Перспективы развития страхования в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Но данная курсовая работа направлена не только на раскрытие сущности страхования, но и определить его нынешнее состояние как в мире, так и России и постараться выяснить его дальнейшие пути развития.
Такая цель курсовой работы породила несколько задач:
Выяснить исторические предпосылки развития страхования
Проанализировать текущее состояние на российском и мировых рынках страхования.
Выявить ряд проблем развития данной отрасли и предложить возможные пути решения.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

    В мировой практике существует три  типа финансово-правового регулирования  деятельности в сфере страхования.

    Первый  из них - преобладающий, когда финансово-правовое регулирование в сфере страхования осуществляется на уровне исполнительных федеральных органов власти (Россия, ФРГ, Великобритания). Второй - финансово-правовое регулирование осуществляется как федеральном уровне, так и на уровне провинций (Канада). Третий - финансово-правовое регулирование страховой деятельности осуществляется на уровне субъектов федерации (в частности, на уровне штатов в США).

    Финансово-правовое регулирование деятельности в сфере  страхования со стороны государства  проявляется, прежде всего, в следующем:

    - принятии нормативных правовых  актов, регулирующих страховую деятельность (в том числе и регулирующих финансовые отношения в этой сфере);

    - установлении обязательного страхования  в интересах общества и отдельных  категорий его граждан (государственное социальное страхование находится полностью в сфере именно финансово-правового регулирования);

    - проведении специальной налоговой  политики (данная функция полностью  находится в сфере именно финансово-правового  регулирования страховой деятельности со стороны государства);

    - установлении различного рода  льгот субъектам страхового дела  для стимулирования их деятельности(применение  льгот в сфере налогообложения и инвестиционной деятельности регулируется нормами финансового права).  

    2.1.1 Германия 

    Рассмотрим  систему и принципы надзора в  сфере страхования в Германии как стране наиболее близкой к Российской Федерации в части традиций законодательства. На рубеже XIX и XX вв. в основу германского надзорного права в сфере страхования была положена система материального надзора. Этот принцип действует и по сей день, несмотря на применение вступивших в действие координационных директив Европейского Союза. Германская система надзора в сфере страхования является одной из старейших в Европе, развивается в рамках континентального права и считается самой жесткой. Несмотря на федеративное государственное устройство, система надзора строго централизована Публично-правовое регулирование деятельности органов германской системы страхового надзора практически полностью осуществляется на федеральном уровне. Закон от 12 мая 1901 г. (в ред. от 17 декабря 1993 г.) «О надзоре за страховыми предприятиями (о страховом надзоре)», который определяет правовые основы государственного регулирования и надзора деятельности страховых организаций; Закон от 31 июля 1951 г «Об учреждении Федерального ведомства по надзору за страховой деятельностью» - основные законодательные акты, определяющие правовые основы, статус, структуру, функции Федерального ведомства по надзору за страховой деятельностью, его компетенцию и процедурные нормы, которыми он руководствуется в отношениях со страховыми организациями. Основную правовую регулирующую нагрузку в сфере страхования несет Федеральное ведомство страхового надзора. Наряду с Федеральным ведомством к органам страхового надзора также относятся управомоченные в сфере страхового надзора земельные органы. В мании существует двухуровневая система надзора: функции страхового надзора ФРГ распределены между управомоченными органами федерации и земель. Федеральное ведомство по страховому надзору осуществляет контроль за деятельностью германских и иностранных субъектов страхового дела, проводящих страхование в более, чем одной земле Надзор за деятельностью всех остальных страховых компаний осуществляется, как правило, земельными органами страхового надзора. Однако при известных условиях надзор может перейти к Федеральному ведомству. С другой стороны, Федеральное ведомство может поручить надзор за деятельностью страховых компаний, имеющих лишь небольшое экономическое значение, земельным органам страхового надзора Жесткость германского страхового надзора заключается в тех полномочиях, которыми он наделяется. Среди них - полномочия, связанные с финансово-правовым регулированием отношений в сфере страхования:

    1) по поводу повышения финансовой  устойчивости страховых компаний;

    2) по формированию страховых резервных  фондов в зависимости от вида  страхования 

    3) по использованию страховых резервных  фондов на основе строгого  разграничения их использования в зависимости от вида страхования, чтобы обеспечить максимально возможную рентабельность при постоянной ликвидности активов с соблюдением соразмерной диверсификации

    4) по поводу резерва платежеспособности

    5) в связи с соблюдением финансовых основ бизнес-плана;

    6) по установлению и ведению  финансовой отчетности. А также  полномочия административно-правового характера, связанные:

    1) со снижением страховых взносов;

    2) изменением как условий страхования,  так и условий договоров;

    3) отзывом лицензии; объявлением банкротства; 

    4) решением вопроса о принудительном  внешнем управлении страховых  компаний и др.

