Министр подчеркнул, что
Глава государства поручил усилить
работу по конечным продуктам. Алматы
реализует проекты с выпуском
конечной продукции и показывает
высокий уровень технологической
сложности, благодаря квалифицированной
рабочей силе и активному бизнесу.
"Алматы имеет мощную
научную базу, университеты, и радует,
что в мегаполисе появляются
десятки инновационных предприятий,
где наши ученые создают собственную
продукцию", – подытожил Асет
Исекешев.
По итогам заседания достигнуты
договоренности о рассмотрении и
включении предложенных проектов в
Карту индустриализации.
3.3. Анализ проблем,
препятствующих развитию инновационной
деятельности в регионе
Наряду с несомненными
успехами в инновационном развитии
города Алматы, имеются определенные
проблемы, препятствующие развитию инновационной
деятельности.
Это:
- низкий спрос на инновации в казахстанской экономике и его неэффективная структура – вместо внедрения отечественных разработок, казахстанские предприниматели склоняются к закупкам готовых технологических линий;
- рост конкуренции в результате повышающейся глобализации мировой экономики
- негативное влияние мирового финансового кризиса, снизившее степень доступности инвестиций для предприятий реального сектора экономики;
- невысокая степень кооперации промышленности и учреждений науки;
- вертикальная система управления инновационной деятельностью в стране;
- старение научных кадров;
- слабая интеграция в мировую науку и рынок инноваций.
В результате, доля инновационно-активных
предприятий в городе в 2010 году снизилась
с 6,7% до 5,4%, их количество до 133 предприятий
(в 2009 году – 151 предприятий). Научно-исследовательские,
проектно-конструкторские подразделения
на предприятиях уменьшились с 229 до
214 единиц.
3.4. Приоритетные
для региона направления научных
исследований
Приоритетные для города
Алматы направления научных исследований
определяются на основе ГПФИИР и с
учетом следующих факторов:
- высокий научный потенциал города Алматы (в городе расположены 8 из 9 национальных научных центров, ведущие ВУЗы и академические институты, 3 из 5 национальных лабораторий)
- сформированная и развивающаяся инфраструктура, содействующая форсированному инновационному развитию (СЭЗ «ПИТ», 2 региональных технопарка, ИЗ);
- Алматы является региональным финансовым центром, в котором сосредоточены офисы институтов развития, венчурных фондов и фондов прямых инвестиций, коммерческих банков.
В силу указанных факторов
в городе имеются предпосылки
для развития наукоемких секторов инновационного
развития с учетом традиционно развитых
научных направлений: исследования
в области теоретической и
прикладной ядерной физики, медицина,
фармакология и биотехнологии, металлургия,
машиностроение, изучение природных
ресурсов; растениеводство и животноводство,
ресурсосбережение и охрана окружающей
среды.
3.5. Решение задач
по повышению эффективности программы
по формированию и развитию региональной
инновационной системы в
г. Алматы
Цель Программы - построение региональной
инновационной системы, обеспечивающей
повышение конкурентоспособности экономики
города за счет эффективного управления
инновационно - технологическим развитием
региона, создания комфортных условий
для развития повышения научного и инжинирингового
потенциала, роста высокотехнологичных
производств.
В рамках поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
1. Развитие научного
потенциала региона
Город Алматы является самым
развитым научным центром страны.
Дальнейшее развитие научного потенциала
необходимо вести в следующих
направлениях:
- усиление связи научных центров и промышленности
- совершенствование системы воспроизводства научных кадров во избежание старения кадров,
- интенсификация взаимодействия научных центров города с всемирно признанными зарубежными научными центрами в области совместных исследований, обмена опытом
- совершенствование системы трансферта технологий
- развитие ИТ инфраструктуры научных центров.
2. Формирование
региональной инновационной системы
При формировании региональной
инновационной системы города необходимо
опираться на конкурентные преимущества
города (мощный научный потенциал, развитая
технологическая и финансовая инфраструктура,
наличие высокопрофессиональных кадров).
Дальнейшее развитие региональной
инновационной системы города Алматы
должно в обязательном порядке включить
в себя:
- Построение эффективной системы передачи инновационных технологий в производство за счет создания и развития региональных центров коммерциализации, усиления взаимодействия научных центров и предприятий, расширение доступа к зарубежным технологиям. В этой связи городу, совместно с институтами развития, необходимо стимулировать предприятия делать упор не на приобретение готового оборудования, а на приобретение и внедрение технологий, обеспечить производство и научные центры возможностями свободного обмена опытом и знаниями, способствовать созданию структурных подразделений, отвечающих за инновации и развитие;
- Сервисная поддержка. Город Алматы имеет достаточно хорошо сформированную инфраструктуру для развития инноваций. Тем не менее, существует значительный потенциал развития сервисной поддержки науки и производства в сфере содействия инновациям. В частности, необходимо дальнейшее развитие региональных технопарков и СЭЗ «ПИТ», скорейшее открытие и развитие Индустриальной зоны в Алатауском районе города, развитие системы технического и профессионального образования для обеспечения предприятий техническими кадрами, обладающими необходимыми знаниями, умениями и навыками для эффективной работы на современном высокотехнологичном оборудовании;
- Финансовая поддержка. Мировой финансовый кризис в значительной степени снизил возможности предприятий в привлечении инвестиций в модернизацию и обновление производственных мощностей. Поэтому городу необходимо принять участие в формировании финансовой инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятий к дешевым финансовым ресурсам с одновременным обеспечением контроля за эффективным использованием инвестиций. Также необходимо обеспечить финансовую поддержку научных исследований, рисковое финансирование и повышение финансовой грамотности предпринимателей.
