Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:12, контрольная работа
Объектом данного исследования являются государственные отношения, определяющие экономическую сущность и необходимость налогов, их роль в формировании доходов бюджетов всех уровней.
Предмет исследования - налоги как основной источник доходов бюджетной системы, а также общая характеристика налоговой системы и налоговой политики современной России.
Целью исследования является изучение темы «Налоги и их роль в формировании бюджета» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:
- дать характеристику сущности налога как экономической и исторической категории;
- дать характеристику функциям налога как экономической и исторической категории;
- охарактеризовать признаки налогов;
- пояснить основные функции налогов;
- провести анализ существующей системы налогообложения;
- провести анализ объемов поступлений налоговых доходов в бюджеты различных уровней;
- рассмотреть основные направления налоговой политики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность, функции и классификация налогов ……………………...……5
1.2. Правовое регулирование налогообложения ……………………………...9
1.3. Налоговая политика государства ……………………………………...….15
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 и 2012 ГОДОВ
2.1. Задачи и методы «Основных направлений налоговой политики на 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов» …………………………………..18
2.2. Основные итоги реализации налоговой политики ………………………..27
2.3. Изменения доходов бюджетной системы в результате реализации налоговой политики ……………...……35
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013ГОДОВ
3.1. Современные пути реализации налоговой политики государства ……….40
3.2. Налоговое стимулирование инновационной деятельности ………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..……58
Так, начиная с 2010 года, средние ставки транспортного налога, установленные Кодексом, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Ранее указанные ставки могли быть изменены не более чем в пять раз в сторону увеличения или уменьшения. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
В целях развития транспортной инфраструктуры и обеспечения конкурентоспособности транспортных услуг, а также стимулирования развития инновационной деятельности, Правительством Российской Федерации подготовлен и внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 305257-5 «О внесении изменения в статью 376 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Законопроектом предусматривается временное (до 2025 года) уменьшение налоговой базы на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.
Изменение доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2010 году предполагалось составит следующую величину (по тем направлениям, по которым возможно произвести оценку)[18,19]:
1) В связи с увеличением предельного размера дохода с 20000 рублей до 40000 рублей, при котором налогоплательщики имеют право на получение стандартного налогового вычета в размере 400 рублей, уменьшение доходов составит 8,6 млрд. рублей;
2) В связи с увеличением стандартного налогового вычета на каждого ребенка с 600 рублей до 800 рублей без ограничения суммы дохода, при котором налогоплательщики вправе воспользоваться данным налоговым вычетом, снижение доходов бюджетной системы составит 32,2 млрд. рублей.
3) Потери бюджетной системы по налогу на прибыль организаций в результате увеличения размера взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, с 3 до 6 процентов от суммы расходов на оплату труда, оцениваются в сумме 14,6 млрд. рублей, в том числе потери федерального бюджета составят 4,0 млрд. рублей.
4) Увеличение поступлений НДПИ на нефть в федеральный бюджет в случае отмены нулевой ставки НДПИ в отношении технологических потерь при добыче нефти в условиях макроэкономического прогноза на 14.03.2009 г. в 2010 – 2011 годах при объемах технологических потерь в размере 2,63 млн. тонн в 2009 г. и 2,68 млн. тонн в 2011 году соответственно составит 6591,7 млн. рублей и 6772,2 млн. рублей.
5) Уменьшение поступлений НДПИ на нефть в случае повышения необлагаемой минимальной цены на нефть, применяемой при расчете коэффициента Кц, установленного пунктом 3 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, с 9 до 15 долларов США, в условиях макроэкономического прогноза на 14.03.2008 г. в 2010 – 2011 годах составит соответственно 104,1 млрд. рублей (в т.ч. федеральный бюджет – 98,9 млрд. рублей) и 112,0 млрд. (в т.ч. федеральный бюджет – 106,4 млрд. рублей).
Всего в 2010 году в федеральный бюджет поступило 3 012,4 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2009 году (Рисунок 2.1).
Рисунок 2.1. Показатели поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2009-2010 гг.
Показатели, заложенные на 2010 год в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» в части ФНС России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 402 млрд. рублей.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%) (Рисунок 2.2.).
Рисунок 2.2. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2010 году (в %)
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2010 году составили 195,4 млрд. рублей. По сравнению с 2009 годом поступления снизились в 3,9 раза.
Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2010 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2010 году составили 509,8 млрд. рублей и по сравнению с 2009 годом выросли на 3 млрд. рублей, или на 1%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2010году составили 1 176,6 млрд. рублей и по сравнению с 2009 годом выросли на 18%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2010 году 30,6 млрд. рублей, что на 24% меньше, чем в 2009 году.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2010 году 81,7 млрд. рублей и снизились относительно 2009 года на 35%.
Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2010 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2010году поступило в федеральный бюджет 981,5 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 887,6 млрд. рублей, газа горючего природного – 75,0 млрд. рублей, газового конденсата – 6,6 млрд. рублей.
