012 году страховые взносы в территориальные фонды ОМС заменены на платеж в ФФОМС, который стал больше именно на эту сумму, 2%.
В России за последние годы, может быть, благодаря системе ОМС, создана альтернативная система добровольного медицинского страхования граждан, но процесс ее развития (несмотря на то, что по времени он совпал с развитием ОМС) до сих пор не носил сколько-нибудь системного или юридически закрепленного начала. Появление на страховом рынке нового для России страхового продукта - это реакция на возникновение соответствующего спроса (предложения) у различных субъектов медицинского страхования и лечебных учреждений, а также у страхователей. Так как за последние годы:
- улучшилось
материальное состояние
- сформировался достаточно устойчивый рынок медицинских услуг;
- спрос
на специалистов стал
Как видно из показателей деятельности ведущих страховых компаний, удельный вес добровольного медицинского страхования в личном страховании занимает существенное место.
Вместе
с тем ДМС не заняло должного места
в системе организации
Сложившаяся к настоящему времени система ДМС имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
К положительным сторонам следует отнести:
- наличие стабильного рынка медицинских услуг на базе ведущих лечебных учреждений страны;
- наличие механизмов, адаптирующих возможности по предложению медицинских услуг к пожеланиям потенциальных потребителей;
- рост
понимания работодателями
- накопление
опыта работы (организационный и
экономический аспект) в системе
ДМС как медицинскими
- повышение
качества медицинского
- возможность влияния страховой организации на стоимость медицинских услуг, предоставляемых лечебными учреждениями;
- контроль
за качеством и объемом
- обеспечение
высокой степени доступности
получения дорогостоящих видов
медицинских услуг
- возрастание
роли страховой организации (
- внебюджетный
источник финансирования
- возможность
снижения затрат страхователей
при заключении договоров ДМС
на длительные сроки и в
интересах большого числа
- значительный спектр программ ДМС, в том числе постепенное включение в них услуг профилактической направленности.
Нужно перечислить и отрицательные стороны:
- скудность
законодательной базы, регламентирующей
взаимоотношения субъектов
- высокая
степень монополизации рынка
медицинских услуг, особенно в
регионах, и связанная с этим
высокая (зачастую
- отсутствие
единых научно обоснованных
- практически полное отсутствие корреляции между показателями стоимости медицинских услуг и их качеством;
- отсутствие
единых стандартов объема
- отсутствие системы подготовки, а, следовательно, и дефицит квалифицированных специалистов в области ДМС;
- обострение
недобросовестной конкуренции
Беспокоит по-прежнему отсутствие четкого понимания необходимости и полезности закона, законодательного оформления системы ДМС, а также того, что альтернативы сохранения нации нет. Нелепо задавать вопрос: что лучше - лечиться или не лечиться? Ясно, что когда появляется необходимость, вопрос этот отпадает сам по себе. Человек готов отдать все, что до этого казалось наиболее важным, чтобы сохранить здоровье. Бесплатно, как мы выяснили, сделать это нельзя, тем более, когда речь идет не о насморке.
В отличие
от экономически развитых стран, где
институт страхования развивался как
органический элемент социально-
Российский
страховой рынок в своем
Интересен анализ количественных и качественных тенденций, сложившихся в сфере личного страхования за последние годы. Важным индикатором динамики и текущего состояния страхового рынка являются данные о страховых премиях и выплатах. (Таблица 2) [14; 6, с. 7].
Таблица 2 – Страховые премии по РФ, 2008-2010 гг., млн. руб.
Отрасли и виды страхования |
2008 |
2009 |
Прирост, % |
2010 |
Прирост, % |
Добровольное страхование |
|||||
жизни |
102 200 |
25 300 |
-75 |
15 984 |
-37 |
от несчастных случаев |
52 900 |
64 000 |
21 |
76 950 |
20 |
имущества |
153 100 |
185 600 |
21 |
227 912 |
23 |
ответственности |
12 200 |
16 200 |
33 |
16 533 |
2 |
Обязательное страхование |
|||||
страхование пассажиров |
50 |
50 |
0 |
50 |
0 |
гос. страхование сотрудников ГНС РФ |
0,7 |
1 |
43 |
1 |
0 |
гос. страхование военнослужащих и прирав. к ним в обяз. гос. страховании лиц |
430 |
460 |
7 |
530 |
15 |
ОСАГО |
49 200 |
53 700 |
9 |
63 874 |
19 |
ОМС |
97 200 |
140 700 |
45 |
203 534 |
45 |
Страховая премия (всего) |
467 281 |
194 911 |
-59 |
228 493 |
163 |
Видно, что имеется отрицательный прирост доли премий и выплат в общем страховом рынке. При этом абсолютные показатели по личному страхованию демонстрируют рост, а по страхованию жизни – спад. Из этого следует, что сфера личного страхования развивается, но в динамике своего развития уступает другим видам страхования. Относительно страхования жизни можно сказать, что оно теряет популярность у страхователей.
