Получение венчурного финансирования на существующем предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

Для сравнения венчурные инвесторы подбирают несколько зрелых и ликвидных предприятий, чьи характеристики в наибольшей мере соответствуют профилю, к которому стремится начинающий новатор. Бизнес-план молодой компании должен указывать, каким образом и в какие сроки организация планирует достигнуть желаемого. Выбор фирм-аналогов может оказать существенное влияние на оценку стоимости.

Работа содержит 1 файл

старая версия.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

    Форма сотрудничества бизнеса и государства  могут быть различными – от контрактов на выполнение работ по государственному заказу до концессий. В российских регионах уже началась работа по созданию условий для развития государственно-частного партнёрства, осуществляется ряд проектов на муниципальном, региональном, а также на федеральном уровне. Так, например, Инвестиционный фонд из всех инструментов ГЧП является предметом наивысшей заинтересованности бизнеса.

    ГЧП позволяет привлечь бизнес в финансирование региональных инфраструктурных проектов, использовать управленческие навыки и  опыт частного сектора для повышения  качества предоставляемых социальных услуг и увеличения эффективности объектов региональной социальной инфраструктуры. На основе взаимодействия государство и частный бизнес могут совместно определять сферы потенциального сотрудничества по производству благ. Если государство частично (30-50%) финансирует инвестиционные проекты, то оно становится совладельцем нового предприятия. Эффект финансового рыночного рычага приведёт к снижению рисков и повышению кредитоспособности таких проектов. После завершения процесса становления предприятия и налаживания выпуска продукции государство продаёт свою долю частным инвесторам. Реализация инфраструктурных проектов является сложной задачей, успех которой помимо наличия соответствующей нормативно-правовой базы зависит от правильной оценки экономической обоснованности проектов, в значительной степени от их научного структурирования и координации работы экономических субъектов.

    Развитие  ГЧП в России сдерживают следующие факторы: отсутствие концепции повышения эффективности государственной собственности; неразработанная правовая основа для функционирования механизмов ГЧП; неразвитость инновационного кадрового потенциала; слабость банковской системы, не обеспечивающая ГЧП достаточными кредитными ресурсами. Однако, как показывает историко-экономический опыт, основная проблема современного российского ГЧП – это в первую очередь проблема доверия бизнеса к институтам государственной власти, которая возникла в результате существования “размытости” прав собственности, коррупции, административных барьеров и др.

    В рамках ГЧП эффективным является создание совместных венчурных фондов, необходимых для финансирования и реализации инновационных инфраструктурных проектов. Следует отметить, что венчурная индустрия в России слабо развита, действует более 40 финансовых институтов, осуществляемых прямые и венчурные инвестиции. Согласно экспертным оценкам, общий объём венчурных инвестиций в 1994-2005гг. составил всего около 2,5 млрд.долл., при этом около 35% приходится на северо-запад.

    Стратегически перспективным финансированием инновационной деятельности социально-значимых проектов являются средства “сети бизнес-ангелов”. “Бизнес-ангелы” - это частные инвесторы, которые рискуют своим капиталом, чтобы довести идею до воплощения. Они берут на себя функции доведения проекта от идеи до привлекательного инвестиционного наполнения, а также функции управления на начальном этапе существования венчурной компании за долю в ней.

    В России движение “бизнес-ангелов” только зарождается, в то время как в США они осуществляют более 8% инвестиций на начальной стадии. Как правило, за привлечение инвестора и финансирование проекта “бизнес-ангелы” берут 4-5% от суммы инвестиций.

      Часто утверждают, что венчурные  разработки в России поддерживают  западные фонды с общим объёмом  средств, примерно 4 млрд. долларов. Однако лишь крайне незначительная часть этих средств достаётся российским инноваторам. В условиях повышенного риска большинство российских венчурных фондов готовы инвестировать в компании, находящиеся на стадии расширения производства и стадии развитого производства.

    В настоящее время насчитывается  около 40-50 тыс. малых инновационных  предприятий, что составляет мене 5% от общего числа всех образований  в секторе малого российского  бизнеса. В сфере же науки и  научного обслуживания работает около 2,5-3% от общего количества малых организаций.

    Содействие  инновационным институтам любого типа, как отмечалось ранее, оказывает  государство, а также специализированные общественные фонды и крупные  корпорации, занимающие ведущее место  в определённой области производства. Характерные черты поддержки – участие различных организаций и ведомств, множественность каналов получения такой поддержки, отсутствие монополизма какого-либо государственного органа, но наличие координирующего состава в лице того или иного ведомства или министерства.

    Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства работает в сфере венчурного финансирования во взаимодействии с региональными фондами, Фондом поддержки малых форм бизнеса в научно- технической сфере и международными организациями.

    Для реализации этого направления необходимо создание специальных венчурных фондов и привлечение к решению этой проблемы коммерческих банков. Здесь также активнее должны работать агенства, технопарки, бизнес-инкубаторы и бизнес-центры, занимающиеся отбором, экспертизой и продвижением на рынке инвестиционных проектов для малых инновационных предприятий. В комплекс услуг, которые оказывали бы эти структуры, должно входить консультирование на всех этапах подготовки бизнес-планов с расчётом рисков и реализации проектов. Но самое главное – это привлечение инвестиций и кредитов, обеспечение экспериментальной базой и оборудованием с помощью лизинга, управлением проектами и т.д.

