Управление инновационной деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Понятие «инновация» относится как к глубоким, так и к постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации. Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества, удовлетворенности клиентов и организаций, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - поиск новых возможностей улучшения работы организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления инновационной деятельностью 4
1.1. Сущность инноваций 4
1.2. Классификация инноваций 5
1.3. Виды инновационной деятельности и управление инновациями в компании 10
Глава 2. Разработка и обоснование инновационного проекта 14
2.1. Выбор и обоснование инновационного проекта 14
2.2. Результаты проекта 22
2.3. Определение этапов проведения работ по разработке инновации 24
2.4. Составление сметы затрат 25
2.5. Основные риски проекта строительства завода по производству ЭФК 29
2.5.1. Снижение цены 29
2.5.2. Рост себестоимости продукции на 5% 30
2.5.3. Рост капитальных вложений на 10% 30
2.5.4. Совмещение рисков 31
2.6. Оценка экономической эффективности инвестиций в строительство завода по производству экстракционной фосфорной кислоты 32
Глава 3. Документальное оформление инновационного проекта 37
3.1. Краткая аннотация проекта 37
3.2. Техническое задание 38
3.3. Календарный план выполнения работ 39
3.4. План финансовых поступлений 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Управление инновациями.doc

— 477.00 Кб (Скачать)

1.3. Виды инновационной деятельности и управление инновациями в компании

      Основные  виды инновационной деятельности:

  • научно-исследовательские работы
  • опытно-конструкторские работы
  • технологические работы
  • подготовка производства и проведение промышленных испытаний
  • приобретение патентов, лицензий и ноу-хау
  • инвестиционная деятельность
  • сертификация и стандартизация
  • маркетинг и организация рынков сбыта
  • подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности.
 

      Понятие «инновация» относится как к  глубоким, так и к постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации. Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества, удовлетворенности клиентов и организаций, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - поиск новых возможностей улучшения работы организации.

      Инновации рассматриваются с разных точек  зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием. Тем не менее, можно выделить и общие мотивы: инновация обычно понимается как внедрение чего-либо нового и полезного, например, введение новых методов, техник, практик, продуктов или услуг.

      Понятие «инновация» часто смешивается  с понятием «изобретение», обозначающим создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, а также связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является таковой до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить деньги. Инновации создают новую или большую стоимость, новые рабочие места, новых клиентов, новые рынки.

      Инновации создают социальную мотивацию внутри компании. Новаторство - это постоянное творчество, совершенствование.

      Соответствие  целей, идеалов и ценностей вносит огромный вклад в мотивацию и  поддерживает желание изобретать у  всех сотрудников компании. Сегодня  организации пытаются угнаться за быстро меняющимися технологиями и справиться с нестабильностью бизнес среды, а ведь просто создавать новые товары уже недостаточно. Корпоративные исследовательские лаборатории должны разрабатывать новые технологические и организационные структуры, которые позволят компании постоянно обновляться.

      Иными словами, разработчики должны искать условия  воспроизведения инноваций. Инновации  порождают отличия. Как писали в  своей книге Ш. Нордстрем и  Й. Риддерстрале «Бизнес в стиле  фанк» [6]: «Потребительское общество состоит из очень большого числа похожих обществ, нанимающих похожих сотрудников с похожими эмоциональными историями, которые придумывают похожие идеи, производят похожие товары и услуги схожего качества и по схожим ценам». Ничто на свете не поможет вам так отличаться от этой серой массы, как постоянно внедряемые инновации, а прорывные новаторские идеи вызывают долгосрочную и радикальную дифференциацию. «Цель не только в том, чтобы быть лучшим в мире, а в том, чтобы считаться единственными, кто способен на это» - Джерри Гарсиа, основатель Grateful Dead [6].

      Руководители  многих компаний прилагают все усилия, чтобы сделать свою компанию более  конкурентоспособной, и не только по одной или двум позициям, а во всех отношениях. Однако для многих полное кон- 
курентное преимущество так и остается недостижимым. Этой цели достигают единицы.

