Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:33, курсовая работа
Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер, принося крупные потери материальных ресурсов и большие человеческие жертвы.
Введение 3
Глава 1.
Место и роль государства в страховой системе 4
1.1. История государственного регулирования
страховой деятельности в России 4
1.2. Закон как основа функционирования страховых организаций 8
Глава 2.
Проблемы и задачи государственного регулирования
страховой деятельности. 15
2.1. Основные направления развития государственного
регулирования страховой деятельности в России. 15
2.2. Законодательные пути
повышения эффективности деятельности страховых организаций. 25
Заключение 29
Литература 31
В Законе РФ «О страховании» была особо продекларирована роль государства в страховом деле. В соответствии с Законом государство может быть участником страхового хозяйства в различных аспектах:
- страхователем;
- учредителем или соучредителем страховых фирм (например, «Росгосстрах», «Ингосстрах»);
- гарантом в тех сферах, где
требуется государственная
- регулятором страхового
Государственное регулирование рыночного хозяйства, в том числе страхового, является общемировой практикой. В Российской Федерации регулирующие функции возложены на государственный страховой надзор.
С образованием в 1992 году федерального органа по надзору за страховой деятельностью и принятием Закона Российской Федерации "О страховании" положено начало переводу стихийных рыночных преобразований в сфере страхования в русло цивилизованного развития.
Согласно законодательству на Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) возложены шесть основных функций:
1) выдача страховщикам лицензий
на осуществление страховой
2) ведение единого
3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
4) установление правил
5) разработка нормативных и
6) обобщение практики страховой
деятельности и представление
в установленном порядке
Регистрация страховщиков в Государственном реестре - главная регулирующая функция государства на страховом рынке. Регистрацию в госстрахнадзоре обязаны проходить все страховые организации. При этом они обязаны не только зарегистрироваться, но получить лицензию на проведение конкретных видов страхования. Для этого страховые организации согласно законодательству представляют в гсстрахнадзор определенный пакет документов, в том числе те, что подтверждают профессиональную пригодность этих организаций. Согласно закону о страховании (статья 32) и «Условиям лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации» (утв. Росстрахнадзором 19.05.94 г.) страховщики обязаны представить:
1) заявление установленной формы;
2) учредительные документы:
- устав, разработанный в
- протокол учредительного
- документ, подтверждающий
3) документы, подтверждающие
4) экономическое обоснование
- бизнес-план на первый год деятельности;
- расчет соотношения активов
и обязательств по форме,
- положение о порядке
- план по перестрахованию (в произвольной форме), если максимальная ответственность по отдельному риску превышает 10% собственных средств страховщика;
- баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату;
- план размещения средств страховых резервов;
5) правила по видам страхования,
которые в соответствии с
- определение круга субъектов
страхования и ограничения по
заключению договора
- определение объектов
- определение перечня страховых
случаев, при наступлении
- страховые тарифы;
- определение сроков
- порядок заключения договоров
страхования и уплаты
- взаимные обязательства сторон
по страховому договору и
- порядок рассмотрения
К правилам страхования должны быть
приложены образцы форм договоров
страхования и страховых
6) расчет страховых тарифов с
приложением использованной
7) сведения о руководителе и его заместителях.
Госстрахнадзор ежемесячно публикует данные о страховщиках, которым выданы лицензии с указанием:
- наименования страховщика;
- юридического адреса;
- даты выдачи лицензии;
- видов страховой деятельности.
Без лицензии, удостоверяющей профессиональную принадлежность, ни одна страховая организация не имеет права работать с клиентами и партнерами.
Другие функции госстрахнадзора также обеспечивают защиту прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства, так как они связаны с проведением единой тарифной политики. Это должно обеспечивать финансовую устойчивость страховых организаций, так как благодаря обоснованным тарифам (по размерам и структуре) можно сформировать достаточные страховые резервы. Соблюдением правил их формирования и использования, утвержденных госстрахнадзором, обеспечивается своевременность и непрерывность предстоящих страховых выплат клиентам.
Для эффективного регулирования страхового рынка госстрахнадзор наделен соответствующими правами и обязанностями (Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 30, п.4). Реализация этих прав и обязанностей осуществляется госстрахнадзором, его кустовыми инспекциями и территориальными органами по различным направлениям.
В целом система государственного регулирования страхового рынка России складывается из различных способов воздействия на него, осуществляемых не только госстрахнадзором. Регулирование может осуществляться с помощью любых юридических актов в рамках трехступенчатой системы правового обеспечения; любых экономических инструментов, выработанных государственными органами и регулирующими различные стороны функционирования страхового рынка.
За последние годы сформировался достаточно обширный пакет нормативных документов Росстрахнадзора в виде инструкций, положений, указаний и разъяснений, основанных на действующем законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно осуществляется работа по актуализации издаваемых директив, с тем, чтобы система регулирования соответствовала складывающимся тенденциям в развитии страхового рынка.
Глава 2.
Проблемы и задачи государственного
регулирования страховой
2.1. Основные направления
государственного
В настоящее время активное использование
обязательного страхования
1) создать концепцию этого
2) принять закон об основах
проведения обязательного
3) принять в первоочередном
4) провести инвентаризацию
Действующая в настоящее время нормативная база в области обязательного страхования, по мнению некоторых ученых Сплетухов Ю.А. «Место и роль государства в организации страхования в современных условиях». Финансы, №№ 9-10, 2000 г., несколько хаотична. С одной стороны, действует несколько десятков нормативных актов, которыми констатируется необходимость страхования тех или иных объектов или субъектов в обязательном порядке. При этом необходимость проведения упомянутых в этих нормативных актах видов страхования вызывает у ученых серьезные сомнения. В то же время большинство норм не реализовано, поскольку в соответствии со ст. 936 ГК РФ объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом, а данные условия страхования в соответствующих законах, как правило, не оговорены.
В связи с этим прежде всего необходимо
определить, какими принципами следует
руководствоваться, решая вопрос о
проведении того или иного вида страхования
в обязательном порядке, и на этой
основе составить перечень видов, которые
целесообразно осуществлять в обязательной
форме. По мнению тех же авторов, институт
обязательного страхования
В первом случае обычно используется
страхование гражданской
Подобный механизм может распространяться также на ряд видов профессиональной деятельности (например, врачей, нотариусов, аудиторов, риэлтеров и т.д.), на деятельность организаций - источников повышенной опасности и т.д.
Механизм проведения обязательного страхования, имеющего целью помочь гражданам, попавшим в тяжелое материальное положение, нередко аналогичен механизму, применяемому в социальном страховании (наиболее характерными примерами тому в нашей стране являются обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), а потому при принятии соответствующих нормативных актов важно решить, каким законодательством данные виды страхования будут регулироваться (законодательством о страховании или о социальном страховании), поскольку от этого во многом зависят порядок проведения операций, характер государственного контроля над ними и т.д.
Несмотря на проведенную в стране
приватизацию, государство остается
крупным собственником, владеющим
значительным объемом материальных
ценностей. Поэтому при решении
целого ряда вопросов, связанных с
использованием государственной собственности,
немаловажное место должна занять и
организация ее страховой защиты.
Такая страховая защита может
осуществляться разными методами, но
страхование традиционно
Специального анализа
В то же время в современных условиях все более важное значение приобретают косвенные методы стимулирования государством развития страхования. Суть этих методов при всем их многообразии состоит в том, что государство различными способами регулирует страховую деятельность. К этим методам, в частности, относятся:
Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности