Развитие личного страхования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 04:17, курсовая работа

Описание работы

В данной работе сделана попытка выявить и проанализировать наиболее значительные и характерные для личного страхования проблемы, стоящие на пути развития этой отрасли в России, а так же предлагаемые пути решения этих проблем, используя российский и зарубежный опыт в сфере страхования.

Содержание

Введение 4
1. Личное страхование в России 7
1.1 Основные категории и понятия в отрасли личного страхования 7
1.2 Основы классификация личного страхования 8
1.3 Подотрасли личного страхования 9
1.3.1 Страхование жизни 9
1.3.2 Страхование от несчастных случаев и болезней 12
1.3.3 Обязательное и добровольное медицинское страхование 14
1.4 Проблемы развития личного страхования в России 16
1.4.1 Страхование жизни 16
1.4.2 Медицинское страхование 20
2. Анализ современного состояния рынка личного страхования России 27
2.1 Общая ситуация на рынке личного страхования 27
2.2 Сравнительный анализ видов личного страхования 30
2.3 Страхователи и страховщики: анализ взаимоотношений 32
3. Проектная часть 36
3.1 Рекомендации по развитию и совершенствованию личного страхования 36
3.2 Всеобщая классификация страховых отношений 39
3.3 Проектирование годичных тарифных нетто-ставок и страховых премий 40
Заключение 42
Библиографический список 44

Работа содержит 1 файл

страхование КР.docx

— 97.06 Кб (Скачать)

Для реализации поставленных перед институтом страхования  социальных и экономических целей  необходимо создать условия, при  которых преобладание краткосрочного страхование жизни уступит место долгосрочному, что позволит, как уже отмечалось выше, повысить социальную защищённость населения и сформировать значительные долгосрочные инвестиционные ресурсы.

Заместитель генерального директора страховой  компании "РЕСО-Гарантия", кандидат экономических наук Н. А. Левант считает (и с ним согласно большинство Российских и зарубежных специалистов в области страхования), что основными факторами, способствующими развитию системы страхования вообще и личного страхования в частности, являются: наличие страхового интереса, платежеспособного спроса, эффективных каналов продаж, благоприятного налогового климата и наличия инвестиционных инструментов, а так же политической и экономической стабильности, доверия населения к власти и финансово-экономическим институтам, формирование рыночного отношения к вопросам социальной защиты.

Если  говорить о наличии страхового интереса, то, прежде всего, необходимо сказать о потребности в страховой защите на случай потери кормильца. Для России этот риск с учетом демографической ситуации в стране является весьма актуальным. По данным Центра демографии и экологии человека в 2009 году показатель смертности в России составил 16,3 человека на 1000 человек, а по итогам 2010 - 19,3 человека на 1000, что значительно хуже аналогичного показателя экономически развитых стран (следует заметить, что в 80-е годы разницы по этому показателю практически не было). Особенно высока смертность мужчин трудоспособного возраста. Она в шесть-семь раз превосходит аналогичный показатель в развитых странах. Начиная с 1998 года две трети общего прироста смертности приходятся на трудоспособное население.

Следовательно, в наличии страхового интереса в России сомневаться не приходится, а вот как обстоят дела с платёжеспособным спросом? Директор брокерской фирмы "Рифамс", кандидат экономических наук, доцент А. Ю. Лайков в своём выступлении на конференции «Личное страхование в России», состоявшейся в 2010 году высказал следующие соображения, не менее актуальные и сегодня: «Реальная покупательная способность населения (физических лиц) в 2010 году составила 75-78 % от уровня 1997 года. По прогнозам действительно квалифицированных специалистов из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, если будет реализована концепция развития экономики страны, изложенная в апрельском послании президента Федеральному собранию, покупательная способность населения вырастет к 2012 году на 12 %, то есть в среднем на 1,2 процента в год. Это равнозначно стагнации платежеспособного спроса физических лиц, включая спрос на страхование, в долгосрочной перспективе. В этих условиях совокупный платежеспособный спрос населения и предпринимателей сможет, по оценкам авторитетных специалистов, достигнуть дореформенного уровня лишь к 2015 году. Таким образом, при сохранении основ современной экономической политики государства, платежеспособный спрос на реальное страхование в нашей стране в долгосрочной перспективе будет оставаться на нынешнем низком уровне. Это означает, что воспроизводственная база российского страхования также сохранится в неразвитом угнетенном состоянии».

С ним  согласен и руководитель управления «центральная Европа» Кельнского перестраховочного общества М. Тайелмаер: «Первым из условий, необходимых для успешного страхования жизни на российском рынке, является достаточные доходы населения. Если годовой доход не превышает трех тысяч долларов США, приобретение современного полиса страхования жизни вряд ли возможно. После преодоления планки в десять тысяч долларов США доля, которую население готово вложить в страхование жизни, быстро увеличивается до 1,5-3 процентов, а при более высоких доходах до 3-4 процентов».

Таким образом, прежде чем приступать к продаже  полисов, необходимо провести тщательный анализ существующих возможностей. [14, c. 125]

Также важен  благоприятный налоговый климат. Как уже отмечалось выше, от системы налогообложения напрямую зависит успешность развития личного страхования в Росси. До недавнего времени страхование жизни использовалось как способ уклонения от налогов, путём заключения фиктивных страховых договоров. Однако упрекать за это частного собственника нельзя.

Для того чтобы выплатить работнику 100 рублей заработной платы, предприятию нужно  было заплатить 70 рублей налогов и  отчислений, то есть почти 70 %, в том  числе социальный налог - около 40 %. Разумеется, собственник старался использовать любые законные лазейки, чтобы не платить столь высокие отчисления. Эту мысль хорошо сформулировал президент Ассоциации российских банков Г. А. Тосунян: «Многие элементы финансового рынка, без которых не может развиваться ни промышленность, ни сельское хозяйство, да что там - не может развиваться экономика в целом, возникают именно потому, что позволяют капиталу минимизировать расходы, риски и уплачиваемые налоги, повышать рентабельность. Нужно понять, что это - свойство любого капитала. Не нужно ждать от него противоестественной реакции: он всегда будет стремиться минимизировать свои риски и повышать рентабельность, стремится уходить законным путем от уплаты налогов. Впрочем, не всегда законным».

До недавнего  времени предприятия не могли  вычитать из налогооблагаемой базы расходы на добровольное страхование жизни своих сотрудников. Сегодня эту проблему удалось решить. Теперь в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

В случаях  добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные  суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам:

- долгосрочного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица;

- пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения. При этом договоры пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий (пожизненно) только при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление государственной пенсии;

- добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;

- добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Для описания психологического аспекта развития личного страхования, в частности долгосрочного страхования жизни, воспользуемся словами вице-президента Промышленно-страховой компании Н. П. Николенко: «Чтобы сделать выбор в пользу приобретения полиса по долгосрочному страхованию жизни, люди должны обладать рядом психологических свойств и тем, что называют сейчас "рыночным сознанием". В основе этого сознания лежит понимание простой истины: я сам обеспечиваю себе и своей семье доход, достойную старость и так далее. Нельзя полагаться только на государство».

Если  в нашем сознании будет присутствовать такая составляющая, тогда будет  в России страхование жизни. Нет  ее - ничто не поможет. Сегодня такая  рыночная составляющая сознания не имеет  критической массы в России, она  находится в латентном состоянии, а доминирует иждивенческий подход. [12, c . 140]

Большое число средств страховые компании должны затрачивать на создание сети страховых агентов. Успех и неудачи в страховании жизни - это успех и неудачи в привлечении, воспитании и сохранении соответствующих кадров. Очень часто страховщики полагают, что количество важнее качества. Но опыт практически всех стран свидетельствует о том, что 10 % процентов страховых агентов заключают 90 % общего количества договоров, тогда как в большинстве своем агенты работают непродуктивно, что сказывается на уровне доходности компании.

1.4.2 Медицинское страхование

Закон "Об обязательном медицинском страховании" (ОМС), принятого Верховным Советом России 28 июня 1991 года дал возможность такому сложному, консервативному и социально значимому сектору, как здравоохранение, войти в рыночные отношения. Получение средств лечебно-профилактическими учреждениями в большинстве регионов зависело от объемов и качества оказанных медицинских услуг. Обосновались прочно такие понятия, как цена, реестр застрахованных, качество медицинских услуг, оцениваемое независимыми экспертами, и главное - защита прав застрахованных, их интересов.

