Управление созданием и качеством новой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение этапов создания нового продукта, а также необходимость управления качеством при создании нового продукта.

Задачами данной курсовой работы являются:

•рассмотреть стратегии выхода фирмы на рынок с новым продуктом;
•определить подходы к созданию нового продукта;
•рассмотреть этапы создания нового продукта;
•выявить сущность понятий «качество» и «управление качеством»;
•рассмотреть составляющие качества для покупателя;
•проанализировать систему управления качеством продукции на ОАО «Тобус»;
•привести рекомендации по улучшению системы управления качеством на предприятии..

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Теоретические аспекты управления созданием и качеством новой продукции………………………………………………………………………….5

1.1. Управление создание новой продукции………………………...5

1.2. Управление качеством новой продукции……………………….9

2. Анализ системы управления качеством на ОАО «Тобус»…………..13

2.1. Характеристика предприятия………………………………….13

2.2. Общая система управления качеством продукции на ОАО «Тобус»…………………………………………………………………………..19

2.3. Критический анализ действующей системы управления качеством на ОАО «Тобус»……………………………………………………..21

2.4. Анализ технико-экономических показателей…………………23

2.5. Анализ качества продукции……………………………………27

3. Рекомендации…………………………………………………………..30

3.1. Подходы и принципы постоянного улучшения системы управления качеством на предприятии………………………………………...30

3.2. Улучшение системы менеджмента качества………………….34

3.3. Метод повышения управления качеством продукции на ОАО «Тобус»…………………………………………………………………………...35

Заключение………………………………………………………………..40

Список использованной литературы…………………………………….43

Работа содержит 1 файл

Управление созданием и качеством новой продукции.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

      Для этого ведется статистический учет и контроль качества, что, в принципе, не ново в отечественной и зарубежной практике. Он включает регистрацию данных выходного контроля исходного сырья, регистрацию данных контроля готовых изделий и регистрацию данных промежуточного контроля, т.е. стадию инспекционного контроля. За ней следует стадия статистического учета производства и технологии: регистрация данных контроля процесса; повседневная информация о применяемых операциях, регистрация данных контроля оборудования; патенты; сбыт продукции. Последние стадии - управление и делопроизводство; финансовые операции. Никакие методы из «семи инструментов контроля качества» не используется.

      Однако  мировой опыт уже давно впереди  того механизма, что действует на ОАО «Тобус». В 1960 г. в странах запада закончился этап качества соответствия стандарту, кроме того, уже пройденными к 1980 г. стали этапы соответствия использованию и соответствия фактическим требованиям рынка. На данном этапе ведущих фирм волнует соответствие скрытым потребностям, ибо только это сейчас ведет к успешной конкуренции.

      Выявлением требований рынка занимается служба маркетинга на ОАО «Тобус». Ее роль состоит в определении потребностей в продукции, рыночном спросе, требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства. На деле оказалось, что лаборатория качества и отдел маркетинга сосуществуют в параллельных пространствах, очень редко соприкасаясь на этапе разработки и внедрения нового вида продукции. Это существенное упущение и ослабление петли качества.

      Активно ведется работа по участию в различных конкурсах и, как результат, получены многочисленные премии, т.е. есть работа над престижем фирмы. Для участия в международно-техническом сотрудничестве и международной торговле, содействия потребителя в компетентном выборе продукции товар сертифицируется. Это делается для защиты потребителя от недобросовестности производителя, контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья, а также для подтверждения своих показателей качества.

      Ошибочной, мне кажется, недооценка экономического аспекта качества. В службе бухгалтерского учета калькулируются затраты лишь на оборудование, сырье, рабочую силу. Но это лишь малая толика того, что должно быть учтено в графе «затраты на качество». В ней еще должны быть учтены затраты на переделку, повторную обработку, брак, повторные испытания и др.

      Подводя черту в критическом анализе  действующей системы управления качеством, делаю вывод о достоинствах – отлаженный механизм контроля продукции, обязательность сертификации, эффективный рычаг материальной ответственности работников, виновных в полученном браке; и недостатках – отсутствие четкой системы управления качеством с опорой на мировой опыт, незадействованность службы маркетинга на всех этапах жизненного цикла продукта, отсутствие правильной калькуляции затрат на качество. 
 
