Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:12, контрольная работа
Объектом данного исследования являются государственные отношения, определяющие экономическую сущность и необходимость налогов, их роль в формировании доходов бюджетов всех уровней.
Предмет исследования - налоги как основной источник доходов бюджетной системы, а также общая характеристика налоговой системы и налоговой политики современной России.
Целью исследования является изучение темы «Налоги и их роль в формировании бюджета» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:
- дать характеристику сущности налога как экономической и исторической категории;
- дать характеристику функциям налога как экономической и исторической категории;
- охарактеризовать признаки налогов;
- пояснить основные функции налогов;
- провести анализ существующей системы налогообложения;
- провести анализ объемов поступлений налоговых доходов в бюджеты различных уровней;
- рассмотреть основные направления налоговой политики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность, функции и классификация налогов ……………………...……5
1.2. Правовое регулирование налогообложения ……………………………...9
1.3. Налоговая политика государства ……………………………………...….15
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 и 2012 ГОДОВ
2.1. Задачи и методы «Основных направлений налоговой политики на 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов» …………………………………..18
2.2. Основные итоги реализации налоговой политики ………………………..27
2.3. Изменения доходов бюджетной системы в результате реализации налоговой политики ……………...……35
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013ГОДОВ
3.1. Современные пути реализации налоговой политики государства ……….40
3.2. Налоговое стимулирование инновационной деятельности ………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..……58
Акцизы — разновидность косвенных налогов, в то же время они наделены рядом специфических черт:
• акциз — индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров (в то время как НДС — универсальный косвенный налог);
• объект обложения акциза — оборот по реализации только товаров, причем перечень подакцизных товаров ограничен;
• акцизы функционируют только в производственной сфере; исключение составляют акцизы по товарам, импортируемым на территорию РФ, плательщиками акцизов в этом случае являются юридические и физические лица, закупившие подакцизные товары, в том числе для дальнейшей реализации.
В США акцизы называют «налогами на грехи» (они полагаются на товары, так или иначе приносящие вред личности, обществу, природе); акцизами облагаются спиртные напитки, пиво, табак, бензин. Перечень подакцизных товаров примерно одинаков во всех странах. О величине косвенного (прежде всего акцизного) налогообложения, например, табачных изделий говорит следующий факт: во Франции при цене пачки сигарет 3 долл. косвенные налоги составляют 2,25 долл.
Акцизам поснящена гл. 22 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщиками акциза признаются: организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определенные в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
В соответствии с российским законодательством подакцизными товарами признаются: спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%; алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и т. п.); пиво; табачные изделия; ювелирные изделия; автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт; автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла. Подакцизным минеральным сырьем признаются нефть и стабильный газовый, конденсат; природный газ.
Порядок определения объекта налогообложения зависит как от места изготовления подакцизного товара (в России или за ее пределами), так и от способа отчуждения товара (реализация на сторону, обмен, безвозмездная передача и т. д.) и вида применяемых ставок.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. При применении специфических налоговых ставок налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении (штуках, литрах, килограммах, тоннах, лошадиных силах).
Ставки акцизов являются едиными для всей территории Российской Федерации и подразделяются на следующие виды: а) в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акцизов — адвалорные ставки (согласно ст. 193 адвалорные ставки применяются при обложении ювелирных изделий и природного газа); б) твердые (специфические) ставки в рублях за единицу измерения; в) ставки авансового платежа в форме приобретения марок акцизного сбора по отдельным видам подакцизных товаров.
Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (каждый календарный месяц) как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога.
Уплата акциза при реализации подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Налог на прибыль организации. Занимает весьма значимое место в современной налоговой системе России. Это — прямой налог, т. е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода).
Плательщиками налога на прибыль, согласно главе 25 Налогового кодекса РФ, признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Объектом обложения признается: (1) для российских организаций —полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов; (2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства,—полученный через эти представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов; (3) для иностранных организаций —доход, полученный от источников в Российской Федерации.
Доходами признаются: (а) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, т. е. доходы от реализации; (б) внереализационные доходы.
Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, прописанных в статьях 253—69, 272 Налогового кодекса РФ.
В главе 25 Налогового кодекса РФ уточнен и детализирован порядок определения налоговой базы и проведения налогового учета.
Базовая налоговая ставка установлена в размере 24%. При этом: (1) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5%, зачисляется в федеральный бюджет; (2) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ; (3) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в местные бюджеты.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Федерации. При этом, указанная ставка не может быть ниже 10,5%.
К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки: (1) 6% —по доходам, полученным налоговым резидентом России; (2) 15% —по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.
Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год; отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налог на доходы физических лиц. Заменяет подоходный налог, взимавшийся в 1992—2000 гг. По сравнению с утратившим силу с 1 января 2001 г. Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» перечень доходов, подлежащих налогообложению, существенно расширен. Так, например, если ранее проценты по вкладам в банках (до определенного размера), доходы, получаемые при досрочном расторжении или изменении условий договоров долгосрочного страхования жизни, добровольного пенсионного обеспечения, доходы по договорам добровольного имущественного страхования не подлежали налогообложению, то теперь любые доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им какой бы то ни было деятельности (действия или бездействия) на территории РФ облагаются налогом.
Налоговые вычеты сгруппированы па стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
Датой получения дохода в виде заработной платы признается последний день месяца, за который был начислен доход в соответствии с трудовым договором.