3. Построение системы
управления региональной инновационной
системы
Эффективное использование
инновационного потенциала региона
невозможно без качественной системы
управления РИС. Администрация города
выступить в этом процессе эффективным
модератором взаимоотношений субъектов
РИС, обеспечивая слаженную работу
инновационной системы. Этого можно
достичь путем создания координационного
совета управления инновациями, обеспечения
своевременного и эффективного обмена
информацией между научными центрами,
предприятиями, институтами развития
и финансовыми институтами. Городские
службы могут обеспечить комфортные
условия для инновационного развития
за счет снижения бюрократических препон
в регистрации предприятий, предоставления
надежной статистической информации,
методологическом сопровождении предприятий.
В рамках поставленных задач
при Акимате города создан Совет
по инновациям и новым технологиям,
в состав которого вошли ученые,
руководители заинтересованных служб
и ВУЗов, представители бизнес-ассоциаций
и руководители крупных промышленных
предприятий. Заседания Совета, проводящиеся
на ежеквартальной основе под председательством
Акима города, являются дискуссионной
площадкой для обмена мнениями и
информацией субъектов РИС, способствуют
координации инновационной деятельности,
плодотворному сотрудничеству компонентов
инновационной системы.
По инициативе Акимата
города Алматы с 2010 проводится ежегодный
Инновационный конвент, в рамках
которого действует инновационный
форум и проводится выставка инновационных
проектов.
4. Информационное
обеспечение субъектов инновационной
деятельности и повышение уровня
инновационной культуры.
Эффективный обмен информацией,
доступ к базе знаний по инновационному
процессу являются ключевыми факторами
для совершенствования инновационной
деятельности и повышения уровня
инновационной культуры. Для решения
этой задачи необходимо осуществление
следующих действий:
- Создание (на базе научных центров и высокотехнологичных предприятий) конструкторских бюро, открытие центров распространения инноваций, центров коммерциализации, интерактивных информационных киосков;
- Предоставление инновационных грантов в том числе, на проведение опытно-конструкторских работ, а также реализации программы частичного возмещения затрат прикладных исследований бизнеса, направленных на повышение его эффективности (производительности).
- Формирование инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации) в их функции будет входить:
- Переподготовка кадров для инновационной сферы, модернизации и реконструкции существующих в регионе промышленных предприятий.
- Консультационные услуги в вопросах повышения производительности, модернизации и инновационного развития предприятий региона, проведение обучающих семинаров, форумов, конференции, организация диалоговой площадки.
5. Распространение,
популяризация и методологические сопровождение
инновационных процессов на региональном
уровне
Одним из главных ресурсов
повышения эффективности реализуемой
программы является создание постоянно
действующей системы информирования
и вовлечения населения в процессы
инновационного развития.
В этих целях с 2010 года на
ежегодной основе проводится инновационный
Конвент под председательством
акима города Есимова А.С. в рамках
которого действуют инновационный
форум и выставка инновационных
проектов. Проводимые мероприятия создадут
возможности для обмена опытом, информацией
и налаживанию сотрудничества между
участниками инновационного процесса,
а также привлекут внимание отечественной
и зарубежной общественности к процессам
инновационного развития.
Наличие обратной связи в
РИС позволит государству учитывать
интересы и нужды общества и формировать
более эффективно государственную
политику в сфере инноваций.
Одним из инструментов для
обеспечения обратной связи общества
и государства является инновационный
портал. Инновационный портал будет
являться самым современным, с технической
точки зрения, региональным Интернет-ресурсом
в области инноваций. В нем
будет реализованы все услуги,
помогающие инноваторам на всех этапам
коммерциализации инноваций, начиная
от генерирования идеи, осуществления
НИОКР в бизнес-инкубаторах и
технопарках и заканчивая последующим
внедрением разработки в производстве.
Другим очень важным инструментом
обеспечения обратной связи общества
и государства станут социологические
опросы, анкетирование населения
и бизнеса на предмет восприятия
и принятия инновационной политики.
Постоянное обновление и
модернизация сайта инновационных
процессов города Алматы - расширение
технических возможностей поисковой
работы, использование сайта русскоязычными,
казахоязычными и англоязычными
пользователями. Данный сайт будет
иметь постоянно действующий
форум - для обмена информацией и
мнениями жителями города. Для систематизации,
редактирования, работы в форуме и
постоянного обновления будет использована
схема аутсорсинга в рамках государственного
заказа.
На постоянной основе на
условиях аутсорсинга будет проводиться
работа по подготовке и выпуску ежегодных
каталогов регионально значимых
мероприятий по поддержке и развитию
малого предпринимательства (выставок,
форумов, акций и т.д.), пользователями
которых станут не только предприниматели
области, но и потенциальные партнеры,
и инвесторы из других регионов Казахстана
и зарубежья.
3.6. Целевые индикаторы
и ожидаемые результаты программы
В рамках программы планируется
достижение следующих целевых индикаторов:
- Увеличение валового регионального продукта в 2015 году по отношению к уровню 2010 года на 29 %.
- Темпы роста ВРП, в % к предыдущему году составят, соответственно 102,8, 103,6, 104,1, 104,7 и 105,5 %.
- Повышение доли промышленности в структуре ВРП в 2015 году до 8 %.
- Увеличение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВРП в 2015 году с 4,9 до 6,0%.
- Рост объемов инвестиций в основной капитал до 30-35 %.
- Рост доли инновационно-активных предприятий с 8 % до 20 %.
- Рост объема производства инновационной продукции в 2,5 раза до 2015 года.