 
 
 
 

2.4. Анализ технико-экономических показателей 

     На  основе баланса ООО «Тобус» за 2009 год выделим основные технико-экономические показатели в таблице 2. Рассчитаем абсолютные и относительные показатели и сделаем соответствующие выводы.

     Таблица 2

     Основные  технико-экономические показатели.

Наименование  показателя Единицы измерения 2008 г. 2009 г 2008 г. к 2009г.
Отклонения
Абсолютные

(+/-)

Относительные

%

1 2 3 4 5 6
Выручка от реализации  (В) Руб 66704994 80665120 +13960126 1,2
Себестоимость продукции (С) Руб 56692209 71203921 +14511712 1,25
Затраты на 1р. тов. продукции (З на 1р тов пр) (С/В) - 0,85 0,88 +0,03 1,03
Среднеспи-сочная числ. раб (Ч) Чел 420 430 +10 1,02
Годовой фонд оплаты труда (ФОТ) Руб 2371100 2487600 +116500 1,05
Среднемес. Выр-ка на 1 раб (МВ)

(В/Ч*12)

Руб / чел 13235 15633 +2398 1,18
Среднемес. Заработная плата (ЗП)

(ФОТ/Ч*12)

Руб 5645 5785 +140 1,02
1 2 3 4 5 6
Материальные  затраты (МЗ) Руб 13072000 15669300 +2597300 1,2
Материало-отдача (МО)

(В/МЗ)

- 5,1 5,15 +0,05 1,01
Материалоёмкость (МЕ)

(1/МО)

- 0,196 0,194 -0,002 0,99
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ) Руб 4945813 7916114 +2970301 1,6
Фондоотдача (ФО)

(В/ОПФ)

- 13,5 10,2 -3,3 0,75
Фондоёмкость (ФЁ)

(1/ФО)

- 0,07 0,1 +0,03 1,43
Фондорентабельность (Rопф)

(Валов(чист)П/ОПФ) 

- 2,02 1,19 -0,83 0,59
Фондовооружённость (ФВ)

(ОПФ/Ч)

Руб/чел 11775,7 18409,5 +6633,8 1,56
Валовая прибыль (ВП) Руб 10012793 9461199 -551594 0,94
Прибыль от реализации (ПР) Руб 9963291 9380644 -582647 0,94
Чистая прибыль (ЧП) Руб 665268 0 -665268 0
Общая рентабельность (Rобщ) - 0,77 0,73 -0,04 0,95
Рентабельность  продаж (Rпр)

(ЧП/В)

- 0,01 0 -0,01 0

      Для анализа предоставленных данных проведём факторный анализ чистой прибыли  и выявим, за счёт чего, в отчётном году предприятие получило нулевую экономическую прибыль. Примем, что отчётный год – 2009, а базовый – 2008.

     ЧП = Rпр*В = Rпр * МВ * Ч

     Проведём  трёхфакторный анализ методом цепных подстановок:

     Вычислим  значение чистой прибыли по базовым  показателям:

     ЧП0 = Ч0* МВ0* Rпр0

     ЧП0 = 420*13235*0,01=55587 (руб)

     Влияние на чистую прибыль изменения среднесписочной  численности рабочих:

     ЧПч = Ч1* МВ0* Rпр0

     ЧПч = 430*13235*0,01 = 56910,5 (руб)

     ∆ЧПч = ЧПч – ЧП0 =56910,5 - 55587 = 1323,5 (руб)

     В результате увеличения среднесписочной численности рабочих на 10 человек в отчётном году по сравнению с базисным, чистая прибыль выросла на 1323,5 руб.

     Влияние на чистую прибыль изменения среднемесячной выработки рабочих:

     ЧПмв = Ч1* МВ1 * Rпр0

     ЧПмв = 430*15633*0,01 = 67221,9 (руб)

     ∆ЧПмв = ЧПмв – ЧПч = 67221,9 – 56910,5 = 10311,4 (руб)

     В результате увеличения выработки на 2398 руб./чел в отчётном году по сравнению с базисным произошло увеличение чистой прибыли на 10311,4 руб.

