Налоги как основной источник доходов бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:12, контрольная работа

Описание работы

Объектом данного исследования являются государственные отношения, определяющие экономическую сущность и необходимость налогов, их роль в формировании доходов бюджетов всех уровней.
Предмет исследования - налоги как основной источник доходов бюджетной системы, а также общая характеристика налоговой системы и налоговой политики современной России.
Целью исследования является изучение темы «Налоги и их роль в формировании бюджета» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:
- дать характеристику сущности налога как экономической и исторической категории;
- дать характеристику функциям налога как экономической и исторической категории;
- охарактеризовать признаки налогов;
- пояснить основные функции налогов;
- провести анализ существующей системы налогообложения;
- провести анализ объемов поступлений налоговых доходов в бюджеты различных уровней;
- рассмотреть основные направления налоговой политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность, функции и классификация налогов ……………………...……5
1.2. Правовое регулирование налогообложения ……………………………...9
1.3. Налоговая политика государства ……………………………………...….15
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 и 2012 ГОДОВ
2.1. Задачи и методы «Основных направлений налоговой политики на 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов» …………………………………..18
2.2. Основные итоги реализации налоговой политики ………………………..27
2.3. Изменения доходов бюджетной системы в результате реализации налоговой политики ……………...……35
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013ГОДОВ
3.1. Современные пути реализации налоговой политики государства ……….40
3.2. Налоговое стимулирование инновационной деятельности ………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..……58

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам, налоги и их роль.doc

— 574.00 Кб (Скачать)

Для налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, применяются особая шкала налоговых ставок, согласно которой регрессия начинает применяться с налоговой базы, превышающей 75 001 рубль на одно физическое лицо.

Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять установленный порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. В этом случае расходы указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами налогоплательщика в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 Кодекса, – включаются в состав расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию.

10. Улучшение качества налогового администрирования

Налоговая политика не может быть инструментом краткосрочного регулирования экономики. Следует добиваться стабильности налогового законодательства и не допускать изменений, снижающих устойчивость доходной части бюджета к резким изменениям внешнеэкономических факторов. Уточнение налогового законодательства должно быть направлено на ликвидацию неопределенности норм законодательства и возможности его неоднозначной трактовки. С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы, неопределенности прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение нагрузки возможно, прежде всего, за счет повышения качества налогового администрирования.

С 2007 года введен в действие комплекс изменений в налоговое законодательство, направленных на совершенствование налогового администрирования[5]. Внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации поправки касаются наиболее конфликтных сторон взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, истребования документов у налогоплательщика в ходе налоговых проверок, взыскания недоимки.

Несмотря на то, что эти изменения были приняты еще в 2006 году, они носят масштабный характер, а их эффективное внедрение является отдельной и весьма сложной задачей.

Работа по повышению эффективности налогового администрирования призвана создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов. С тем, чтобы с одной стороны избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой – сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства.

Начиная с 2009 года, обжалование решений налоговых органов о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в судебном порядке будет возможно только после административного обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган. Мировой опыт показывает, что при эффективном функционировании досудебных процедур до разбирательства дела в суде доходит незначительное количество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Совершенствование налогового администрирования основывается не только на законодательстве, но и требует изменения культуры и идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. В рамках этой деятельности проводятся организационные преобразования в системе налоговых органов. Будут приняты и внедрены административные регламенты деятельности налоговых органов, определяющие процедуры рассмотрения заявлений налогоплательщика, выдачи необходимых документов и т.д.

Утверждены критерии оценки деятельности налоговых органов, которые учитывают не только эффективность мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства, но и состояние работы с налогоплательщиками в целом. Анализ результатов в соответствии с этими критериями позволит более точно оценить результативность работы налоговых органов, в том числе и в отношении налогов, поступающих в бюджеты субъектов и местные бюджеты. На основании этих критериев утверждена и начала применяться система премирования сотрудников налоговых органов в зависимости от достигнутых результатов.

Также в налоговых органах была создана система внутреннего налогового аудита. Подход, основанный на разделении функций по принятию решений по результатам налоговых проверок, выполняемых контрольными подразделениями Федеральной налоговой службы, и рассмотрению жалоб налогоплательщиков на указанные решения, оправдывает себя. Изменение подходов к организации налогового контроля, а также усиление аналитической составляющей в деятельности Федеральной налоговой службы, приводит к заметному сокращению количества выездных налоговых проверок. Так, если в 2005 году было проведено 306 тыс. выездных налоговых проверок, то по итогам 2008 года количество выездных налоговых проверок составило 106 тыс. С 56 тыс. в 2007 году до 17 тыс. в 2008 году сократилось количество «тематических проверок», что свидетельствует о комплексном подходе налоговых органов к организации проверки, а также приводит к снижению административной нагрузки на бизнес.

