Рейтинг РФ в сфере инновационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является исследование инновационной сферы на предмет выявления наиболее высоких и низких показателей инновационной сферы Российской Федерации по сравнению с развитыми странами.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
изучить государственную инновационную политику РФ;
проанализировать государственную поддержку инновационной деятельности РФ;
выявить критерии оценки инновационной деятельности различных стран;
определить место РФ по выявленным критериям в сфере инновационных технологий.

Содержание

Введение………..…………………………………………………………………...3
1.Государственная инновационная политика…………………………...………..5
1.1Формирование государственной инновационной политики…………....7
1.2Инструменты государственной инновационной политики…………...10
2. Государственная поддержка инновационной деятельности……………….16
2.1 Правовые основы государственного регулирования инновационной деятельности………………………...…………………………………….………16
2.2 Федеральные программы в сфере инновационной политики РФ…….17
3. Инновационная политика в РФ и перспективы развития………………..….20
3.1 Состояние инновационной базы РФ……………………………………20
3.2 Сравнение Российских технологий с мировым уровнем……..………22
4. Рейтинг РФ в сфере инновационных технологий……………………………28
4.1 Рейтинг РФ (по мировой практике оценки НИС)…………..………...28
4.2 Рейтинг РФ (по Методике оценки НИС Евросоюза)……...…………..30
Заключение………………………………………………………………………..40
Библиография…………

Работа содержит 1 файл

Рейтинг РФ в сфере инновационных технологий - курсовая работа,Киселёва А..doc

— 442.00 Кб (Скачать)

     - информационно-телекоммуникационные системы;

     - экология и рациональное природопользование;

     - безопасность и противодействие терроризму.

     В новой редакции программы следует  отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.

     Первый  блок – генерация знаний:

     В рамках этого блока реализуется  около 250 проблемно-ориентированных  поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно–организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются пилотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.

     Второй  блок – разработка технологий:

     Этот  блок ориентирован на поддержку и  развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока  около 120 опытно–конструкторских, технологических  и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

     Третий  блок программы – коммерциализация технологий:

     В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

     Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).[17]

     РФТР - внебюджетный фонд, который формируется  из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно – технических, инновационных проектов.

 

      1.2 Инструменты государственной инновационной политики

     1) Банк Развития.

     Государство создаёт особую структуру, призванную осуществлять целевое финансирование инновационной деятельности в РФ. В подкрепление деятельности банка, будет создана нормативно правовая база. Банк будет создаваться на базе Внешэкономбанка, его дочернего Росэксимбанка и государственного Российского банка развития (РосБР).

     Главные задачи Банка развития - финансирование инфраструктурных проектов, поддержка малого и среднего бизнеса (через рефинансирование кредитующих его банков), высокотехнологичных производств и российского экспорта.

     Понятие высокотехнологичного производства - весьма растяжимое. Скорее, проекты с высокой добавленной стоимостью. Это дело хорошее, но весьма рискованное. То есть по сути - венчурные проекты. Что же касается экспорта, то здесь главная загвоздка - страхование. И банк - не страховое агентство.[8]

     Глава Внешэкономбанка В.Дмитриев полагает разумным закрепить за БР участие в экспертизе инвестиционных проектов, их сопровождение, в том числе посредством вхождения в капитал и руководящие органы реализующих проект компаний.

     До 2011 года банк вложит в инфраструктуру, энергетику, ЖКХ, сельское хозяйство, ВПК около $35 млрд.

     Эксперты  на основании статистического исследования развития среднего бизнеса в период с 2000 по 2005 год (объектом анализа были 5 тысяч компаний с оборотом от 10 до 100 млн. долларов) пришли к таким выводам:

     В среднем бизнесе уже присутствует большой сегмент компаний, которые активно   модернизировались. Таких компаний примерно треть.

     За 2004-2005 годы в суммарном основном капитале среднего бизнеса доля модернизированных  компаний выросла до 60%.

     Среди этих модернизированных компаний только треть показывает быстрый рост выручки и высокую прибыль одновременно.

     Лидеры  вкладывают деньги в развитие собственных  систем распространения продукции и оставляют прибыли у себя.

     Этим  объясняется рыночный спрос на инфраструктурный капитал.

     Эксперты  характеризуют успешную компанию среднего бизнеса как компанию с современным  оборудованием и большими производственными  возможностями для расширения выпуска. Но с очень высокими затратами  на аренду помещения, коммунальные услуги и высокими затратами на системы распространения (логистика, дилеры, склады). С очень небольшим долговым обременением.

     2) Российская венчурная компания.

     В 2006 году Правительство РФ учредило «Российскую Венчурную Компанию» (РВК). Это сеть из 10-15 венчурных фондов с совокупным капиталом в 30 млрд. руб. Суммарный объем господдержки - 15 млрд. руб.[13]

     Разработаны требования к фондам, желающим получить в управление государственные деньги. Фонд должен инвестировать в небольшие  компании, с объемом продаж менее 150 млн. рублей. Компании-получатели денег должны быть инновационными - то есть действовать в рамках одного из приоритетных направлений развития науки и техники.

     Запрещено инвестировать в сырьевые, традиционные компании, в игорный бизнес и т.п.. Средства фонда нужно вложить не менее чем в 8 компаний за 5 лет, а срок существования самого фонда ограничен 10 годами. 1% капитала должны предоставить сами управляющие фондом лица.

     Важный  аспект - венчурные компании являются спутниками крупных, мощных компаний. Которые и потребляют научный продукт. Вместе с компанией носителем этого продукта.

     3) Технопарки.