По сравнению с 2009 годом поступления НДПИ снизились в 1,6 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с 98,2$ в декабре 2008 года – ноябре 2009 года до 57,8$ в декабре 2009 года – ноябре 2010 года, или в 1,7 раза).
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2010 году поступило 1 267,7 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2009 году.
В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2010 году поступило 61,5 млрд. рублей, что на 17% меньше, чем в 2009 году.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2010 году поступило 89,8 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2009 году.
В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2010 году поступило 162,2 млрд. рублей, что соответствует уровню 2009 года.
Всего в январе-ноябре 2011 года (по предварительным данным) в федеральный бюджет поступило 2 885 млрд. рублей, что на 27% больше, чем в январе-ноябре 2010 года (Рисунок 2.3.).
Рисунок 2.3. Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-ноябре 2010-2011 гг.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (43%), НДС (41%) и налога на прибыль (8%) (Рисунок 2.4).
Рисунок 2.4. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе-ноябре 2011 года (в %)
Поступления налога на прибыль организаций в январе-ноябре 2011 года составили 218 млрд. рублей, что на 30% больше, чем в январе-ноябре 2010 года.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-ноябре 2011 года поступило 1 196 млрд. рублей, что на 10% больше, чем в январе-ноябре 2010 года.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в январе-ноябре 2011 года поступило 48 млрд. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в январе-ноябре 2010 года.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-ноябре 2011 года составили 104 млрд. рублей и выросли относительно января-ноября 2010года на 40%.
Налога на добычу полезных ископаемых в январе-ноябре 2011 года поступило 1 246 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 147 млрд. рублей, газа горючего природного – 77 млрд. рублей, газового конденсата – 9 млрд. рублей.
По сравнению с январем-ноябрем 2009 года поступления НДПИ выросли на 42%, что обусловлено повышением цены на нефть (с 56,2$ в декабре 2009 года - октябре 2010 года до 76,0$ в декабре 2010 года – октябре 2011 года, или в 1,4 раза).
Краткие выводы по главе:
В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 – 2010 годов. «Основные направления налоговой политики на 2008 – 2010 годы», одобренные Правительством Российской Федерации, предусматривают внесение изменений в налоговое законодательство по следующим направлениям: контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения; налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам; введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций; совершенствование налога на добавленную стоимость; международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен; совершенствование порядка налогообложения при реализации концессионных соглашений.
В результате реализации «Основных направлений» можно сказать, что всего в 2010 году в федеральный бюджет поступило 3 012,4 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2009 году. Показатели, заложенные на 2010 год в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2010год и на плановый период 2011 и 2012 годов» в части ФНС России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 402 млрд. рублей.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).
Всего в январе-ноябре 2011 (по предварительным данным) года в федеральный бюджет поступило 2 885 млрд. рублей, что на 27% больше, чем в январе-ноябре 2010 года. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (43%), НДС (41%) и налога на прибыль (8%).
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ
В период 2011-2013 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов».
Также ожидается принятие федеральных законов, разработанных в рамках реализации Основных направлений налоговой политики, одобренных в предыдущие годы, проекты которых уже были внесены Правительством Российской Федерации в Государственную Думу или концепция которых уже согласована Правительством Российской Федерации.
Величина налоговой нагрузки в Российской Федерации, рассчитанная как соотношение поступления налогов, иных обязательных платежей и валового внутреннего продукта, в 2000-2008 гг. находилась на уровне 35-36% ВВП. Эта величина сопоставима со средней величиной нагрузки в странах, входящих в Организацию экономического содружества и развития (далее – ОЭСР). Однако факторный анализ по результатам международных сопоставлений уровня налоговой нагрузки в странах ОЭСР и Российской Федерации показал, что с учетом значений факторов, характеризующих уровень экономического развития в странах ОЭСР, и зависимости налоговой нагрузки от этих факторов, теоретическое значение налоговой нагрузки составляет от 28,2% ВВП до 29,3% ВВП (в зависимости от применяемой методологии). Такой результат факторного анализа означает, что фактический уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации превышает тот уровень, который сложился бы в стране в существующих условиях с учетом взаимосвязей между уровнем экономического развития и уровнем налоговой нагрузки в странах ОЭСР
Вместе с тем, поскольку доходы бюджетной системы Российской Федерации в значительной степени зависят от объема экспорта сырьевых товаров, налоговая нагрузка на экономику включает в себя значительную конъюнктурную составляющую, обусловленную динамикой мировых цен на энергоносители и вкладом прочих факторов (в том числе, государственной политики, настроения инвесторов и населения и т.д.).
Таким образом, если уровень налоговой нагрузки в экономике Российской Федерации в 2007 г. в целом составил 36,8% ВВП, то, по имеющимся оценкам, конъюнктурная компонента нагрузки (обусловленная благоприятной ценовой конъюнктурой) составила 8,3% ВВП, а структурная компонента (нагрузка, которая бы при прочих равных условиях имела место при фиксации цен на нефть на среднем многолетнем уровне) – 28,5% ВВП.
Информация о работе Налоги как основной источник доходов бюджетной системы