При этом о возросшем качестве работы налоговых органов в области налогового контроля свидетельствуют показатели результативности налоговых проверок – если в 2006 году доля удовлетворенных исковых требований в судах в пользу налоговых органов составила 52% от общего объема требований, то по итогам 2007 года этот показатель составил 67%. Внедрение процедур досудебного рассмотрения споров, а также критериев материального стимулирования работников налоговых органов позволит и далее повышать эффективность налогового администрирования при общем снижении административной нагрузки на налогоплательщиков.

 

2.2. Основные итоги реализации налоговой политики

 

Реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» проводилась во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. Подведем некоторые итоги:

1. Налог на прибыль организаций

1. Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» реализован комплекс мер, направленных на совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.

2. Уточнен порядок определения налоговой базы налоговым агентом по доходам от долевого участия для организаций, получающих доходы от долевого участия в российских организациях. С 2010 года при определении суммы налога учитывается общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей дивидендов, а не только налогоплательщиков – получателей дивидендов.

3. В рамках совершенствования налогообложения торговых организаций с 1 января 2010 г. определен порядок оценки излишков товарных и материально-производственных запасов.

4. В целях сближения бухгалтерского и налогового учета отменена переоценка полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте в налоговом учете.

5. В рамках реализации концепции создания в Российской Федерации мирового финансового центра был снижен барьер для предоставления освобождения от налогообложения налогом на прибыль организаций доходов "стратегических" акционеров, получаемых в виде дивидендов. В частности, из Кодекса исключено ограничение в 500 млн. рублей, которое было необходимо до 1 января 2010 года как условие для применения нулевой ставки налога на прибыль организаций при налогообложении дивидендов, получаемых российскими "стратегическими" акционерами, то есть лицами, владеющими более 50 процентами акций организации, выплачивающей дивиденды.

2. Налог на добавленную стоимость

За прошедший период в отношении налога на добавленную стоимость были осуществлены следующие изменения.

1. В целях совершенствования процедуры возмещения налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в Кодекс внесены изменения, направленные на сокращение сроков возмещения налога[9].

Вступившими в силу изменениями установлен заявительный порядок возмещения НДС, представляющий собой осуществление зачета (возврата) суммы НДС, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

Право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 миллиардов рублей.

2. В целях снижения издержек налогоплательщиков по исполнению законодательства о налогах и сборах в Кодекс были внесены изменения, устраняющие неблагоприятные последствия при незначительных нарушениях правил заполнения счетов-фактур. Так, ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, более не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.

3. В целях уточнения порядка налогообложения НДС операций по реализации финансовых инструментов срочных сделок установлены особенности определения налоговой базы по этому налогу для финансовых инструментов срочных сделок, заключаемых на бирже.

4. В качестве меры, направленной на совершенствование налогообложения операций, связанных с эксплуатацией жилого фонда, уточнен порядок применения НДС управляющими организациями и товариществами собственников жилья (далее – ТСЖ).

Учитывая, что коммунальные услуги, реализуемые управляющим компаниям и ТСЖ, организациями коммунального комплекса, а также поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, от налогообложения НДС не освобождены, а управляющие организации и ТСЖ являются по существу сборщиками платы за коммунальные услуги, с 1 января 2010 г. предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения коммунальных услуг, в том числе с НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, освобождено от налогообложения НДС.

Аналогичный порядок применения освобождения от налогообложения НДС установлен по работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

5. Кроме того, с 1 января 2010 г. в налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями и ТСЖ, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

3. Акцизное налогообложение

В 2009 году были приняты изменения в Кодекс, предусматривающие ежегодную индексацию ставок акцизов в 2010-2012 годах с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Одновременно были существенно повышены ставки акцизов на пиво, табачную продукцию, слабоалкогольную продукцию. Впервые с 2005 года были индексированы ставки акциза в отношении нефтепродуктов.

Также в истекшем году были внесены изменения в соответствующую главу Кодекса, позволяющие предотвратить применение различных схем по уклонению от уплаты акцизов на алкогольную продукцию за счет ограничения права на налоговые вычеты в случае использования в качестве сырья при производстве крепкого алкоголя спиртсодержащей продукции вместо спирта.

4. Налог на доходы физических лиц

В положения Кодекса, регулирующие налог на доходы физических лиц, были внесены следующие изменения.

1. Для упрощения декларирования доходов физическими лицами в Кодекс были внесены изменения, позволяющие не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов.

Внесенные изменения по сути означают изменение формы предоставления освобождения от налогообложения доходов, получаемых физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Ранее, до внесения указанных изменений, при продаже такого имущества налогоплательщику предоставлялся имущественный налоговый вычет в размере доходов, полученных от продажи имущества, что по сути приводило к освобождению от налогообложения полученных доходов, однако для получения такого освобождения налогоплательщики были обязаны представить не только налоговую декларацию, но и заявление на предоставление имущественного налогового вычета.

Таким образом, с учетом внесенных изменений уже в 2010 году налогоплательщики, получившие доход от реализации в 2009 году имущества, которое находилось в их собственности более трех лет (например, автомобили, квартиры, иное имущество) не будут обязаны представлять налоговую декларацию.

Информация о работе Налоги как основной источник доходов бюджетной системы