     Технопарк - это организация, управляемая профессионалами, чьей целью является  повышение благосостояния общества через продвижение инноваций и конкурентоспособности, связанных с ней бизнесов и образовательных и исследовательских учреждений. Определение технопарка Международной ассоциации технопарков (IASP)

     В мире наблюдается настоящий технопарковый  бум. Из 343 членов Международной ассоциации технопарков (IASP) 25% были созданы после 2000г. (остальные - в период с 1950 по 2000г.). Около 60% технопарков в IASP расположены так, что в радиусе 50 км от них находится пять или более вузов, а в 88% это бизнес - инкубаторы.[9]

     Также, видимо, удобнее начинать с небольшого технопарка, чтобы расти развиваясь. Почти половина (40%) членов IASP расположены на территории меньше 20 га, только 26% управляют какой-либо жилой недвижимостью. В России же решили все сделать с размахом: все проекты, за исключением технопарка в Татарстане (13,5 га), имеют общую площадь земельного участка не менее 60 га и планируют строительство жилья.

     Объем инвестиций из федерального бюджета  в развитие технопарков в России в 2007-2010 гг. составит около 10 млрд. руб., по данным заседания расширенной коллегии Министерства информационных технологий и связи РФ. Такую же сумму инвестируют регионы, в которых будут построены технопарки, сообщает РБК.

     В 2007 году из федерального бюджета будет  выделено около 2 млрд. руб., в 2008 году - 2,5 млрд. руб., в 2009 году - 2,7 млрд. руб., в 2010 году - 2,7. руб.

     В Министерстве связи рассчитывали, что  к 2011 году число сотрудников технопарков  достигнет 75 тысяч, а стоимость произведенной  продукции и услуг составит около 117 млрд. руб. Строительство технопарков ведется в семи «пилотных» регионах России: Московской, Нижегородской, Новосибирской, Тюменской, Калужской областях, Санкт-Петербурге и Республике Татарстан.

     Один  из таких технопарков создается в Нижнем Новгороде - это IТ- парк «Анкудиновка» (от названия Анкудиновского шоссе, в районе которого проектируется строительство). По словам заместителя губернатора Нижегородской области по строительству, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству и информационным технологиям Валерия Лимаренко, общая стоимость создания IT-технопарка «Анкудиновка» составит 15 млрд. рублей. Количество новых высококвалифицированных рабочих мест, которые планируется создать в IT-технопарке к 2011 году, составляет 13 тысяч. Технопарк будет занимать площадь около 62 га, из которых 90 тыс. кв. м будет занимать общественно-деловой центр и 225 тыс. кв. м - жилые дома.

     В создании технопарка принимают активное участие компании Intel, «Мера», «Телма» и некоторые другие. Бюджетная часть финансирования строительства IT-технопарка составит 2905 млн. руб., из которых до 2010 года 50% выплачено из областных и столько же - из федеральных средств. Строительство запланировано на 2007-2010 годы. IT-парк «Анкудиновка», работа которого сосредоточена, в первую очередь, на производстве программных продуктов на экспорт, - самый крупный из семи аналогичных парков, предусмотренных государственной программой. Второй этап программы предполагает завершение строительства и ввод в действие объектов первой очереди создаваемых технопарков, а также размещение на их территории первых предприятий, привлечение значительных зарубежных инвестиций в фонд совместного инвестирования и увеличение количества финансируемых перспективных проектов.

     Общий объем инвестиций в строительство  составляет 15 млрд. рублей, в том числе 1,5 млрд. рублей выделяется из бюджета Нижегородской области, 1,6 млрд. – из федерального бюджета. Еще 11,9 млрд. рублей обеспечат частные инвесторы, которым отдается строительство офисных зданий, отеля, торгового и спортивного центров и жилья. Предполагаемый срок окупаемости частных вложений не превысит шести лет.

     4) Наукограды.

     Термин  наукоград был введен в научный  оборот в августе 1991 года, что дает формальное основание считать эту  дату началом формирования государственной политики в отношении наукоградов. Однако сами объекты политики - поселения, за которыми в 90-х годах прошлого столетия закрепился термин наукоград - образовались значительно раньше (в период существования СССР).

     Первым  наукоградом Российской Федерации  стал город Обнинск Калужской области - в 2000 году. До 2004 года статус наукограда присваивался Указом Президента Российской Федерации сроком на 25 лет с утверждением программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус получили семь наукоградов России (город Обнинск Калужской области, города Дубна, Королев, Реутов, Фрязино Московской области, рабочий поселок Кольцове Новосибирской области, город Мичуринск Тамбовской области).

     В 2004 году статус наукограда Российской Федерации не присваивался. Начиная  с 2005 года, процедура присвоения статуса заметно упростилась. Он стал присваиваться постановлением Правительства Российской Федерации сроком на 5 лет без утверждения программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус к настоящему времени получили три города (г. Петергоф, город Пущино Московской области, город Бийск Алтайского края).[2]

     С другой стороны существуют серьёзные  барьеры для развития Наукоградов в России. В первую очередь это проблемы связанные с муниципальным устройством и самоуправлением на местах. Зачастую интересы муниципальных образований – наукоградов и Академгородков расходятся с федеральными. В первую очередь по финансовым и политическим соображениям. Поэтому в данной исторической перспективе сложно ожидать увеличения роли наукоградов в общем вкладе в инновационную систему России.

     5) Особые экономические зоны (ОЭЗ).

     Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об  особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона- определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.[3]

     Особые  экономические зоны создаются в  целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

     На  территории Российской Федерации могут  создаваться особые экономические зоны следующих типов:

     - промышленно-производственные особые экономические зоны;

     - технико-внедренческие особые экономические зоны.

     Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров. На территории особой экономической зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда.

Информация о работе Рейтинг РФ в сфере инновационных технологий