Управление инновациями на ОАО «Белгородасбестоцемент»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Задачи: охарактеризовать объект исследования, обосновать и подтвердить актуальность выбранной темы; провести анализ внешней и внутренней среды; рассмотреть и проанализировать разные точки зрения, подходы к исследуемой теме «Управление инновациями»; изложить и проиллюстрировать сложившуюся практику решения на предприятии ОАО «Белгородасбестоцемент» проблем в сфере инноваций; выявить возможные пути реальной ликвидации разрыва между желаемым и фактическим уровнем состояния инновационного менеджмента; определить эффективность предлагаемых мероприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Управление НИОКР…………………………………………………………………..4
1.1 Понятие инновации…………………………………………………………….....6
1.2 Управление инновациями……………………………………………………….11
2. Характеристика исследуемого объекта…………………………………………….13
3. Диагностика проблем………………………………………………………………..30
4. Принятие решения…………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………………...37
Список используемой литературы…………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

управление инновационными процессами.doc

— 237.50 Кб (Скачать)


Министерство  образования и науки Российской Федерации 

ФГБОУ ВПО ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ

 

 

ИДО

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Управление инновационными процессами»

 

 

 

 

                                                                            Выполнила:

                                                               Студентка 5 курса

                                                                     Группы 

                                                                                     Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моршанск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Управление НИОКР…………………………………………………………………..4

    1.1 Понятие инновации…………………………………………………………….....6

    1.2 Управление инновациями……………………………………………………….11

2. Характеристика исследуемого объекта…………………………………………….13

3. Диагностика проблем………………………………………………………………..30

4. Принятие решения…………………………………………………………………...34

Заключение……………………………………………………………………………...37

Список используемой литературы…………………………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Объектом исследования данного проекта является ОАО  «Белгородасбестоцемент». Предмет  исследования - управление инновациями  на ОАО «Белгородасбестоцемент».

Актуальность  выбранной темы определяется существованием достаточно большого теоретического и практического пробела в изучении вопросов связанных с управлением инновациями. Необходимость изучения инновационного развития производства предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа менеджмента, направленного на управление процессами обновления всех элементов производственных систем. Цель исследования: определение проблем и мероприятий по их устранению и эффективности их реализации в сфере инноваций на предприятии ОАО «Белгородасбестоцемент».

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие  для научной общественности и  предпринимательских кругов РФ. На смену одним формам и методам  управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью вынуждены заниматься буквально все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ОО в сфере малого бизнеса.

Задачи: охарактеризовать объект исследования, обосновать и подтвердить актуальность выбранной темы; провести анализ внешней и внутренней среды; рассмотреть и проанализировать разные точки зрения, подходы к исследуемой теме «Управление инновациями»; изложить и проиллюстрировать сложившуюся практику решения на предприятии ОАО «Белгородасбестоцемент» проблем в сфере инноваций; выявить возможные пути реальной ликвидации разрыва между желаемым и фактическим уровнем состояния инновационного менеджмента; определить эффективность предлагаемых мероприятий.

 

 

1 Управление НИОКР

 

В индустриально  развитых странах промышленные НИОКР  за последние десятилетия XX в. превратились в крупнейшую составляющую национального  научного потенциала в важнейший  источник конкурентных преимуществ. В  примышленных компаниях наука как  главный и практически неисчерпаемый источник нововведений объединилась с конкретным потребителем новшеств. Необходимость активного расширения НИОКР в рамках промышленного сектора подтверждается тем фактом, что через производство и продажи продукции результаты научных исследований коммерциализируются и удовлетворяют реальные потребности общества.

На этапе  научных исследований особенно важным является нетрадиционный управленческий подход. При этом необходимо совместить свободу творческих индивидуальностей, несовпадение личных, групповых и предпринимательских интересов с задачей эффективного поиска и выбора проекта.