    Каждый  новый вид страхования проходит процедуру лицензирования и должен отвечать определенным законодательно установленным требованиям. Таким образом, страхователи имеют в своем распоряжении законодательство, гарантирующее соблюдение страховыми компаниями взятых обязательств. Жесткий тарифный надзор, действовавший в Германии до середины 90-х гг. XX в., был отменен в связи с ее интеграцией в единый страховой рынок Европейского Союза. [какой-то учебник]

    В числе крупных страховых компаний можно назвать страховое общество «Колония», концерн «Гермес», страховую  компанию «Альянс» отметившую в 2000 году свое 110-летие. Эта компания входит в число десяти крупнейших компаний мира. Характерной особенностью последних лет является интернационализация деятельности немецких страховых компаний

    До  недавнего слияния двух французских  страховых компаний «АХА» и «ИАР»  «Альянс» был самой крупной страховой компанией в Европе. На втором месте в Германии стоит страховая компания под названием «R+V». Ее подъем произошел благодаря падению Берлинской стены. Эта компания имеет кооперативную структуру, специализируется на страховании сельских жителей и сельскохозяйственных производств. И именно коллективная, кооперативная форме собственности привлекла к себе восточных немцев, которые предпочитают «R+V» всем другим.

    Группа  «Фольксфюрзорге» контролирует около 5 % рынка. Прочность позиций, удерживаемых страховыми монополиями страны, основывается на аккумулируемых у них огромных денежных ресурсах.

    Капиталовложения  страховых учреждений обеспечивают 25 % всех инвестиций в экономику, а  доходы от них формируют более 1/5 валовой дохода страховщиков и играют важную роль в их деятельности.

    Несмотря  на отсутствие законодательных ограничений  для иностранного каптала, немецкий страховой рынок относительно закрыт. Это связано с психологией  населения: немцы предпочитают своих  страховщиков. Кроме того, здесь  очень плотная агентская сеть. Около 50 тыс. агентов являются служащими компаний, работают полный рабочий день, и 27 тыс. - на неполном рабочем дне как совместители. Отношения между агентом и клиентом, как правило, долговременные и дружеские. Страховые услуга традиционные, Германские страховые компании не склонны к рискованным экспериментам. Например, Германия – единственная страна в Европе, кроме России, где до сих пор продают смешанные договоры страхования жизни, гарантирующие полное получение страховой суммы на случай смерти клиента и на случай его дожития до установленного срока. В других странах практикуется либо комбинированное страхование, в котором капитал, выплачиваемый в случае смерти, не равен капиталу, выплачиваемому при дожитии, либо так называемое контрстрахование, при котором в случае смерти клиента страховщик возмещает лишь накопленные по договору резервы премий. Обычно такие договоры заключаются на 20 лет. В Германии смешанное страхование жизни занимает 77 % рынка.

    В Германии высока степень концентрации у компаний, занимающихся перестрахованием. Здесь только 5 фирм сосредотачивают в своих руках почти 75 % сбора премий.

    Проникновение страховых компаний на иностранные  рынки началось в 50-е годы, причем тогда перестраховочные общества проявляли  большую активность по сравнению с фирмами первичного страхования. Германия – мировой центр перестрахования, услугами которого пользуются и российские страховые компании. И произошло это не случайно. После окончания первой мировой войны немецким страховым компаниям, занимающимся прямым страхованием, было запрещено работать за границей. А перестраховщиков этот запрет не коснулся, сюда устремился страховой капитал, что и принесло с годами свои результаты.

    Операции  за границей ведутся отделениями  и через контролируемые иностранные  компании. Большая часть зарубежных отделений находится в западноевропейских странах, в других регионах преобладают участие в капитале местных обществ.

    Важная  особенность немецкого рынка - банкострахование, когда страховая компания в своих  торговых точках занимается не только страхованием, но и предоставлением банковских услуг.

    Крупнейшей  страховой компанией, как в Германии, так и во всей Западной Европе является «Альянс Акциенгезёль шафт холдинг». Сфера деятельности этой компании чрезвычайно  разнообразна: от страхования домашних животных до страхования сверхзвуковых лайнеров. На внутреннем рынке она занимает в страховании жизни 23,5 % общего сбора страховых взносов; по рисковым имущественным видам и от несчастного случая - 19,1 %, в больничном страхований - 17 %. «Альянс» активно действует за границей. Более 60 % своих зарубежных операций фирма ведет в США и Канаде, 34 % - в западноевропейских странах. Компания располагает разветвленной сетью иностранных дочерних фирм. Наиболее крупные их них «Альянс холдинг» и «Альянс Весдот БФ» в Амстердаме, страховая корпорация в США «Альянс оф Америка». Также необходимо отметить, что «Альянс» проник и на рынок РФ, являясь совладельцем страховой компании «РОСНО».