      Компании-лидеры решают проблему инноваций системно. Они знают, что победа в конкурентной борьбе основана на постоянном совершенствовании  производства, финансирования, сбыта и других направлений их деятельности. Успех лишь частично зависит от хитов продаж, маркетинговой политики или новинок, созданных отделом НИОКР. Компании-лидеры стараются, чтобы в их команде были игроки, способные хорошо «подать», и создают организационные структуры, способные предоставить таким «игрокам» всю необходимую поддержку. Другими словами, успешные компании:

      создают и поддерживают корпоративную среду, в которой отличные результаты ценятся  превыше всего;

      проводят  организационный дизайн таким образом, чтобы сиюминутные цели не оттесняли на задний план новые идеи; четко определяют стратегическую цель и остаются реалистами в своих инновационных усилиях, добиваясь, чтобы окупились затраты; ясно представляют, где искать новые идеи и как эффективно использовать их, когда они найдены; делают все необходимое для реализации хорошей идеи, привлекая все ресурсы компании.

      Двигаться в одном из этих направлений не составляет особого труда. Но чтобы  постоянно удерживать преимущество по всем пяти направлениям, компании потребуются высочайшая дисциплина и настойчивость. Сделать инновации неотъемлемой частью своей деятельности можно только с помощью постоянных усилий, что позволит компании стать лидером и получить преимущество на рынке. Для этого необходимо, чтобы в компании была создана система долгосрочного инновационного менеджмента.

      Некоторые из  сформулированных принципов [7]:

  1. Разрабатывать новые методы работы так же важно, как разрабатывать новые продукты. Традиционно считается, что корпоративные исследования - источник новых технологий и товаров, но мы убеждены, что помимо этого необходимо разрабатывать новые организационные процедуры. Надо вообще почаще выходить за рамки привычных представлений.
  2. Инновации могут проявляться в любой области, главное - использовать их. Когда объектом корпоративных исследований становятся не только товары, но и методы работы компании, можно заметить, что новаторство не является исключительной привилегией исследовательского отдела. Инновации возможны везде, где человек сталкивается с проблемами, помехами или случайностями.
  3. Инновации не могут рождаться только в процессе исследований, необходимо уметь организовать с другими сотрудниками совместную генерацию. Прежде чем компания сможет творчески и эффективно использовать инновации в своей деятельности, новый опыт должен распространиться среди ее работников.

      При этом сотрудники должны осознавать, как  важны инновации, и выступать  партнерами в создании новых технологий и методов работы. С одной стороны, это означает, что надо бороться с устаревшими стереотипами. С другой – нужны более эффективные приемы, помогающие распространению инноваций внутри компании и убеждающие сотрудников в их необходимости. По сути, необходимо внедрять в организации новые методы мышления.

  1. Главный партнер в инновациях - потребитель. Размышления над технологией в действии, использование локальной инновации, разработка новых приемов работы - все это непосредственно касается наших потребителей. Конкурентное преимущество будет зависеть не только продаж  продукции, но того, насколько эта продукция будет создаваться совместно с потребителями и соответствовать их текущим и будущим потребностям.

Глава 2. Разработка и обоснование  инновационного проекта

«Строительство  завода по производству экстракционной фосфорной  кислоты (ЭФК)»

2.1. Выбор и обоснование  инновационного проекта

Анализ  внешней и внутренней среды   ОАО  “Апатит”

     Маркетинговая деятельность АО “Апатит” строится исходя из целевой ориентации и комплексности мероприятий и руководствуется двумя аспектами: собственными показателями и показателями внешней среды.

     К показателям внешней среды относятся: поставщики; поведение потребителей; посредники; воздействие конкурентов; правительственные решения; мнение общественности; экономическая конъюнктура; научно-технический прогресс и новые методы управления; средства массовой информации.

     По  сопоставимости результатов воздействия  на ОАО “Апатит” необходимо выделить показатели, имеющие наибольшее влияние на деятельность общества. 

     К таким показателям должны быть отнесены:

     1.  Правительственные решения; 

     2. Экономическая конъюнктура.

     Причем  первый показатель наиболее сильно влияет на деятельность ОАО “Апатит” вследствие практически монополизированности рынка фосфорсодержащих в России и стратегической важности данной отрасли для аграрного сектора.