Роль руководителя научного этапа исследований выходит  за рамки простого отбора творческих работников, постановки стратегических задач и оперативного контроля. От него требуется создание творческого морально-психологического климата, стимулирование риска, обеспечение широких контактов между учеными и высокого уровня их информированности, создания условий для свободного творчества, терпимости и критичности.

Проводится  отбор проектов, обеспечивающий сбалансированный портфель, он формируется с целью  решения поставленных фирмой стратегических задач одновременно с оптимальным  использованием ресурсов, в различные  периоды времени. Затраты на НИОКР  в современной практике составляют, как правило, от 3 до 5% объема продаж.

Как следует  из анализа среднестатистических затрат по этапам НИОКР, наибольшую долю составляет документальное и организационно-технологическое  обеспечение разработки нового образца. Это наводит на мысль о возрастающем влиянии технико-технологических нововведений и стремлении современных фирм иметь собственный научный задел и развитую системы НИОКР.

Обновление  производства, изменение номенклатуры выпускаемой продукции, внедрение  новых производственных технологий могут осуществляться различными путями: посредством приобретения патентов, лицензий и ноу-хау, проведения собственных исследований в функциональных подразделениях НИОКР компании, создания внутрифирменных венчурных подразделений для разработки и коммерциализации новшеств.

Перед крупной  компанией возникают различные  альтернативы приобретения НИОКР - за счет поглощения мелких фирм, обладающих высоким уровнем научных разработок, за счет межфирменной исследовательской  и производственной кооперации, путем создания совместных предприятий и пр. Важную роль в совершенствовании функционирования системы научно-исследовательских и конструкторских подразделений играет создание новых организационных структур и новых методов управления НИОКР. Так, если традиционному предприятию свойственна линейно-последовательная разработка новшеств в рамках матричных, дивизиональных или сетевых структур, то в современных компаниях преобладают проектный подход к управлению НИОКР, система управления временными целевыми проектными группами либо создание в рамках крупных корпораций автономных инновационных венчурных подразделений.

На эффективность  обновления оказывают влияние различные  факторы инновационной деятельности: качество инновации-продукта, качество применяемых технологических решений и характеристика организационно-технических условий осуществления проекта. Факторами, определяющими качество осваиваемого изделия или новой продукции, являются технический уровень изделия, его технологичность, ресурсоемкость, степень унификации и стандартизации, сравнительная технико-экономическая эффективность старой и новой моделей.

 

 

1.1 Понятие инновации

Менеджмент  сегодня во всем мире и, конечно, в  России, а также менеджмент завтра - это, прежде всего, управление на основе постоянных нововведений. Важнейшей составной частью менеджмента во всех его ипостасях становятся инновации - процесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства. Инновации включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, способствующие улучшению деятельности фирмы (новые товары, новые услуги, новые благоприятные условия, для клиентов включая цены, и т. д.). Инновационный процесс - совершенствование сбалансированности различных сфер деятельности предприятия при контроле за рентабельностью работы каждого звена.

Инновации в  российских условиях - главное средство сохранения позиций фирмы на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности рынка, но предприниматель  обязан предвидеть их необходимость  и целесообразность. В рамках работы в этой области рекомендуется:

выявление тех  видов товаров и услуг, которые  обеспечат желаемую долю рынка;

определение товаров и услуг, заменяющих устаревающие, внедрение инноваций во всех других сферах деятельности фирмы делопроизводство, реклама и т. д.;

сбалансирование кратко- и долгосрочных программ инноваций (как увеличить прибыль, каким  образом эффективнее использовать имеющиеся средства и т. д.).

