Налоги как основной источник доходов бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:12, контрольная работа

Описание работы

Объектом данного исследования являются государственные отношения, определяющие экономическую сущность и необходимость налогов, их роль в формировании доходов бюджетов всех уровней.
Предмет исследования - налоги как основной источник доходов бюджетной системы, а также общая характеристика налоговой системы и налоговой политики современной России.
Целью исследования является изучение темы «Налоги и их роль в формировании бюджета» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:
- дать характеристику сущности налога как экономической и исторической категории;
- дать характеристику функциям налога как экономической и исторической категории;
- охарактеризовать признаки налогов;
- пояснить основные функции налогов;
- провести анализ существующей системы налогообложения;
- провести анализ объемов поступлений налоговых доходов в бюджеты различных уровней;
- рассмотреть основные направления налоговой политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность, функции и классификация налогов ……………………...……5
1.2. Правовое регулирование налогообложения ……………………………...9
1.3. Налоговая политика государства ……………………………………...….15
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 и 2012 ГОДОВ
2.1. Задачи и методы «Основных направлений налоговой политики на 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов» …………………………………..18
2.2. Основные итоги реализации налоговой политики ………………………..27
2.3. Изменения доходов бюджетной системы в результате реализации налоговой политики ……………...……35
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013ГОДОВ
3.1. Современные пути реализации налоговой политики государства ……….40
3.2. Налоговое стимулирование инновационной деятельности ………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..……58

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам, налоги и их роль.doc

— 574.00 Кб (Скачать)

Также в рамках рассматриваемых изменений была исключена необходимость подачи налогоплательщиком отдельного документа – заявления  на получение налоговых вычетов при представлении в налоговый орган налоговой декларации, в которой уже заявлено право на получение налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.

2. В рамках реализации концепции создания в Российской Федерации международного финансового центра был внесен ряд изменений в Кодекс, направленных на оптимизацию порядка налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок. В Кодекс была включена новая редакция положений, регулирующих налогообложение операций физических лиц с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, что позволило, в частности:

- уточнить перечень расходов и порядок исчисления налоговой базы физических лиц по таким операциям, в том числе по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, полученными в результате обмена (конвертации), в порядке наследования и дарения, а также по операциям, осуществляемым в пользу физического лица доверительным управляющим;

– расширить перечень финансовых инструментов срочных сделок, расходы по операциям с которыми принимаются для целей налогообложения доходов физических лиц, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок (за счет обращающихся на организованном рынке финансовых инструментов с базисными активами, отличными от ценных бумаг и фондовых индексов, рассчитываемых организаторами торговли на рынке ценных бумаг, а также за счет не обращающихся на организованном рынке опционных контрактов);

- расширить перечень операций с ценными бумагами, расходы по которым принимаются для целей налогообложения доходов физических лиц, полученных от операций с ценными бумагами (за счет операций РЕПО и займа ценными бумагами);

- сократить число групп доходов физических лиц от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, налоговая база по которым определяется отдельно;

- уточнить порядок налогообложения доходов физических лиц, полученных в виде материальной выгоды при совершении операций с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов;

- предусмотреть возможность переноса на будущие периоды убытков, полученных физическими лицами в результате совершения операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке.

5. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущества физических лиц

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность и комплексный характер этой реформы, в прошедшем периоде велась работа по подготовке к введению налога на недвижимость в Российской Федерации.

В целях реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2009-2011 годах» и в соответствии с Графиком работ по принятию главы Кодекса, регулирующей налогообложение недвижимости, предусматривалось:

- разработка и принятие нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (2008-2012 годы);

- рассмотрение проекта федерального закона № 445126-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации»;

- разработка нормативных правовых актов в целях реализации положений Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и других законодательных актов Российской Федерации» (2008-2009 годы);

- информационное наполнение кадастра объектов недвижимости, в том числе перенос сведений из Государственного земельного кадастра и данных бюро технической инвентаризации (2008-2012 годы);

- определение эффективной налоговой ставки и налоговых льгот для исчисления местного налога на недвижимость и подготовка проекта поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (2010 год).

Минэкономразвития России осуществляется разработка нормативных правовых актов в целях реализации положений проекта федерального закона № 445126-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации», принятого в первом чтении Государственной Думой. 

Также были разработаны и утверждены:

- федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», которым введено понятие кадастровой стоимости объекта недвижимости, раскрывается цель оценки, предполагаемое использование результата оценки;

- методические рекомендации по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого фонда для целей налогообложения, методические рекомендации по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда для целей налогообложения.

6. Налог на добычу полезных ископаемых

1. Расширение сферы действия налоговых каникул, предоставляемых по налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ), взимаемому при добыче углеводородного сырья (нефти).

Для создания стимулов к разработке морских нефтяных месторождений Правительством Российской Федерации в Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий установление ставки НДПИ в размере 0 рублей в отношении нефти, добытой на начальном этапе разработки нефтяных месторождений, расположенных в акватории Черного и Охотского морей. Указанный законопроект принят Государственной Думой в первом чтении.