    В структуре научно-производственного  комплекса возрастает доля мелкого  инновационного предпринимательства, растут и становятся более разнообразными его связи со всеми секторами экономики. Соответственно должна развиваться и инициативная форма организации инновационной деятельности, а также формы поддержки мелкого инновационного бизнеса.

    Для привлечения дополнительных финансовых Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства вместе с региональными  фондами оказывают содействие в  создании кредитных кооперативов и их союзов. Этот финансовый механизм обеспечивает”прозрачный” доступ к кредитам под не менее высокие проценты, чем в коммерческих банках. К тому же, при этом используется более упрощённая система получения займов. Кредитные кооперативы имеют богатые традиции в России и за рубежом, и должны как можно быстрее получить широкое распространение. Наиболее эффективно эта форма микрофинансирования зарекомендовала себя в Калининградской, Московской, Смоленской, Нижегородской и некоторых других областях. В данных регионах насчитывается более 2 тыс. кредитных кооперативов.

    Ещё одним источником в данном направлении может стать активное использование средств Сбербанка России, находящихся на депозитарном хранении. Сбербанк пользуется де-факто государственной гарантией по своим депозитам, и является “банком чрезвычайного резерва”. Как следствие, Сбербанк является единственной финансово-кредитной организацией, которая может рассчитывать на относительно стабильную депозитную базу в случае кризиса, поскольку собственные средства Сбербанка значительно превышают объёмы доступного финансирования у конкурирующих структур.

    Решение Сбербанка сконцентрировать деятельность, например, на лизинге в регионах, могло бы значительным образом изменить весь сектор, учитывая внушительное присутствие  данной организации практически  во всех областях России и объём имеющихся средств. Понятно, что доступ к кредитам на срок от двух до трёх лет чрезвычайно ограничен. Однако, с большой долей вероятности можно утверждать, что данная ситуация будет постепенно улучшаться по мере развития экономики.

    В России постепенно складываются благоприятные условия для развития малого предпринимательства. Вместе с тем, необходимо реализовать комплекс мер для обеспечения свободного доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам и для привлечения средств из дополнительных источников финансирования. Речь идёт о следующих направлениях:

    -разработка  механизма гарантирования рисков, который позволил бы, по мере  снижения уровня инфляции, различным  коммерческим банкам кредитовать  малые предприятия

    - постепенное распространение и  массовое освоение в регионах России гарантийного механизма, разработанного с участием австрийского банка  Burges Forderungsbank и Тульского областного фонда поддержки малого предпринимательства

    - разработка и повсеместное внедрение  механизма микрокредитования малых предприятий с ориентацией на определённые сегменты малого бизнеса: например, стартующие малые предприятия, “офицерские”, женские, молодёжные, индивидуальные предприниматели, сельские, инновационные предприятия и т.д.

    - разработка механизма оптимального распределения прибыли от приватизации государственных и муниципальных предприятий и создание необходимых нормативных документов для этого.

    Необходимо  ускорить принятие закона “О кредитных  кооперативах”, а также совместно  с международными кредитными организациями разработать такой механизм содействия развитию российского малого бизнеса, который бы решал врпросы не столько технической, сколько финансовой помощи.

    2.4 Правовое регулирование  венчурного финансирования 

    Венчурное финансирование - явление в нашей стране не очень распространенное, хотя венчурные фонды и инвестиционные компании, которые заняты таким финансированием, существуют на российском рынке достаточно давно и демонстрируют весьма успешные результаты. Большинство таких венчурных фондов создано с использованием средств Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В связи с появлением у нас венчурного финансирования в 1997 г. была даже образована Российская ассоциация прямого и венчурного финансирования, которая объединила 43 компании, в той или иной степени связанные с этим бизнесом.

    Основная  цель венчурного финансирования - вложение средств в развитие малых и  средних предприятий и наукоемких проектов. Поэтому задача развития этого направления была включена в государственные программы, среди которых:

  • Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред от 27.12.2009)

    Статья 22. Поддержка субъектов малого и  среднего предпринимательства в  области инноваций и промышленного  производства

    Оказание  поддержки субъектам малого и  среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

    1) создания организаций, образующих  инфраструктуру поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;

    2) содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;

    3) создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;

    4) создания акционерных инвестиционных  фондов и закрытых паевых инвестиционных  фондов.

  • Постановление Правительства РФ «О порядке предоставления средств Федерального бюджета, предусмотренных на создание технопарков в сфере высоких технологий» от 20 декабря 2007 г. N 904

    В целях реализации государственной  программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. N 328-р, Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Установить, что средства федерального  бюджета, предусмотренные на создание  технопарков в сфере высоких технологий, предоставляются в 2007 году и в 2008 - 2010 годах в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на создание указанных технопарков на территориях Калужской, Московской, Нижегородской, Тюменской, Новосибирской, Кемеровской областей, г. Санкт-Петербурга, Республики Татарстан и Республики Мордовия.

    2. Утвердить прилагаемые:

    Правила предоставления в 2007 году и в 2008 - 2010 годах субсидий из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации  на создание технопарков в сфере высоких технологий;

    Распределение в 2007 году и в 2008 - 2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание и развитие объектов технопарков в сфере высоких технологий, включая разработку проектно-сметной документации.

Информация о работе Получение венчурного финансирования на существующем предприятии