    «Мюнхенер Рюкферзихерунг Гезельшафт АГ» - ведущая  перестраховочная' компания в мире, образована в 1880 году. Фирма в процессе своего развития постоянно укрепляла свои позиции за счет слияний и поглощений. В настоящее время имеет мажоритарные участия в капиталах в 6 германских компаниях, в 28-доля контролируемого пакета акций составляет от 25 до 50 %, является держателем ценных бумаг 14 из 18 дочерних обществ «Альянса». Компания имеет своих представителей в наблюдательных советах банков «Дойче банк», «Дрезден банк», «Байерише Ферейнс банк», промышленных концернах «Тиссен АГ», «БМВ», «БАСФ», ведет широкомасштабную зарубежную деятельность в 135 странах, имеет 35 иностранных дочерних компаний. [какой-то учебник] 

    2.1.2. США

    США, по контрасту со многими другими  государствами, не имеет федеральной  системы регулирования деятельности в сфере страхования.            Исторически контрольную и регулирующую функции в сфере страхования осуществляют именно штаты, и их полномочия оговорены Актом МакКаррана-Ферпосона. В рамках конституционных ограничений, с разрешения Конгресса США, органы законодательной власти штатов осуществляют правовое регулирование деятельности в сфере страхования. За Конгрессом США закреплена роль наблюдателя. Таким образом каждый штат осуществляет регулирование деятельности в сфере стра- хования на своей территории, а федеральное законодательство регла- ментирует складывающиеся отношения в сфере страхования только в той мере, в которой имеющие место отношения в сфере страхования не регулируются законодательством штатов. Законодательство штатов воз- лагает полномочия по регулированию деятельности в сфере страхования на специальный орган - Страховой департамент. [Алиев Р. Страховое регулирование США: обзор// страховое дело, 2000, №5 с18-34]

    В большинстве штатов Страховой департамент  подчиняется непосредственно губернатору и фактически представляет собой министерство, возглавляемое назначаемым на этот пост комиссаром (суперинтендантом, директором). Однако в некоторых штатах это орган возглавляет выборное лицо, и он выведен из подчинения губернатору. В нескольких штатах ответственность по регулированию деятельности в сфере страхования возложена на комиссии или советы, которые и выбирают руководящее лицо. Во многих штатах официальное лицо, которое руководит страховым департаментом, имеет и другие обязанности, такие как аудитор штата, контролер или казначей. В ряде штатов Страховой департамент объединен с другими департаментами, осуществляющими регулирование в иных сферах финансовой деятельности, например, с банковским или департаментом ценных бумаг. В рамках действующей системы прецедентного права (как известно в США действует англо-американская система права, основная черта которой: закон не является основным источником права, наряду с ним большую роль играет и судебный прецедент, а законодательство определяет лишь наиболее общие условия, правовые рамки деятельности в той или иной сфере без деятельной регламентации), в соответствии с принципами федерализма в США, и строится децентрализованная модель правового регулирования деятельности в сфере страхования. Единых основополагающих федеральных законов о страховании, таких, как в европейских странах, в США нет. Специальные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, складывающиеся в сфере страхования, принимаются в основном на уровне штатов. Финансово-правовые принципы, на которых строится юридическая деятельность органов исполнительной власти в сфере регулирования страхования, в разных штатах принципиально различаются. Каждый штат фактически имеет собственную, автономную страховую систему и соответственно развивает собственную модель правового регулирования Можно сказать, что в США существует 55 моделей правового регулирования страхования (50 штатов и округа: Колумбия, Американского Самоа, Гуама, Пуэрто-Рико и Вирджинские острова).

    Контроль  за обеспечением платежеспособности и финансовой устойчивости субъектов страхового дела также осуществляется только на уровне штатов на основании анализа их годовых отчетов. Каждый штат устанавливает требования к собственному капиталу, страховым резервным фондам и размещению инвестиций субъектов страхового дела, порядок подтверждения этих показателей аудиторами, ограничения в тарифной политике. Инвестиции ограничиваются правительственными ценными бумагами, обеспеченными корпоративными долгами, займами владельцев полисов. Особенно велики ограничения для компаний, осуществляющих страхование жизни, вложения их денежных средств лимитированы только консервативными инвестициями. Страховые департаменты осуществляют финансово-правовое регулирование отношений, возникающих по поводу образования и использования гарантийного фонда, формируемого за счет обязательных отчислений страховых компаний. Размер отчислений устанавливается в процентах к величине активов и колеблется от 2 до 5%. За счет средств гарантийных фондов производятся выплаты страхователям обанкротившихся страховых компаний.

Информация о работе Перспективы развития страхования в России и за рубежом