Личное страхование (кроме страхования жизни) занимает небольшую долю в портфелях российских страховщиков. Основными потребителями услуг по личному страхованию являются корпоративные клиенты, для которых оно становится важным элементом «социального пакета».
Суммы поступлений по имущественному
страхованию, по ОСАГО и по личному
страхованию (кроме жизни) за 2009 год
по 10 страховым компаниям –
Таблица 3 – Поступления по компаниям – конкурентам за 2009 год
Название СК |
Поступления (всего), тыс. руб |
Имущественное страхование, тыс.руб. |
ОСАГО, тыс. руб. |
Личное страхование (кроме жизни), тыс.руб. |
Ингосстрах |
436 595 |
124 129 |
262 018 |
17 486 |
РОСНО |
230 905 |
39 907 |
31 419 |
156 264 |
СОГАЗ |
113 777 |
65 323 |
14 410 |
29 628 |
Паритет |
90 348 |
22 914 |
12 877 |
52 949 |
УРАЛСИБ |
56 748 |
18 417 |
10 520 |
19 738 |
Альфастрахование |
52 305 |
19 804 |
4 960 |
23 107 |
Дальлесстрах |
45 222 |
20 737 |
4 936 |
12 512 |
Жасо |
44 826 |
7 249 |
3 933 |
31 993 |
Согласие |
40 335 |
8 884 |
15 527 |
15 395 |
Д2 страхование |
15 483 |
4 314 |
2 709 |
8 374 |
ИТОГО: |
1 126 544 |
331 678 |
363 309 |
367 446 |
По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), около 80-85% взносов и 90-95% выплат по личному страхованию (кроме страхования жизни) приходится на добровольное медицинское страхование (ДМС), а 15-20% взносов и 5-10% выплат – на страхование от несчастного случая. Особенностью российской практики ДМС является доминирование доли юридических лиц в премиях и выплатах. Подавляющее большинство договоров ДМС заключено с физическими лицами, но более 90% взносов и выплат приходится на коллективные договоры по ДМС за счет юридических лиц. По оценкам ВВС, в настоящее время не более 8% населения России могут получать медицинскую помощь по программам добровольного медицинского страхования, что, однако, в четыре раза больше аналогичного показателя в 2007-2008 г.
Основные тенденции последних лет на рынке ДМС связаны с повышением стоимости медицинских услуг, что вызвано как общеэкономическими факторами, так и почти полной исчерпанностью свободных ресурсов медицинских учреждений, оказывающих качественные медицинские услуги.
Что касается пенсионного страхования, то в России оно пока практически не развито. Фактически, этот вид страхования предлагают лишь несколько страховых компаний.
В 2010 году 3% россиян страховали свою жизнь и столько же - жизнь детей. Такие оценки приведены в исследовании специализированной компании по страхованию жизни "Росгосстрах-Жизнь", входящей в группу "Росгосстрах".
Совокупный объем премий по страхованию жизни, собранных страховщиками РФ в 2011 году, по данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), составил 34,7 млрд рублей (рост по сравнению с 2010 годом более чем на 53%). Уровень выплат по итогам года оказался равен 22,1%. Доля страхования жизни в ВВП в 2011 году незначительно увеличилась - с 0,04% до 0,05%, но пока остается минимальной в связи с небольшим объемом данного рынка.
Доля российского рынка, занимаемая компанией "РГС-Жизнь" по итогам прошлого года, достигла 12,3%, темп прироста взносов по сравнению с 2010 годом оказался выше среднерыночного и составил 69%.
"Резкий
рост премий по страхованию
жизни наблюдается у тех