Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 21:09, курсовая работа
Современное экономическое развитие характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах приходится от 80 до 95 % прироста ВВП. Внедрение новых технологий стало ключевым фактором успеха в рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг.
Величину научно-технического сегмента целесообразно определять как количество новшеств, которые фактически могут быть использованы предприятием в сфере практического применения.
Для оценки научно-технического потенциала рекомендуется использовать показатель средней продолжительности разработки одного новшества.
Инновационный потенциал предприятия должен обеспечивать не только разработку новшеств, но и их внедрение в сферу практической реализации. Известно, что лишь 10 - 30 % идей могут стать изобретениями, а 0,5 - 3,5 % изобретений способны окупить себя. Чем большее число научно-технических разработок относительно их общего числа находят практическое применение, тем эффективнее используется инновационный потенциал предприятия. Таким образом, результативность освоения новшеств оценивается соотношением числа внедренных и общего числа разработанных новшеств.
Необходимо оценивать
При расчете показателя средней продолжительности освоения одного новшества спорным является определение момента перехода разработки из новшества в инновацию. Принято считать для продукции производственного назначения данным моментом дату начала промышленной
эксплуатации, для потребительской продукции - дату реализации первой единицы (партии) товара. Этот показатель необходим для комплексной оценки инновационных возможностей предприятия, так как сокращение инновационного лага нововведений все более актуально в настоящее время.
Учитываются: количество направлений, по которым осуществлены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; вес инновационной продукции в общем объеме производства.
Без следующих сегментов невозможно превращение новшеств, полученных в результате работы, в нововведения.
При анализе организационной
Оцениваются следующие качественные и количественные параметры: коммуникативная система и язык общения, система нефинансовой мотивации, система финансовой мотивации, модели наставничества, восприятие сотрудниками ценностей компании как своих собственных.
Инновационная культура обеспечивает восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни.
Потребительский сегмент инновационного потенциала является одним из наиболее важных его компонентов. Именно в нем оценивается, насколько данная новация нужна потребителю и будет ли она иметь возможность дальнейшего распространения и использования.
Потребительский сегмент включает всех юридических и физических лиц, которые, с одной стороны, являются потребителями инноваций, а с другой - инициируют их появление через спрос, потенциал маркетинга, где оцениваются возможности данной новации, происходит поиск рынков сбыта, потребителей, формируется ценовая политика, организуется сбыт, послепродажное обслуживание и реклама [15,c. 141].
Потребительский потенциал предлагается оценивать по следующим показателям: объем реализации продукции в стоимостном выражении и ассортименте, основные поставщики сырья, потребители продукции, основные рынки сбыта, остатки готовой продукции на складе в стоимостном и натуральном выражении, максимальный и минимальный предел цен выпускаемой продукции.
Для каждого подразделения
n xi
∑ wi => 1
i=1 xi
где n - число критериев.
Ранжирование подразделений предприятия по значению оценки эффективности инновационной деятельности может служить для определения направления развития инвестиционной политики в области инновации, для определения подразделений с целью расположения их в зонах, благоприятных для размещения в них научно-технического потенциала предприятия.
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Машиностроительный концерн «ОРМЕТО-ЮУМЗ», основанный в 1942 году, является одним из ведущих предприятий тяжелого машиностроения России, с количеством работающих около 5000 человек.
Концерн «ОРМЕТО-ЮУМЗ» поставляет оборудование на заводы черной и цветной металлургии, предприятиям горнорудной промышленности и топливно-энергетического комплекса России, стран СНГ, Азии, Северной Африки, Западной и Восточной Европы.
Значительную долю в объеме производства предприятия занимает уникальное оборудование, изготовляемое в единичных экземплярах в соответствии с пожеланиями заказчика.
Инженерный и производственный потенциал концерна позволяет выполнить полный цикл создания продукции: разработка технико-коммерческого предложения, проектирование, изготовление, поставка и шеф -монтаж.
