Управление инновациями на ОАО «Белгородасбестоцемент»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Задачи: охарактеризовать объект исследования, обосновать и подтвердить актуальность выбранной темы; провести анализ внешней и внутренней среды; рассмотреть и проанализировать разные точки зрения, подходы к исследуемой теме «Управление инновациями»; изложить и проиллюстрировать сложившуюся практику решения на предприятии ОАО «Белгородасбестоцемент» проблем в сфере инноваций; выявить возможные пути реальной ликвидации разрыва между желаемым и фактическим уровнем состояния инновационного менеджмента; определить эффективность предлагаемых мероприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Управление НИОКР…………………………………………………………………..4
1.1 Понятие инновации…………………………………………………………….....6
1.2 Управление инновациями……………………………………………………….11
2. Характеристика исследуемого объекта…………………………………………….13
3. Диагностика проблем………………………………………………………………..30
4. Принятие решения…………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………………...37
Список используемой литературы…………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

управление инновационными процессами.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Для определения  целей и их структуры удобнее  построить «дерево целей».

Согласно «дереву  целей» видно, что на предприятии  одной из важных целей стоит достижение эффективной инновационной деятельности, с помощью создание инновационного отдела, потому что именно нововведения обеспечивают эффективную деятельность предприятия. Правильно подобранные инновации обеспечат ОАО «Белгородасбестоцемент» устранение сильных конкурентов. К целям 2-го уровня относятся:

1. Обеспечение  квалифицированным персоналом в  области инноваций. На ОАО «БЕЛАЦИ»  не хватает людей, которые бы  занимались именно нововведениями, как производственными, так и  управленческими.

2. Обеспечение  финансовыми и материально-техническими ресурсами. Данная цель стоит почти у всех предприятий РФ, для финансирования новых разработок не хватает средств, и из этого вытекает, что многие новшества не попадают к потребителю. Но следствием этой проблемы можно обозначить то, что финансирование разработок на ОАО «Белгородасбестоцемент» должно быть гибким в динамике в зависимости от спроса на рынке асбестоцементных изделий.

3. Создание новой  продукции и технологии. На «БЕЛАЦИ»  существуют лаборатории по анализу  и разработке продукции, но  требуется их расширение их площадей и приобретение нового оборудования, в том числе и испытательного.

4. Внедрение  инновационного прогнозирования  и программирования. Это функция  должна играть значительную роль, потому что предприятие должно  реагировать на спрос и соответствующим образом изменять номенклатуру продукции.

Анализ факторов внешней среды складывается с  описания общих экономических условий, складывающихся в отрасли, перспектив ее развития, модели отраслевого рынка. На функционирование отрасли и предприятия оказывают влияние большое число факторов.

Определим факторы  фонового окружения (косвенного воздействия), оказывающие наиболее существенное влияние на функционирование предприятия  ОАО «Белгородасбестоцемент».

 

Таблица 6 Схема декомпозиции целей и функций

Иерархия  целей

Конечный  показатель (критерий)

Исполнители (структурный блок, обеспечивающий достижение целей)

 

Обеспечение квалифицированным  персоналом в сфере инноваций

Обеспечение финансовыми  и материально-техническими ресурсами

Создание новой  продукции и технологии

Внедрение инновационного прогнозирования и программирования

Коммерциализация  инноваций и их продажа в другие организации

Большее число  работников на предприятии занимаются разработкой инноваций

Ускорение производства

Увеличение  конкуренции предприятия

Выход на новые  рынки

Увеличение  чистой прибыли у предприятия

Отдел кадров

Отдел снабжения

Инновационный отдел

Инновационный отдел

Планово-экономический  отдел, информационно-аналитический  отдел, отдел сбыта

 

В целом выполнение этих целей будет способствовать развитию предприятия в наиболее эффективном направлении.

К факторам косвенного влияния относятся те, которые  напрямую не связаны с деятельностью  предприятия, однако могут оказывать  некоторое воздействие на его развитие.

