Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:33, курсовая работа
Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер, принося крупные потери материальных ресурсов и большие человеческие жертвы.
Введение 3
Глава 1.
Место и роль государства в страховой системе 4
1.1. История государственного регулирования
страховой деятельности в России 4
1.2. Закон как основа функционирования страховых организаций 8
Глава 2.
Проблемы и задачи государственного регулирования
страховой деятельности. 15
2.1. Основные направления развития государственного
регулирования страховой деятельности в России. 15
2.2. Законодательные пути
повышения эффективности деятельности страховых организаций. 25
Заключение 29
Литература 31
- создание стабильного
- формирование страхового
- создание эффективной системы
государственного надзора за
деятельностью страховых
- организация системы гарантий
выполнения страховыми
- организация и защита
- создание инфраструктуры
- регулирование деятельности
- проведение налоговой политики,
способствующей формированию
- создание благоприятных
Страховое законодательство является
фундаментом для строительства
страхового рынка в стране. Оно
должно определять общие принципы организации
страховой деятельности, порядок
осуществления страховых
- принятие изменений и
- принятия закона о договоре
страхования,
- принятие закона о
- принятие закона, регулирующего
создание и деятельность
- принятие актов, связанных с
проведением обязательных
Одной из важнейших задач, направленных на развитие страхования в стране, является создание платежеспособного спроса населения на страховые услуги. Данная задача должна решаться, с одной стороны, путем формирования потребности у населения в организации своей страховой защиты с помощью страхования, а с другой - повышением уровня жизни, что будет способствовать созданию условий для удовлетворения данной потребности.
Проведенный в середине 1998 г. опрос
ВЦИОМ показал, что более половины
респондентов причиной низкой популярности
страхования в стране считают
недоверие к страховым
Если на первом этапе формирования
в нашей стране страхового рынка
основное внимание надзора сосредоточено
было на организации системы допуска
к этому виду деятельности, то в
настоящее время все большее
внимание следует уделять анализу
финансового состояния уже
Для решения данной задачи необходимо, в частности, расширить объем полномочий органа государственного страхового надзора в сфере контроля за финансовой деятельностью страховых организаций и возможности применения мер воздействия к страховщикам, чья платежеспособность вызывает сомнения, а также разработать процедуры финансового оздоровления страховщиков в случаях, когда возникает угроза невыполнения ими своих страховых обязательств.
Система государственного страхового надзора должна быть дополнена системой гарантий выполнения страховщиками своих обязательств по договорам страхования.
Для создания данной защиты необходимо:
- внести изменение в
- создать за счет отчислений
от премий страховых
Одной из важных задач государства
является обеспечение равных возможностей
для предоставления страховых услуг
всем участникам рынка, недопущение
монополизации страховой
- организовать государственный контроль за фактами проявления монополизма на отдельных сегментах страхового рынка;
- своевременно пресекать
- не допускать действий органов власти, направленных на ограничение конкуренции на федеральном и региональном страховых рынках;
- ограничить возможности
Особую актуальность в настоящее
время приобретают проблемы искусственного
ограничения конкуренции в
Одним из условий успешного развития
страхования в стране является наличие
соответствующей инфраструктуры страхового
рынка. Она должна включать в себя
систему перестрахования, страховые
пулы и другие объединения страховщиков,
страховых посредников, сюрвейеров,
аварийных комиссаров, аудиторов, актуариев,
информационно-аналитические
Особое значение имеет развитие системы перестрахования, использование которого в разумных масштабах позволяет страховщикам повышать свою финансовую устойчивость. В то же время чрезмерная передача рисков и перестрахование ограничивает развитие страховых организаций, делает страховщиков чересчур зависимыми от выполнения перестраховщиками страховых обязательств по договорам перестрахования, превращает страховщиков в страховых посредников. Кроме того, не обусловленное необходимостью заключение договоров перестрахования с зарубежными перестраховщиками приводит к оттоку средств за рубеж и даже является одним из каналов вывоза капитала. Так, согласно оценкам, в 1999 г. более 60% перестраховочной премии в стране получили иностранные перестраховщики, причем значительная ее часть уходит в оффшорные зоны.
Это делает необходимым государственное регулирование перестраховочной деятельности, а также создание структуры отечественного перестрахования, позволяющей оставлять значительную часть рисков, а следовательно, и перестраховочной премии, внутри страны.
В частности, дополнительно к мерам,
предусмотренным Правилам размещения
страховщиками страховых
Кроме того, следует осуществлять меры, направленные на повышение гарантии исполнения иностранными перестраховщиками своих обязательств:
- установление минимального
- проверка финансового
- обязательное депонирование в
российских компаниях-цедентах
Успешное функционирование страховой системы во многом зависит от квалификации специалистов, работающих в страховых организациях и в других структурах, связанных со страховым рынком. Задача государства в связи с этим состоит в установлении квалификационных требований к лицам, занимающим ключевые позиции на страховом рынке, в организации их аттестации, в создании системы подготовки и переподготовки специалистов в области страхования, в разработке и утверждении программ их обучения.
В ближайшее время вряд ли целесообразно
вносить существенные изменения
в сформированную в стране систему
допуска иностранного капитала на отечественный
страховой рынок. При этом следует
отметить, что сейчас страховые организации
с иностранным участием не играют
у нас заметной роли. Об этом говорит
тот факт, что на начало 2000 г. в
государственном реестре
В то же время в перспективе по мере укрепления российской экономики, финансовой системы, позиций отечественных страховщиков и повышения страховой культуры российских граждан и организаций, безусловно, потребуется либерализация отечественного страхового рынка. Такая либерализация могла бы идти по следующим направлениям:
- постепенное снятие
- предоставление права
- постепенное разрешение в
2.2. Законодательные пути
повышения эффективности
Значительное влияние на уровень
развития страхования в стране оказывает
проводимая государством политика в
области налогообложения
Политика в области
Режим налогообложения страховщиков должен быть построен таким образом, чтобы он был для них не жестче, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности, с точки зрения как применяемых ставок налогообложения, так и расчета налогооблагаемой базы.
Что касается налогообложения страховых
операций для потребителя страховых
услуг, то оно может предусматривать,
с одной стороны, предоставление
налоговых льгот лицам, уплачивающим
страховые взносы (например, право
вычитать из доходов, с которых рассчитывается
величина налогов, сумму уплаченных
страховых взносов), а с другой
- уплату налогов с сумм внесенных
страховых взносов или
Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности