Проблемы государственного регулирования страховой деятельности и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемого вопроса усиливается еще и потому, что в современном обществе, наряду с традиционным предназначением - обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.), - объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….........2
Глава 1. Страхование как экономическая категория…………………….........4
Экономическая сущность и значение страхования……………….........4
Отрасли и подотрасли страхования………………………………….......7
Имущественное страхование…………………………………………….7
Личное страхование………………………………………………………9
Страхование ответственности…………………………………………..10
Виды и формы страхования…………………..........................................11
Глава 2. Государственное регулирование страховой деятельности…………13
Государственное регулирование в современных условиях………………………………………………………………......17
Направления воздействия государства на участников страховых обязательств ……………………………………………………….…......17
2.2.1. Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов……………………………………………………..18
2.2.2. Законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка………………………………………………………………..18
2.2.3. Государственный надзор за страховой деятельностью………..............19
2.2.4. Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке………………………………………..…….21
Глава 3. Проблемы государственного регулирования
страховой деятельности и пути их решения…………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам.Страхование и его государственное регулирование.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

 Основное преимущество механизмов саморегулирования заключается в возможности выработки профессиональных стандартов качества оказания страховых услуг и повышения доверия со стороны страхователей. Кроме того, саморегулирование позволяет более гибко реагировать на потребности страхователей в более качественных страховых услугах.

  Введение элементов саморегулирования в сектор обязательного страхования позволит систематизировать механизмы регулирования более чем 40 видов обязательного страхования и максимально защитить интересы субъектов страхового дела.

  Следует отметить, что без создания профессионального объединения страховщиков с обязательным членством не обойтись при реформировании обязательного медицинского страхования. Профессиональное объединение страховщиков является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования стандартов и правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования8. В силу специфики данного вида страхования страховщики единственные защищают интересы пациентов (страхователей) и выработка единых стандартов качества страховщика просто необходима.

 Для достижения поставленных целей и задач должна быть реализована следующая стратегия развития страхового рынка.

  На первом этапе приоритет отдается развитию национальных страховых компаний, созданию налоговых стимулов и инвестиционных инструментов, формированию сектора обязательного страхования, а также системы государственного регулирования и надзора.

  Второй этап характеризуется ростом капитализации рынка, усилением контроля за надлежащим использованием созданных стимулов, постепенной либерализацией условий деятельности иностранного капитала на национальном рынке.

  Третий этап предполагает интеграцию в мировую экономику, предоставление иностранным страховым компаниям национального режима.

Практические  мероприятия должны быть направлены на стимулирование развития систем обязательного и добровольного страхования.

Государственное воздействие на структуру страхового рынка должно осуществляться по следующим  направлениям:

- разграничение  операций по страхованию жизни  и по иным видам страхования;

- необходимость  дальнейшего повышения минимального размера уставного капитала страховых организаций и реализация государством мер по стимулированию капитализации страхового рынка;

- осуществление  государственного воздействия на  структуру страхового рынка при  определении порядка организации  системы обязательного страхования.

Необходимо  проведение комплекса мер, направленных на корректировку системы страхования  в разрезе осуществляемых видов  страховой деятельности. При этом важно ориентироваться на международные  стандарты классификации по видам страхования.

Опыт  государств с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм страхования  весьма эффективен для превращения  сбережений населения в инвестиционный ресурс. Для этого необходимо создание предпосылок для превращения  страховых компаний в крупных институциональных инвесторов.

Итак, в  целях совершенствования государственного страхового надзора за деятельностью  страховых организаций и иных профессиональных участников рынка  страховых услуг, а также защиты прав и интересов его субъектов  необходимо осуществить следующие меры:

— повышение  надежности системы страхования  посредством установления единых требований и стандартов предоставления страховых  услуг, применяемых в международной  практике;

— установление правил, нормативов и показателей  платежеспособности и финансовой устойчивости на основе отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами ценообразования страховых услуг;

— финансовое оздоровление страховой компании, включая  обязательное увеличение капитала и  применение принудительных мер по управлению ее активами;

— установление для профессиональных участников страхования  требования о наличии соответствующих  образования и стажа работы по специальности, позволяющих выполнять  возложенные на них функции, а  также осуществление мер, препятствующих доступу к руководству страховой компанией лиц, допустивших финансовые злоупотребления.

 Поскольку отечественному страхованию предстоит еще проходить большой путь в своем развитии, постольку федеральные его проблемы неотделимы от региональных проблем.

  Наконец,  можно выделить перспективные направления развития страховой отрасли – это антитеррористическое страхование, страхование экспортных контрактов, финансируемое из бюджета, ипотечное страхование, страхование корпоративных клиентов. 
 
 
 
 
 

Заключение

 Изученные  в процессе подготовки данной  работы материалы позволяют сделать  вывод, что на сегодняшний день  назрела необходимость планомерного  развития страхового рынка. Для  этого, на мой взгляд, в первую  очередь его необходимо регламентировать. С этой целью государство должно оперативно решить вопросы с законодательной базой, налогообложением, обеспечением защиты интересов страхователя, и, самое главное, обеспечить выгодность страхования для граждан.

  Оценивая ситуацию на российском страховом рынке, можно сказать, что система страхования крайне неуравновешенна. И, прежде всего, потому, что потребность в страховании неуклонно растет, а подсистема профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в необходимом объеме указанную потребность. Наша страна, по уровню страхования в целом сильно отстает от  иностранных государств, поэтому я считаю, что нужно использовать их опыт в решении некоторых проблем.

  К сожалению,  государственное регулирование  не в полной мере облегчает  работу страховым компаниям, а это значит, что его необходимо улучшать и систематизировать.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Гражданский Кодекс РФ.
  2. Закон РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 315-Ф3 "О саморегулируемых организациях"
  4. Грищенко. - М.: Основы страховой деятельности, 2004 г.
  5. Арланюк – Малицкая. – М.: Страхование, 2010 г.
  6. А. М. Бабашкина. - М.: Финансы и статистика, 2006 г.
  7. Сплетухов, Ю.А. Место и роль государства в организации страхования в современных условиях // Финансы. – 2007.

     Интернет-источники:

  1. www.insur-info.ru Страхование сегодня.
  2. ru.wikipedia.org
  3. www.rgs.ru

Информация о работе Проблемы государственного регулирования страховой деятельности и пути их решения