Введена единая ставка налога—13%. Для отдельных видов доходов (в частности — по банковским вкладам, договорам добровольного страхования) установлена ставка в размере 35% и 30% по дивидендам, а также по доходам налоговых нерезидентов.
Объектами налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: (а) от источников в РФ и (или) от источников за пределами России — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; (б) от источников в РФ — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
В налоговую базу включаются все полученные налогоплательщиком доходы как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды.
Единый социальный налог (взнос). Введенный в действие с I января 2001 г. налог подлежит зачислению в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ.
Введен достаточно сложный алгоритм исчисления этого налога, предусматривающий несколько регрессивных шкал ставок для различных категорий налогоплательщиков. Сохраняется исчисление сумм налога отдельно в отношении каждого фонда; установлена обязанность банка не выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не предоставил платежных поручений на перечисление налога. При этом контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения единого социального налога (взноса) осуществляется налоговыми органами РФ.
Налог на добычу полезных ископаемых. Налогоплательщиками данного налога считаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр. Объектом налога являются: (а) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование; (б) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию; (в) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории России, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ.
Видами добытого полезного ископаемого являются: товарный уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы; торф; углеводородное сырье; товарные руды; полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды; горно-химическое неметаллическое сырье; сырье редких металлов (рассеянных элементов) и т. д.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно через исчисление количества добытых полезных ископаемых и оценку их стоимости.
Лесной налог представляет собой совокупность платежей за пользование лесными ресурсами, включающих лесные подати и арендную плату за сданный участок лесного фонда в аренду. Лесной налог (доход) носит рентный характер, что объясняется естественным различием лесорастительных и транспортных условий в лесном хозяйстве.
Будучи доходным источником бюджета, лесной доход призван покрыть расходы государства на воспроизводство древесины.
Объект обложения лесными податями — объем древесины на корню, отпускаемой лесопользователю. Плательщиками лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, выступают лесопользователи, осуществляющие заготовку древесины в лесном фонде РФ, а также лесных насаждениях; не входящих в лесной фонд.
Налог на вмененный доход введен Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ и является единым для определенных видов деятельности. Плательщики налога — юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в отдельных сферах производства и оказания услуг. Объект обложения — вмененный доход на очередной календарный месяц. Ставка единого налога устанавливается в размере 20% вмененного дохода.
Единый сельскохозяйственный налог предусмотрен Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. № 187-ФЗ (глава 26 Налогового кодекса РФ). Этот закон вводится в действие законом субъекта Российской Федерации.
Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели переводятся на уплату налога при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в общей выручке названных структур составила не менее 70%. С введением этого налога организации, крестьянские хозяйства и предприниматели освобождаются от уплаты большей части налогов и сборов, предусмотренных статьями 13, 14 и 15 Налогового кодекса РФ. При этом они уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Объектом налогообложения признаются сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании. Налоговой базой признается сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельхозугодий. Налоговый период — квартал. Налоговая ставка устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ в рублях и копейках с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельхозугодий. Суммы налога, уплачиваемые организациями, начисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения.
1.3. Налоговая политика государства
В научной и учебно-методической литературе до сих пор не сложилось общепринятого толкования понятия «налоговая политика». В наиболее общем виде налоговая политика представляет собой составную часть общей экономической и социальной политики государства. Именно налоговая политика определяет характер и цели складывающейся налоговой системы. Налоги и другие компоненты налоговой системы являются инструментами налоговой политики.
Налоговая политика, будучи относительно самостоятельной и независимой, призвана обеспечивать финансовыми ресурсами бюджетную систему страны, а значит, «обслуживает» бюджетную политику.
Однако в не меньшей степени налоговая политика должна стимулировать экономический рост. В частности, (а) налогообложение не должно препятствовать росту сбережений населения и процессу капиталообразования фирм; (б) необходима эффективная система взимания и перераспределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней для обеспечения гармоничного развития государства как целого и проведения региональной политики; (в) система налогообложения должна сохранять неизменность своих базисных принципов формирования на длительный период[16].
Налоговая политика должна способствовать сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения, поэтому можно говорить о неразрывной связи между налоговой и социальной политикой. Точно так же через определенные налоговые инструменты осуществляется воздействие на природоохранную, таможенную, валютную и другие направления государственной политики.
Налоговую политику можно свести к трем элементам:
• определение и постановка основных целей, вытекающих из общих целей социально-экономического развития общества, их конкретизация до уровня перспективных и текущих задач (в этом смысле можно говорить о налоговой стратегии и налоговой тактике);
• разработка методов, определение средств и конкретных организационных форм, которые будут обеспечивать намеченные цели и задачи;
• подбор, расстановка и обучение кадров, которые будут реализовывать цели.
Налоговая политика может быть действенной лишь в том случае, если она опирается на серьезные теоретические обоснования и глубокие концептуальные разработки.
Среди многих плодотворных идей, разработанных А. Смитом, прежде всего следует выделить доказанную им необходимость множественности налоговых платежей. Множественность налогов в налоговой системе позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, отразить разнообразие форм доходов, сделать общее бремя психологически менее заметным, воздействовать на производство, потребление и накопление. Однако отсюда вытекает необходимость умеренности ставок по каждому из налогов. Вместе с тем множественность налогов усложняет расчеты и налоговый контроль, потенциально предоставляет возможности уклонения от них. Поэтому общее число налогов в системе должно быть оптимально.
Информация о работе Налоги как основной источник доходов бюджетной системы