Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа
Актуальность рассматриваемого вопроса усиливается еще и потому, что в современном обществе, наряду с традиционным предназначением - обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.), - объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.)
Введение…………………………………………………………………….........2
Глава 1. Страхование как экономическая категория…………………….........4
Экономическая сущность и значение страхования……………….........4
Отрасли и подотрасли страхования………………………………….......7
Имущественное страхование…………………………………………….7
Личное страхование………………………………………………………9
Страхование ответственности…………………………………………..10
Виды и формы страхования…………………..........................................11
Глава 2. Государственное регулирование страховой деятельности…………13
Государственное регулирование в современных условиях………………………………………………………………......17
Направления воздействия государства на участников страховых обязательств ……………………………………………………….…......17
2.2.1. Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов……………………………………………………..18
2.2.2. Законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка………………………………………………………………..18
2.2.3. Государственный надзор за страховой деятельностью………..............19
2.2.4. Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке………………………………………..…….21
Глава 3. Проблемы государственного регулирования
страховой деятельности и пути их решения…………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………...32
в-четвертых, созданием целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.
Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:
1) организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
2) создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;
3) определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;
4) установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций, сюрвейерам, аварийными комиссарами и т.п.
Структура законодательства по страхованию в России многоступенчата и определяется существующей правовой системой. Взаимоотношения субъектов страхового рынка регламентируются главой 48 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом "Об организации страхового дела в РФ", затем следуют ряд федеральных законов по конкретным видам страхования, в частности "О медицинском страховании граждан в РФ", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (первый рыночный закон о массовом виде страхования), "Об обязательном страховании военнослужащих". Завершают систему законодательства подзаконные акты Министерства финансов РФ как надзорного за страховым рынком органа, а также нормативные документы других министерств и ведомств.
Основной целью госрегулировании страхового рынка России, в первую очередь, является защита интересов страхователей и государства, что может выражаться не только в контроле за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховщиков, но и в обеспечении постоянных налоговых и иных поступлений от страховой отрасли.
Страховщики как субъект регулирования ожидают, в первую очередь, не столько надзорных, сколько развивающих страховой рынок, действий.
Минфин РФ занимается именно надзором за страховым рынком. Функциями перспективного развития большинства отраслей, в том числе и страховой индустрии, занимается Министерство экономического развития и торговли.
Характеристика современного развитие рынка страховых услуг
На 31.12.2010 зарегистрировано 618 страховых компаний. Сегодня в Едином государственном реестре субъектов страхового дела зарегистрировано 587 страховых организаций, годом ранее на рынке работало 640 компаний. Страховые премии (взносы) и страховые выплаты за 9 месяцев 2011 года ТОП 10 страховых компаний5.
№ |
Название страховой компании |
Поступления (кроме
обязательного медицинского страхования)
(тыс.руб. + % от всего рынка) |
Выплаты (кроме
обязательного медицинского страхования)
(тыс.руб. + % от всего рынка) |
1. | РОСГОССТРАХ (бывш. РОСГОССТРАХ-СТОЛИЦА) | 61 075 392 (12.37%) | 29 235 624 (13.17%) |
2. | СОГАЗ | 46 237 005 (9.36%) | 18 788 635 (8.46%) |
3. | ИНГОССТРАХ | 37 154 923 (7.52%) | 20 886 963 (9.41%) |
4. | РЕСО-ГАРАНТИЯ | 33 181 022 (6.72%) | 16 626 251 (7.49%) |
5. | АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ | 22 155 335 (4.49%) | 8 567 208 (3.86%) |
6. | ВСК (бывш. ВОЕННО-СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ) | 21 761 859 (4.41%) | 12 657 643 (5.70%) |
7. | СОГЛАСИЕ | 18 327 473 (3.71%) | 8 758 667 (3.95%) |
8. | РОСНО | 16 274 655 (3.30%) | 9 084 263 (4.09%) |
9. | СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК | 13 530 844 (2.74%) | 7 974 956 (3.59%) |
10. | ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ | 10 327 663 (2.09%) | 6 038 108 (2.72%) |
ТОП-10 компаний
за 9 месяцев 2011 года собрали 46,2% всех премий.
Количество крупных страховщиков, собирающих
более 1% от общего числа премий, сократилось
до 21 компании. За счет средств населения
за 9 месяцев 2011 г. было собрано 228,7 млрд.
руб. (рост на 16,5%), выплачено – 120,3 млрд.
руб. (рост на 2,4%) премий. Премии за счет
юридических лиц выросли на 18,4% по сравнению
с 9 месяцами 2010 года и составили 265,2 млрд.
руб. Уровень выплат на рынке сократился
и составил 68,8%. Число компаний, имеющих
уровень выплат более 100% увеличилось с
43 за 9 месяцев 2010 года до 57 за 9 месяцев
2011 года.
2.2. Направления воздействия государства на участников страховых обязательств
В условиях переходного периода регулирующая функция государства в страховой деятельности должна проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций. Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) - государственный страховой надзор (контроль). Подобная структура существует во многих странах.
Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, проводимое по нескольким направлениям:
а) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;
б) законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка:
в) государственный надзор за страховой деятельностью;
г) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.
Повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, совершенствование нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.
2.2.1 Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов
Прямое
участие государства в
2.2.2. Законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка
Структура законодательства по страхованию в России многоступенчата и определяется существующей правовой системой. Взаимоотношения субъектов страхового рынка регламентируются главой 48 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом "Об организации страхового дела в РФ", затем следуют ряд федеральных законов по конкретным видам страхования, в частности "О медицинском страховании граждан в РФ", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (первый рыночный закон о массовом виде страхования), "Об обязательном страховании военнослужащих". Завершают систему законодательства подзаконные акты Министерства финансов РФ как надзорного за страховым рынком органа, а также нормативные документы других министерств и ведомств.
2.2.3. Государственный надзор за страховой деятельностью
Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор, ФССН) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства финансов.
Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба страхового надзора образована в соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ № 330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора», в котором были определены функции, права, обязанности данного государственного органа.
4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 2706 Федеральная служба страхового надзора присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Этим же Указом были переданы функции ФССН к ФСФР (п. 2 Указа), которая теперь и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности
Правительство РФ приняло постановление от 30 июня 2004 года № 330 «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора», в котором были определены функции, права, обязанности данного государственного органа.
Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам в сфере страховой деятельности являются:
- за
соблюдением субъектами
- выполнение
иными юридическими или
- за
составом и структурой активов,
- обеспечение страховщиками финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;
- выдача
страховщиками банковских
- исполнение
плана восстановления
- соблюдение
страховыми организациями
2. Принятие
решения о выдаче или отказе
в выдаче лицензии субъектам
страхового дела за
3. Проведение
аттестации страховых
4. Введение единого государственного реестра субъектов страхового дела и их объединений.
5. Получение, обработка и анализ отчетности и иных сведений, предоставляемых субъектами страхового дела.
Информация о работе Проблемы государственного регулирования страховой деятельности и пути их решения