Общеизвестно, что под нововведениями понимают сложный комплекс различных видов деятельности, начиная с возникновения идеи и последующих стадий исследований, разработок, проектирования, изготовления нового образца, анализа рынка сбыта до поступления новой продукции в сферу сбыта. С чисто экономической точки зрения нововведение - прибыльное использование научно-технических и других достижений посредством производства новой потребительской стоимости. Нововведения ныне стали одним из главных резервов обеспечения экономического роста фирмы, сохранения, и усиления ее конкурентных позиций на рынках сбыта. Ускорение процесса создания и сбыта новых видов товаров рассматривается как важнейший составной элемент всей рыночной стратегии. Совершенно очевидно, что в настоящее время сохранение конкретного объема продаж фирмой возможно лишь при непрерывном вводе на рынок новых товаров и услуг.

Многие в  России признают важность инноваций, но это вовсе не означает, что они  должным образом их осуществляют. Часто нововведения даже не находят  необходимой экономической мотивации. Процесс обновления всех сторон деятельности фирмы не реален без инновационного менеджмента.

Особое значение сейчас в России приобретает создание атмосферы, стимулирующей поиск  и освоение нововведений. Современная  ситуация характеризуется резким обострением  конкурентной борьбы. В этих условиях инновации становятся обязательным элементом хозяйственной деятельности предприятия и являются основной движущей силой и предпосылкой его развития. Нововведения играют решающую роль в стратегическом управлении предприятием, нацеленном на выживание, сохранение и упрочение своего положения на рынке в долгосрочной перспективе. Однако пока способности к инновационным подходам внутри самих организаций, как на индивидуальном, так и на групповом уровне часто не развиты и не ценятся по достоинству. Хорошие идеи и предложения нередко тонут в трясине бюрократизма и самоудовлетворенности или хуже того, даже не выносятся на рассмотрение руководства из опасения, что они не будут приняты. В результате наблюдается ситуация, что многим фирмам не удастся извлечь выгоду из благого стремления их сотрудников к инновациям.

Инновационный климат - это сформированная определенным образом обстановка, в которой человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным, готовым к творческой работе. Инновационный климат в фирме необходим, если она намерена разработать новую продукцию с расчетом на рыночный успех. Такой климат можно создать в результате использования принципов инновационного менеджмента, стимулировать чувство ответственности и решимости в достижении намеченной цели, вносить полную ясность относительно поставленных перед коллективом задач, формулировать коллективу и отдельным его членам задачу в полном объеме (объясняя, что они должны делать и к чему стремиться), обеспечивать условия для творческого труда, создавать оптимальные условия для успешного выполнения поставленной задачи, поддерживать и стимулировать коллектив при решении возникающих проблем.

Новые принципы управления строятся на признании в  качестве системообразующих элементов  инновационного процесса его непрерывности, но в то же время неупорядоченности, низкой предсказуемости результатов. Реорганизация управления инновационной деятельностью предполагает создание таких организационных отношений, которые позволили бы более полно использовать творческий потенциал коллектива. При всем многообразии современных конкретных форм подобных связей представляется возможным выделить ряд общих черт:

безоговорочная  поддержка инновационной деятельности со стороны руководства. Ценностные установки руководителей фирмы  во многом способствуют созданию в организации инновационного климата, особой атмосферы, благоприятствующей свободному, творческому поиску и реализации нововведений;

всемерное содействие экспериментаторству на всех уровнях  и во всех подразделениях организации. Энтузиастам предоставляются все возможности реализовать их новаторские идеи в продуктах, процессах, организационных методах. В этом менеджменте фирмы видят эффективный метод борьбы с бюрократизацией и косностью мышления, убивающими свежие, нетривиальные идей;

высокий уровень и постоянное совершенствование коммуникаций, когда проблема «штурмуется» с разных сторон, образуются новые информационные комбинации и связи на каждом уровне управления, возникает более широкий ряд решений. Поэтому инновационные структуры стремятся усилить циркуляцию информации между подразделениями и отдельными сотрудниками;

использование комплексных мотивационных систем, включающих различные формы и  методы материального поощрения  инновационной деятельности, и, кроме  того, широкий набор социально-психологического воздействия на работников;

Информация о работе Управление инновациями на ОАО «Белгородасбестоцемент»