 

 

 

 

 

Таблица 7 Факторы косвенного влияния

Фактор

Проявление  фактора

Влияние на предприятие

Возможная реакция со стороны предприятия

 

1. Государство

1)Высокий уровень  инфляции;

2)Низкий уровень  доходов населения

1)Падение прибыльности  предприятия;

2)Снижение продаж

Изменение ценовой политики

 

2. Природно-географические  условия

1)Удаленность  от поставщиков;

2)Изменение  качества сырья

1)Высокие транспортные  расходы;

2)Изменение  качества готовой продукции

1)Смена поставщиков;

2)Повышение  входного контроля качества сырья

 

3. Научно-технический прогресс

Появление новых  технологий производства

Изменение конкурентоспособности  предприятия

Приобретение  современного оборудования и использование  передовых технологий

 

Перейдем к  детальному исследованию факторов среды  непосредственного окружения (прямого воздействия), поскольку факторы косвенного воздействия влияют на организацию через деловое окружение.

К среде непосредственного  окружения относят ту часть внешней  среды, с которой организация  имеет конкретное и непосредственное взаимодействие. В центре внимания находятся потребители, конкуренты, поставщики.

Анализ делового окружения предприятия удобно осуществить, используя.

 

Таблица 8 Факторы непосредственного окружения

Фактор

Проявление

Влияние на предприятие

Возможная реакция со стороны предприятия

 

Поставщики

Поставка сырья  и материалов.

Срыв поставок;

Сокращение  объема производства.

Поиск новых  поставщиков.

 

Потребители

Создают стимул для работы.

Увеличение (уменьшение) сбыта продукции;

Заказы на продукцию  и ее приобретение (увеличение или снижение спроса).

Предоставление  товаров в кредит;

Бартер.

 

Конкуренты

Создание конкуренции;

Производство  аналогичной продукции.

Снижают долю рынка;

Уменьшают возможности  получения максимальной прибыли;

Перетягивают  потребителей, поставщиков.

Улучшение качества;

Снижение издержек;

Ценовая и неценовая  конкуренция.

 

Векторная направленность факторов деловой среды на развитие организации может быть как отрицательной, так и положительной. Поэтому  целесообразно разделить факторы  на те, которые создают угрозу дальнейшему функционированию и те, которые способствуют созданию дополнительных возможностей.

Хочется отметить, что при правильном учете факторов непосредственного окружения все  они могут оказать благоприятное  воздействие на деятельность предприятия.

После анализа  внешней среды следует проанализировать сильные и слабые стороны организации.

 

Таблица 9 Сильные и слабые стороны предприятия

Аспект  среды

Сильные стороны

Слабые  стороны

 

1. Производство.

1. Эффективная  система контроля за процессом  изготовления продукции.

2. Высокий уровень  производства продукции.

3. Относительно  высокое качество продукции, постоянное  его улучшение.

1. Дорогое сырьё.

2. Высокие издержки.

3. Устаревшая  технология изготовления продукции.

4. Устаревшее, изношенное, несоответствующее современным требованиям оборудование.

 

2. Кадры.

1. Высокая квалификация  кадров.

2. Рабочие со  стажем.

3.Рабочие с  высшим техническим образованием.

1. Не очень  высокий уровень мотивации труда.

2. Текучесть  кадров

 

3. Маркетинг.

1. Эффективная  система сбыта готовой продукции.

2. Сбор информации  о рынках сбыта.

1. Не в полной  мере используются инструменты  продвижения товаров и рекламы.

 

4. Организация.

1. Отлаженное  партнерство с поставщиками.

2. Эффективное  взаимодействие различных структурных  подразделений.

1. Зависимость  от поставщиков.

 

5. Финансы.

1. Финансово  устойчивое предприятие.

2. Достаточно  быстрая оборачиваемость средств.

3. Достаточное  количество собственных оборотных  средств.

1. Получение  прибыли в основном используется  на ремонт оборудования.

2. Непрерывный  контроль за издержками, возможности  снижения издержек не используются.