     Главная стратегия АО “Апатит” – это  согласование интересов взаимосвязанных  внешних групп (клиентов), внутренних ресурсов и взаимозависимых стратегических понятий, поведения и планов, с помощью которых необходимо достичь стратегической цели. Основной целью ОАО “Апатит” является увеличение прибыли и престижа фирмы в долгосрочной перспективе.

     Исходя  из общей цели, можно определить маркетинговые задачи ОАО “Апатит”:

  • выход на новые рынки.
  • увеличение объема продаж;
  • снижение издержек производства;

     Таким образом, стратегическое планирование является первым шагом маркетинговой деятельности предприятия.

     В настоящее время ОАО “Апатит” использует стратегию снижения издержек, а также стратегию увеличения объема продаж среди традиционных потребителей.

     Для успешного развития предприятия  в дальнейшем необходимо постоянно  уделять внимание следующим вопросам:

  1. Анализ возможностей фирмы, ее сильных и слабых сторон;
  2. Определение конкретных задач, выдвигаемых фирмой на датированный период времени;
  3. Установление целей маркетинговой деятельности;
  4. Выработка стратегии маркетинга;
  5. Тактика маркетинга;
  6. Осуществление маркетинговых мероприятий;
  7. Контроль результатов маркетинговой деятельности.

     Исходя  из чего основные цели ОАО “Апатит” связаны:

  • с  увеличением роста чистого дохода;
  • повышением качества и ассортимента продукции;
  • увеличением доли сервисных и сопутствующих услуг.

     Географическое  положение ОАО “Апатит” оставляет  мало шансов конкурировать в поставках  в страны Средиземноморского и Атлантического побережья Европы с поставщиками из Северной Африки и Ближнего Востока. Исключение составляют потребители, для которых принципиально важно высокое качество фосфатов. Наиболее перспективными для ОАО “Апатит” в этом регионе являются страны Северной Европы (Бельгия, Нидерланды, Норвегия, Германия, Дания), суммарный импорт фосфатов, который составляет 4427,5 тыс.т. По информации журнала “Green Market” крупнейшие производители фосфатов в США (“IMC Global”) приняли стратегическое решение о прекращении экспорта фосфатов с целью обеспечения потребностей собственного производства и уменьшения зависимости от импорта в будущем. Это дает шансы на замещение части поставок США в Западную Европу, которые  составляют 596,6 тыс.т.

     Представляется  реальным замещение большей части экспорта США в Западную Европу поставками Кольского апатита, т.е. приблизительно 440 тыс.тонн  (“BASF AG”, Германия - 80 т.т.; “Hoechst  AG”, Германия - 100 т.т.; “Norsk Hydro”, Норвегия - 50 т.т.; “Kemira OY”, Финляндия - 20 т.т.; “Rhone Poulenc”, Франция - 50 т.т.; “Prayon Rupel”, Бельгия - 140 т.т.).

     Такая компания, как “Апатит” с годовым  объемом производства в 8,5 млн. тонн, с потенциалом значительного  увеличения производства без существенных инвестиций и с запасами сырья  на долгий срок не должна строить свою маркетинговую стратегию на основе сбыта только в одном, пусть и обширном регионе, т.е. в Европе. А если учесть ограниченную платежеспособность потребителей (около 50 % из-за потребителей в России), то вопросы увеличения объемов экспорта, несомненно, требуют особого внимания и изучения. Исходя из этого, увеличение экспорта и занятия более активных позиций в западном полушарии представляется очевидным.

     Отметим  перспективы, открывающиеся для  ОАО “Апатит” в случае “роста на   запад”:

  • расширение продаж (потенциально на 2 млн. тонн  в год);
  • снижение себестоимости и оптимизация использования ресурсов;
  • присутствие и активная работа в США даст Апатиту более сильный голос в других регионах и по другим отраслям промышленности и позволит требовать для себя более крупной доли рынка в борьбе с конкурентами;
  • возможность проникновения на американские рынки с другими товарами;
  • при принятии мероприятия по строительству завода по производству очищенной фосфорной кислоты, у Апатита будет хорошо знакомый к тому времени рынок сбыта;
  • более легкий доступ к американским рынкам капиталов для инвестиций и приватизационных программ;
  • хороший залог для начала движения к фондовому рынку США;
  • возможность использования американских технологий;

Информация о работе Управление инновационной деятельностью