Общество осуществляет следующие виды деятельности [3, c.7]:
По данным бухгалтерской отчетности выручка Общества за 2010 г. составила 2 449,6 млн. руб. (в том числе основной продукции - 2 276,3 млн. руб.), что на 336,3 млн. руб. ниже аналогичного показателя за 2009 г. Относительно бизнес - плана невыполнение данного показателя составило 2 017,6 млн. руб. Прибыль от продаж относительно 2009 г. снизилась на 311,2 млн. руб., относительно уровня, заложенного в бизнес - плане на 2010 г. этот показатель опустился на 310,4 млн. руб. Убыток до налогообложения составил 118,7 млн. руб., что на 20,7 млн. руб. ниже уровня 2009 г. и на 284,0 млн. руб. ниже уровня, установленного в плане. Убыток по итогам работы Общества в 2010 г. составил 96,5 млн. руб., в 2009 г. аналогичный показатель был на 49,9 млн. руб. ниже, при этом отклонение от бизнес - плана составило (-223,9) млн. руб.
Не смотря на некоторую стабилизацию финансовой ситуации в отраслях - потребителях продукции, инвестиционная деятельность крупных промышленных предприятий еще не достигла прежних объемов и направлена, в основном, на поддержание работоспособности действующего оборудования. Поэтому, основными причинами образования убытков явились: низкая контрактация и изменение структуры портфеля заказов.
Доминирование в портфеле
заказов 2010 г. серийной продукции (шлаковозы,
тележки, колесные пары, валковая продукция,
продукция металлургического
в стоимостном выражении готовой продукции произведено на 289,0 млн. руб. меньше;
в натуральном выражении готовой продукции произведено на 5,6 тыс. т. больше.
Кроме того, в условиях усилившейся
ценовой конкуренции среди
Невыполнение поставленных бизнес - планом задач и снижение объемов производства продукции явилось следствием недостаточного формирования портфеля заказов предприятия: при плане 4 432,6 млн. руб. на 2010 год по состоянию на 01.01.2011 г. законтрактовано всего 2 360,8 млн. руб., в том числе в 2009 году - 846,3 млн. руб., в 2010 году - 1 514,5 млн. руб. Одна из причин снижения контрактации относительно плана - исключение заказчиком из своих инвестиционных программ крупных проектов из - за отсутствия финансирования или перенос сроков реализации на более поздние. Так не были фактически заключены контракты по следующим позициям, включенным в план реализации на 2010 г.:
В условиях усилившейся конкуренции не удалось в полном объеме заключить контракты на поставку новой для ОРМЕТО продукции - буровых насосов, лебедок и запасных частей к ним (в бизнес - плане на 2010 г. предусматривалось производство и реализация указанной продукции на сумму более 400 млн. руб.).
Не был заключен контракт на сумму более 300 млн. руб. на поставку УЗР 1200/500 для «SBS STEEL» из - за изменившихся условий финансирования у заказчика.
По ряду проектов, выставленных
на тендер, коммерческие предложения
ОРМЕТО оказались
оборудование для погрузочно - сортировочного комплекта (Узбекистан) на сумму 180 млн. руб.;
миксер МП-600 для ОАО «Северсталь» на сумму 125,2 млн. руб.;
краны козловые г/п 40 т для «УК Макси» на сумму более 176 млн. руб.
Снижение выручки по прочей реализации на 47,3 млн. руб. относительно 2009 г. обусловлено в основном уменьшением суммы контракта на выполнение 2 этапа научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, заключенному с Министерством промышленности и торговли РФ.
Таблица 2- Выручка предприятия по видам деятельности, тыс. руб.
№ |
Виды деятельности |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение |
Темп роста, % | |||
план |
отчет |
от 2009 г. |
от плана |
к 2009 г. |
к плану | |||
1 |
Реализация готовой продукции |
2 565 255 |
4 450 102 |
2 276 292 |
- 288 963 |
- 2 173 810 |
89 |
51 |
2 |
Реализация услуг |
208 268 |
5 466 |
163 032 |
- 45 236 |
157 566 |
78 |
2 983 |
3 |
Реализация материалов, товаров |
2 227 |
- 2 227 |
- |
- |
|||
4 |
Реализация услуг комбината питания |
10 100 |
11 567 |
10 261 |
161 |
- 1 306 |
102 |
89 |
ИТОГО |
2 785 850 |
4 467 134 |
2 449 585 |
- 336 265 |
- 2 017 549 |
88 |
55 |
Производственная
Информация о работе Совершенствование инновационной деятельности предприятия