     Влияние изменения рентабельности продаж на величину чистой выручки:

     ЧП(Rпр) = Ч1* МВ1 * Rпр1

     ЧП(Rпр)= 430*15633*0 = 0 (руб)

     ∆ЧП(Rпр) = ЧПRпр – ЧПмв = 0 – 67221,9 = -67221,9 (руб)

     В результате снижения рентабельности продаж на 0,01 в отчётном году по сравнению  с базисным чистая прибыль уменьшилась  на 67221,9 руб.

     ∆ЧП = 0-55587 = -55587 (руб)

     ∆ЧП = ∆ЧПч + ∆ЧПмв + ∆ЧП(Rпр)

     1323,5 + 10311,4 – 67221,9 = -55587 (руб)

     Сведём  результаты анализа в таблицу  3:

     Таблица 3

     Результаты  факторного анализа

Факторы Изменение Влияние на чистую прибыль Изменение в %

(+/-)

Численность 10 1323,5 +2,38
Выработка 2398 10311,4 +18,55
Рентабельность  продаж -0,01 -67221,9 -120,93
Чистая  прибыль -55587 - 100
 

     На  основе проведённого факторного анализа  выяснено, что получение нулевой  экономической прибыли в отчётном периоде, главным образом произошло за счёт снижения рентабельности продаж. В отчетном году по сравнению с базисным произошло увеличение себестоимости выпускаемой продукции, что повлекло за собой снижение валовой прибыли, прибыли от реализации и за вычетом обязательных налогов и сборов это привело к снижению чистой прибыли и доведению ее до нулевого показателя. Но стоит отметить, что нулевая прибыль не говорит о распаде производства, она означает, что производство полностью окупает себя, но не имеет свободных средств.

     Также стоит обратить внимание на фондовые показатели предприятия. В отчётном году фондоотдача снизилась на 3,3, что говорит о том, что предприятие получит меньше выручки с каждого рубля вложенного в ОПФ. И соответственно, обратная величина - фондоемкость увеличилась на 0,03 и, показывает, что в отчётном году большая величина ОПФ потрачена на то, чтобы получить 1 рубль выручки. Также в отчетном году по сравнению с предыдущим произошел рост краткосрочного кредита на 203204 руб.

2.5. Анализ качества продукции

     Проведём  поэтапный анализ качества продукции ООО «Тобус». Первой задачей анализа является изучение динамики обобщающих показателей качества продукции, предоставленных в таблице 4.

     Таблица 4

     Анализ  обобщающих показателей качества продукции.

Показатель Прошлый год Отчётный год
план факт
Средневзвешенный  балл качества продукции 0,8 0,85 0,85
Удельный  вес,%:
Новой продукции в общем объеме выпуска 30 30 35
Продукции высшей категории качества 85 90 85
Забракованной продукции 25 20 18
Сертифицированной продукции 100 100 100
Продукции соответствующей мировым стандартам - - -
     Экспортируемой продукции      -      -      -
     Средний коэффициент  сортности      -      -      -

     Как видно из таблицы за отчётный год  на предприятии проделана определённая работа по улучшению качества продукции  и повышению её конкурентоспособности. Средневзвешенный балл продукции поднялся на уровень плана в отчётном году, причиной этого могло послужить освоение и выпуск новой продукции, как мы видим из таблицы, по удельному весу новой продукции в общем объёме выпуска произошёл скачок на 5%. Несмотря на это удельный вес продукции высшей категории качества остался на уровне прошлого года хотя и планировалось его увеличение на 5%. Освоение производством и потребителем продукции предприятия, как давно выпускающейся, так и недавно введённой, прошло успешно, о чём свидетельствует снижение удельного веса забракованной продукции в отчётном году по факту по сравнению с планом и прошлым годом. Стоит отметить, что на данном предприятии вся продукция сертифицирована, соответствует ГОСТам, поэтому её удельный вес равен 100%. По остальным показателям, таким как удельный вес продукции соответствующей мировым стандартам, удельный вес экспортируемой продукции и средний коэффициент сортности, учёт не ведётся. Хлебобулочная продукция не подлежит экспорту и не делится по сортам, поэтому и не учитывается её соответствие мировым стандартам. На основе анализа можно сделать вывод о том, что данное предприятие постоянно стремиться улучшить как качественный уровень своей продукции, так и ассортиментный состав. Оба эти показателя повышают конкурентоспособность данного завода на рынке хлебобулочных изделий.

Информация о работе Управление созданием и качеством новой продукции