2. Изменения в порядке исчисления НДПИ, уплачиваемого при добыче твердых полезных ископаемых.

Правительством Российской Федерации в 2009 году в Государственную Думу был представлен законопроект о внесении изменений в Кодекс, который предусматривает введение нового порядка исчисления НДПИ при добыче угля. Данным законопроектом устанавливается дифференцированный порядок исчисления НДПИ при добыче угля в зависимости от вида угля, при этом законопроект учитывает необходимость минимизации негативных последствий, вызванных трансфертным ценообразованием в угольной отрасли.

В качестве самостоятельных видов полезных ископаемых были выделены антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый и уголь за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, которые определяются в соответствии с классификацией, установленной Правительством Российской Федерации.

Законопроектом предусмотрена периодическая ежегодная индексация ставок НДПИ, уплачиваемого при добыче угля, на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение цен на уголь. Данный коэффициент будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Это позволит создать механизм периодической индексации налоговых ставок в соответствии с фактическим уровнем цен на уголь без внесения изменений в Кодекс, как это установлено в настоящее время применительно к НДПИ, уплачиваемому при добыче нефти.

Кроме того, законопроект позволяет уменьшать суммы исчисленного НДПИ на величину затрат, произведенных в целях обеспечения безопасности труда на участках недр с высоким уровнем метанообильности и склонностью угля к самовозгоранию (по перечню затрат, который будет установлен Правительством Российской Федерации). Размер указанного налогового вычета не должен превышать 30 процентов от первоначально исчисленной суммы налога.

7. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов

В целях снижения налоговой нагрузки для малого бизнеса, а также в качестве антикризисной меры, в том числе направленной на смягчение негативных последствий повышения ставок страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, были внесены изменения в Кодекс, которые привели к значительному расширению возможностей по применению упрощенной системы налогообложения.

Так, для организаций увеличен с 15 млн. рублей до 45 млн. рублей предельный размер доходов, дающих право для перехода на упрощенную систему налогообложения по итогам девяти месяцев того года, в котором подается соответствующее заявление.

Размер ограничения по доходам налогоплательщиков (как организаций, так и индивидуальных предпринимателей), превышение которого за налоговый период (календарный год) влечет утрату права применения упрощенной системы налогообложения, увеличен начиная с итогов отчетного (налогового) периода за 2010 год  с 20 млн. рублей до 60 млн. рублей.

Указанный режим, предусматривающий расширение имеющихся ограничений по доходам, установлен на 3 года до 1 января 2013 года, и в этот период периодической ежегодной индексации этих величин производиться не будет.

Также в 2009 году был уточнен ряд положений упрощенной системы налогообложения на основе патента. В целях исключения внутренних противоречий, содержащихся в Кодексе, в частности, исключены такие основания для утраты индивидуальным предпринимателем права применять упрощенную систему налогообложения на основе патента, как:

- привлечение индивидуальным предпринимателем в своей предпринимательской деятельности наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера), так как с 1 января 2009 г. индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения на основе патента, получил право привлекать наемных работников, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период пять человек;

- осуществление индивидуальным предпринимателем на основе патента вида предпринимательской деятельности, не предусмотренного в законе субъекта Российской Федерации. Исключение данного основания связано с тем, что Кодекс не запрещает индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения на основе патента, осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, налогообложение которых осуществляется в рамках иных налоговых режимов. 

Помимо перечисленных изменений был расширен перечень видов предпринимательской деятельности, осуществление которой позволяет применять упрощенную систему налогообложения на основе патента, а также были уточнены сроки, за которые производится пересчет годовой стоимости патента в соответствии с продолжительностью того периода, на который этот патент был выдан. 

8. Налоговое администрирование

В целях совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен Правительством Российской Федерации был внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 305289-5 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». Данный законопроект был одобрен Государственной Думой в первом чтении.

В целях совершенствования порядка изменения срока уплаты налога и иных вопросов налогового администрирования Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 269777-5 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов», внесенный Правительством Российской Федерации.

Законопроект, в частности, направлен на совершенствование порядка предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов, расширение возможностей для применения инвестиционного налогового кредита, уточнение сроков и процедур взыскания  задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, определение исчерпывающего перечня оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию.

9. Урегулирование вопросов налогообложения организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей.

10. Единый социальный налог

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» единый социальный налог отменен.

11. Государственная пошлина

В целях оптимизации перечня юридически значимых действий, совершаемых государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и (или) должностными лицами, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, были упорядочены перечни юридически значимых действий, при совершении которых взимается государственная пошлина, а также проиндексированы ставки государственной пошлины, установленные Кодексом, в среднем в два раза.

12. Транспортный налог

В целях повышения налоговой автономии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также создания условий для повышения доходов региональных бюджетов, принят Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», расширяющий с 1 января 2010 г. диапазон возможных ставок транспортного налога, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Налоги как основной источник доходов бюджетной системы