Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 21:09, курсовая работа
Современное экономическое развитие характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах приходится от 80 до 95 % прироста ВВП. Внедрение новых технологий стало ключевым фактором успеха в рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг.
1.1 Значение инновационной
деятельности в развитии
Современное экономическое
развитие характеризуется ведущим
значением научно-технического прогресса
и интеллектуализацией основных
факторов производства. На долю новых
знаний, воплощаемых в технологиях,
оборудовании, образовании кадров,
организации производства в развитых
странах приходится от 80 до 95 % прироста
ВВП. Внедрение новых технологий
стало ключевым фактором успеха в
рыночной конкуренции, основным средством
повышения эффективности
Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).
Важной особенностью современного экономического роста стал переход к непрерывному инновационному процессу [5, c.32]. Интенсивность НИОКР во многом определяет сегодня уровень экономического развития. В глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для научных исследований и научно-технического прогресса. Поэтому успех в глобальной конкуренции тех или иных фирм напрямую связан с государственной научно-технической политикой стран их базирования.
Современное понимание роли
инноваций и инновационной
В 1991 году М. Портер [7, c.54] предложил новое понимание роли инноваций и инновационной деятельности компаний в глобальной конкуренции. Очевидным фактом является то, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а с приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы. Исходя из того, что на мировом рынке конкурентная борьба ведется между фирмами, а не странами, М. Портер доказывает, что единственно разумная концепция объяснения конкурентоспособности на национальном уровне – это производительность, понимаемая как объем продукции, производимый единицей затраченного труда или капитала. Производительность, по его мнению, – основной детерминант долгосрочного стандарта жизни, основной источник национального дохода на душу населения.
Сравнительное преимущество благодаря более низким факторным издержкам (например, труд, сырье, капитал или инфраструктура) или объемам по-прежнему существует, но в большинстве отраслей оно уже не предоставляет конкурентного преимущества. Глобализация теперь позволяет фирмам добиваться сравнительных преимуществ за счет таких факторов производства, как сырье, капитал и даже оригинальные научные знания, имеющих место где угодно, и распределять отдельные виды деятельности по разным странам, чтобы получить преимущество дешевого труда или капитала.
Конкурентное преимущество
местоположения возникает не непосредственно
из доступности дешевых факторов
производства или объемов, а из наивысшей
производительности при использовании
этих ресурсов. Наиболее динамичные и
новаторские компании в таких
местах могут повсюду превзойти
своих конкурентов – даже укоренившихся
конкурентов, пользующихся преимуществами
дешевых факторов производства или
экономии, обусловленной ростом масштаба
производства, в сочетании с устаревшими
методами организации работы. В конкуренции
производительностей фирмы
Сегодня уже стал общепризнанным тот факт, что компании добиваются конкурентных преимуществ только посредством инноваций [7, c.81]. Хотя каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию, глубинные принципы их деятельности, характер и эволюция оказываются в своей основе у всех одинаковыми: только постоянными улучшениями и нововведениями можно добиться высокого уровня производительности и повышать его с течением времени.
Источником инноваций являются знания, которые приобретает компания в ходе своей деятельности [11, c.53]. Именно приобретенные в ходе НИОКР знания воплощаются в виде инноваций, нововведений и новшеств, регистрируются в виде патентов, изобретений и авторских свидетельств. Обладание знаниями является отправной точкой для компании к осуществлению инновационной деятельности. Поэтому приобретение знаний, управление ими и их использование в НИОКР является важной составляющей инновационного менеджмента, который классифицируется как менеджмент знаний.
В общем случае процесс
управления знаниями представляет собой
процесс получения, обобщения, накапливания,
хранения, защиты и применения знаний.
Стратегия управления знаниями может
пониматься как баланс основанных на
знании ресурсов и способностей относительно
знаний, необходимых для получения
продуктов или услуг, способных
превзойти таковые у
Фирмы, ориентированные на
использование внутреннего
Компании с консервативным
стилем управления знаниями рассматривают
знания как актив, который следует
защищать. Агрессивные фирмы
В отраслях, где большинство фирм использует консервативный стиль управления, знания медленно растекаются по отрасли, а возможности обучения во многом ограничены. В отраслях, где много агрессивных фирм, знания перетекают быстро, преимущество таких компаний основывается на способности абсорбировать внешние знания, агрегировать их с внутренними целями, формировании нового видения быстрее, чем это делают конкуренты.
Рассмотрение экономики через призму кластеров [18, c.43], а не традиционного деления по отраслям и секторам промышленности, позволяет глубже понять внешние факторы, стимулирующие инновационную активность компаний и формирование их конкурентных преимуществ.
Формирование конкурентных
преимуществ на основе инноваций
может быть достигнуто только посредством
их реализации, воплощении в новых
товарах и в использовании
новых технологий. Это, в свою очередь,
выводит компании на новый технологический
уровень, обеспечивая технологическое
превосходство перед
Выявленная последовательность
«знания – инновации –
Инновации как результат инновационной деятельности, с одной стороны, должны быть ориентированы на лучшее, более полное удовлетворение запросов потребителей, а с другой — на получение определенного эффекта, заключающегося в обеспечении экономической стабильности предприятия, основывающейся на постоянстве получения прибыли и её увеличения.
Во-первых, это расширение
номенклатуры реализуемой продукции
(услуг). Применительно к уже
Во-вторых, максимизация цены, по которой реализуется продукция или оказывается услуга. Очевидно, что возможность увеличения цены реализации продукта или услуги напрямую зависят от спроса и предложения продукции. Важнейшее значение здесь имеет следующее: действует ли предприятие в условиях конкурентной борьбы или занимает монопольное положение.
В-третьих, минимизация затрат на изготовление и реализацию единицы продукции (услуги). Снижение затрат на изготовление и реализацию единицы продукции или услуги возможно только двумя путями; либо за счет мобилизации резервов уже используемой технологии, либо за счет освоения новой технологической цепи или новых элементов в старой технологической цепи. При этом имеется в виду как освоение новой техники, технологии, так и новых методов организации и управления производством и сбытом продукции. Пути максимизации прибыли предприятия за счет минимизации затрат на изготовление и реализацию единицы продукции (услуги) определяются эффективностью инновационной деятельности.
В-четвертых, максимизация объемов
реализации продукции или услуги.
Здесь можно выделить два основополагающих
направления: увеличение объемов реализации
старой продукции (услуги) и новой. В
свою очередь, увеличение объемов реализации
старой продукции возможно за счет
проведения комплекса маркетинговых
мероприятий, направленных на стимулирование
сбыта (реклама, лотереи, конкурсы, распродажа
и т. д.), выход на новые рынки
со старой (для данного предприятия)
продукцией, а также за счет повышения
потребительской
Таким образом, роль инноваций в глобальной конкуренции заключается в том, что они предоставляют возможности компаниям, осуществляющим инновационную деятельность, посредством их реализации обеспечить технологическое доминирование на рынке и победу в конкурентной борьбе при условии правильно сформированной стратегии. Успех в глобальной конкуренции, в конечном счете, зависит от видения и понимания высшим руководством компаний правильно выбранной и реализуемой стратегии на основе сформированных конкурентных преимуществ.
1.2 Методы анализа
эффективности инновационной
В основе оценки эффективности
деятельности лежит сравнительный
анализ объема предлагаемых инвестиций
и будущих денежных поступлений.
Сравниваемые величины относятся в
большинстве случаев к
Информация о работе Совершенствование инновационной деятельности предприятия