В настоящий  момент ситуация с ОМС далека от радужной. Кроме несбалансированности программ и финансирования, существует и бесправие пациента. Неотработанная система получения медицинской помощи вне региона проживания, недоступность для пациента большинства медицинских услуг, неисполнение закона об ОМС в части финансирования неработающего населения и, как следствие, необеспеченность финансами большей части статей расхода лечебных учреждений. В большей степени перечисленные недостатки можно отнести к разряду политических вопросов, так как отсутствие стабильности не позволяло предпринять радикальных действий. Но невозможно не замечать и следующего:

- ухудшения  здоровья населения страны;

- сокращения объемов медицинских услуг, предоставляемых лечебными учреждениями;

- недоступности  бесплатных услуг для большинства  населения;

- ухудшения материально-технической базы ЛПУ (техническое и моральное старение медицинской техники);

- отсутствия  почти повсеместно (может быть, кроме Москвы) альтернативных (негосударственных) ЛПУ;

- отсутствия  прямой заинтересованности конкретного  врача в улучшении качества  и оптимизации объема услуг,  так как система позволила  оценивать труд, но ей не позволили  дойти до каждого конкретного  врача, специалиста.

Какое место  в условиях этой системы занимает страховщик? Во-первых, страховые компании были тем катализатором, который  обеспечил внедрение системы  ОМС. Ими были разработаны и внедрялись программные средства в лечебных учреждениях. Созданные в 1993 году, они  и тогда, и сейчас отвечают всем требованиям, заложенным в законе. Во-вторых, страховщики  обучали персонал лечебных учреждений. В-третьих, ими был создан независимый  контроль за расходованием средств. В-четвертых, ими была развернута работа с населением путем рекламы, прямых встреч и контактов при выдаче полисов. Застрахованные получили возможность обратиться в страховые компании для организации оказания помощи в ЛПУ, в специализированные поликлиники, диагностические центры страховых компаний, в поликлинические отделы страховых компаний, а иногда и к специалистам страховых компаний, которыми в большинстве случаев являются высококвалифицированные врачи. [20, c 117]

В мировой  практике медицинское страхование  предусматривает сочетание программ обязательного и добровольных видов страхования, при этом обязательное страхование полностью обеспечивается финансовыми средствами. В него входит минимальный набор видов медицинской помощи и определенных ограничений (так называемый социальный перечень медицинских учреждений).

Ряд стран  имеет одновременно с системой обязательного  медицинского страхования двухступенчатую  систему добровольного медицинского страхования, которая существует за счет средств работодателя и за счет средств самого физического лица. Обе ступени имеют различные, но существенные налоговые льготы.

Начиная с мая 2011 года в соответствии с новой редакцией закона об ОМС гражданам должны выдаваться полисы единого образца, которые будут действовать на всей территории страны. Единая база застрахованных лиц обеспечит достоверность и исключает дублирование информации о застрахованных. В дальнейшем полис ОМС будет включаться в состав универсальной электронной карты гражданина. Кроме того, впервые законодательно устанавливается жесткая норма о сроках расчетов за оказанную больным из других регионов медицинскую помощь. Срок - 25 дней. У медицинских учреждений появилась гарантия того, что оказанная помощь иногороднему гражданину будет оплачена, и они теперь будут заинтересованы, чтобы эту помощь оказать.

Закон расширяет возможности выбора для человека. Он имеет право выбрать страховую организацию, медицинское учреждение и врача. При этом медучреждение, включенное в реестр и заключившее договор на оказание услуг по программе ОМС, не вправе отказать застрахованному человеку в оказании помощи в соответствии с территориальной программой ОМС.

Важным  и обязательным участником системы  ОМС является страховая медицинская  организация.

Принципиальная  новация закона - предоставлять медицинские  услуги в рамках ОМС могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, а организации любой организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Главное, чтобы у них было право (лицензия) на осуществление медицинской деятельности, и они должны быть включены в реестр ОМС.

Законом N 272-ФЗ изменены общие тарифы страховых взносов в фонды ОМС на 2011 год и установлены новые ставки страховых взносов на 2012 год (Таблица 1).

 

Таблица 1 –  Динамика ставок страховых взносов  в социальные фонды за 2010-2012гг.

Взнос в фонд

2010 год

2011 год

2012 год

ПФР

20.0%

26.0%

26.0%

ФСС

2.9%

2.9%

2.9%

ФФОМС

1.1%

3.1%

5.1%

ТФОМС

2.0%

2.0%

0.0%

Информация о работе Развитие личного страхования в России