 

Итогом анализа  среды предприятия является таблица  угроз и возможностей, сильных  и слабых сторон предприятия. После проведения внутреннего обследования, выявления сильных и слабых сторон и взвешивания факторов по степени важности, те, которые могут подождать, и те, на которые можно опираться, чтобы воспользоваться возможностями во внешней среде. Приведя внутренние силы и слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы.

Таблица 10 Угрозы и возможности, сильные и слабые стороны

Возможности

Сильные стороны

 

1. Повышение  имиджа фирмы.

2. Обновление  и модернизация оборудования.

3. Выход на новые рынки.

4. Заинтересованность  партнеров в сотрудничестве.

5. Развитие сервисных  услуг.

1. Сильная  управленческая команда.

2. Высокая  квалификация персонала.

3. Относительно  высокое качество продукции и  постоянное его улучшение.

4. Финансово  устойчивое предприятие.

5. Эффективный  менеджмент.

6. Защищенность  от сильного конкурентного давления.

 

Угрозы

Слабые  стороны

 

1. Возможность появления новых конкурентов.

2. Экономическая  нестабильность.

3. Высокие налоги.

4. Слабая законодательная  база.

5. Ужесточение  государственного регулирования.

1. Зависимость  от поставщиков.

2. Недостаточные  маркетинговые исследования.

3. Недостаточная  гибкость производства.

4. Отсутствие  финансовых ресурсов, необходимых  для реализационной стратегии.

5. Не очень  высокий уровень мотивации труда.

 

Из SWOT - анализа  видим, что слабыми сторонами  предприятия являются Зависимость  от поставщиков, недостаточная гибкость производства, неспособность финансировать  стратегические изменения и не очень  высокий уровень мотивации труда. В основе, этого лежит: экономическая нестабильность, слабая законодательная база, высокие налоги. Противовесом выступают возможности: обновление и модернизации оборудования, выход на новые рынки, заинтересованность партнеров в сотрудничестве. Они лежат в основе сильных сторон предприятия: защищенность от сильного конкурентного давления, финансовая устойчивость предприятия, сильная управленческая команда, высокая квалификация персонала.

Проведя анализ конкуренции на рынке асбестоцементных изделий, можно сделать вывод, что продукция предприятия по техническим параметрам не уступает продукции конкурентов и является достаточно конкурентоспособной, следовательно, существуют предпосылки для дальнейшего расширения рынков сбыта и упрочения на них своих позиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Диагностика проблем

 

Диагностика управления есть выявление проблем. К ним могут относиться противоречия в обследуемом объекте (по вертикали и по горизонтали), трудности (помехи, нехватки), неопределенность целей, связей и т.д. В процессе диагностики определяются проблемы организации в конкретной управленческой области и причины их возникновения.

Проблема возникает  тогда, когда есть отклонение существующего  результата или процесса от стандарта. Проблем всегда больше, чем возможностей их решения. Поэтому нужно определить приоритетные проблемы.

Целесообразно при диагностике использовать методику построения «дерева проблем». Наложение структуры целей («дерева целей»), структуры соподчиненности и «дерева проблем» поможет найти узкие места в реализации соответствующей функции управления.

Метод оценки приоритетов проблем позволяет определить приоритет проблем с точки зрения важности, неотложности и тенденций развития (ухудшение, улучшение) организации или ее управленческой подсистемы.

Приоритеты определим при помощи соответствующей таблицы экспертных оценок. Экспертами, как правило, являются руководители или менеджеры исследуемой организации. Проблемы оцениваются по 10-балльной системе.

Таблица 11 Экспертные оценки проблем

Проблема

Важность  проблемы

Неотложность  проблемы

Тенденции развития проблемы

 

1. Обеспечение  квалифицированным персоналом

6

4

   

2. Обеспечение  финансовыми и материально-техническими  ресурсами

8

10

   

3. Создание новой  продукции и технологии

10

10

   

4. Внедрение  инновационного прогнозирования и программирования

5

6

   

5. Коммерциализация  инноваций и их продажа в  другие организации

4

5

   

Информация о работе Управление инновациями на ОАО «Белгородасбестоцемент»