Особенности инновационного процесса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Сегодня оказываются в выигрыше те предприятия, которые способны наиболее оперативно реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное, т. е. использовать свой инновационный потенциал. Более того, инновации стали промышленной религией 20 века. Для бизнесмена они являются основным средством повышения прибыли, ключом к новым рынкам сбыта. Правительства делают ставку на инновации, когда пытаются преодолеть экономический кризис. Приоритеты инновационного развития давно заменили популярную в послевоенные годы концепцию "благополучной экономики".

Содержание

Введение 3
Теоретические основы инновационного процесса 4
Понятие инновации 4
Инновационная деятельность 5
Структура инновационного процесса 6
Структура функций, осуществляемых в рамках инновационного процесса 9
Обеспечение участников инновационного процесса внешней информацией 17
Участники инновационного процесса 20
Задачи, решаемые участниками инновационного процесса 20
Заключение 28
Список использованной литературы: 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 77.63 Кб (Скачать)

     -потенциальных потребителях нового товара − продукта, услуги, технологии − (основные группы потребителей, их численность, потенциал с точки зрения потребления новых товаров, доступные потребителю информационные каналы и каналы материально-технического обеспечения, замещаемый у потребителя товар);

     -возможностях конкурентов − производителей аналогичных или замещаемых товаров (объем производства и доля на рынках, уровень и структура затрат, рентабельность, цены на аналогичные товары других фирм и замещаемые товары и т. п.);

     -ценах основных производственных факторов (финансовых и материальных ресурсов, рабочей силы, информации и т. п.);

     -потенциальных партнерах по производству новых товаров и их производственно-технологических и финансово-экономических возможностях.

     Для стадии использования новых товаров  конечными потребителями это  базы данных о:

     -появляющихся на рынках новых продуктах, услугах, технологиях (а также готовящихся к производству в предстоящие периоды), возможностях (каналах) их получения и сервисе;

     -возможных источниках и условиях финансирования применения новых товаров;

     -схемах финансирования для предприятий, осуществляющих применение новых товаров.

     Следует отметить, что часть данных этих баз фактически используется не только на указанной стадии, но также и  на других стадиях инновационного процесса, поскольку в отношении одних  и тех же объектов на разных стадиях  могут приниматься предварительные, промежуточные и окончательные  решения.

     Выходом из положения, когда невозможно прямое получение полного объема необходимой  информации значительной частью участников инновационного процесса, является разделение информационного пространства на два  уровня:

     - общая информация о направлениях  исследований, научно-технических разработках,  потенциальных партнерах по инновационной  деятельности и т. п.

     - детальная (конкретная) информация  для принятия решений в рамках  осуществляемого инновационного  процесса.

     Поскольку первый уровень представляет интерес  не только для потребителя, но и для  “продавца” информации (возможность  вступления в контакты и реализация полученных результатов), то для этого  уровня возможна реализация концепции  свободного доступа к информации пользователями и бесплатного пополнения баз данных заинтересованными владельцами  соответствующей информации.

     Кроме того, использование информации первого  уровня информационной среды позволит пользователю существенно сократить  сферу и время поиска источников необходимой ему информации и, в  конечном итоге, расходы на ее получение.

     На  уровне конкретной (“технологической”  для инновационного процесса) информации возможны два различных подхода.

     Во-первых, покупка информации у ее владельцев (фирм, создающих и поддерживающих соответствующие базы данных).

     Во-вторых, формирование баз данных с бесплатным доступом. В этом случае расходы  на создание таких баз должно осуществлять государственные структуры или  сообщества, объединяемые по профессиональному  или иным признакам. Прежде всего, это  могут быть базы, содержащие нормативно-правовые условия осуществления инновационной  и иных видов деятельности.

     Учитывая  финансовые и иные возможности реализации инновационных процессов в РФ формирование информационной среды  инновационной деятельности целесообразно  начать с создания интегрированной  информационной системы, которая уже  на первом этапе позволит будет обладать информационными ресурсами, принадлежащими к первому уровню информационного  пространства, и обеспечит доступ к бесплатным информационным ресурсам второго его уровня.

Участники инновационного процесса

 

Участники инновационного процесса, взаимодействуя, превращают идею в технологию, процесс, товар  или услугу и выводят ее на рынок. Согласно современной теории инновационных  систем4, инновации и технологическое развитие страны является результатом комплекса отношений между участниками сложной системы, которая включает в себя предприятия (национальные компании), университеты, лаборатории, научно-исследовательские институты, государственные структуры.

Задачи, решаемые участниками  инновационного процесса

 

     Научный руководитель:

     - выбор (определение области, целей  и результатов) инновационного  проекта; 

     - формулировки задачи прикладных  исследований;

     - определения условий реализации  поставленной задачи;

     - контроль результатов, получаемых  на каждом из этапов реализации  проекта;

     - корректировка целей и конечных  результатов проекта в связи  с получением непредвиденных  результатов и изменениями во  внешней среде.

     Инновационный менеджер:

     - общее планирование работ по  инновационному проекту;

     - формирование технического задания  и графика выполнения исследований;

     - утверждение предварительной сметы  затрат на выполнение исследований;

     - формирование коллектива работников (“команды”) для выполнения инновационного  проекта;

     - обеспечение проекта необходимыми  ресурсами (финансовыми, материальными  и иными);

     - организация процесса выполнения  работ по проекту и коммуникаций  между его участниками;

     - контроль сроков выполнения этапов  исследований и работы в целом;

     - контроль расходования финансовых  и иных ресурсов;

     - разрешение непредвиденных проблем,  возникающих из-за изменений во  внешней среде и нарушений  графика и иных плановых параметров  проекта;

     - принятие решений о корректировке  целей реализуемого проекта, графика  и иных параметров его реализации, а также, в случае необходимости,  решения о прекращении работ  по проекту.

     Исследователь:

     - мониторинг прикладных исследований  по аналогичной или близкой  тематике, выполняемых потенциальными  конкурентами;

     - прогнозирование областей и способов  возможного применения полученной  полезной идеи;

     - анализ возможностей создания  новой продукции/услуги на основе  реализации полезной идеи;

     - разработка концепции и принципиальных  решений по новой продукции/услуге;

     - изучение возможностей использования  различных технологических процессов  для создания новой продукции  и предоставления услуги;

     - создание лабораторной модели (экспериментального  образца) новой продукции (изделия  или комплекта технических средств  для предоставления услуг или  осуществления технологии).

     Конструктор:

     - получение необходимой информации  об имеющихся конструктивных  решениях при создании аналогичной  продукции и степени их патентной  защиты (возможностях применения), о  действующих стандартах и технических  условиях;

     - разработка новых схем и конструктивных  решений для новой продукции;

     - осуществление расчетов основных  характеристик новой продукции  (прочности, жесткости, долговечности,  точности и других важные для  новой продукции параметров ее  деталей и узлов);

     - предварительная оценка необходимых  для выпуска новой продукции  материалов, полуфабрикатов и комплектующих  изделий;

     - подготовка эскизной документации  деталей и узлов, общих схемно-компоновочных  решений разрабатываемой продукции  и их макетирование;

     - контроль процессов изготовления  деталей, узлов и сборки лабораторной  модели (экспериментального образца), соответствующей разработанным  схемным и конструктивным решениям;

     - проверка работоспособности лабораторной  модели (экспериментального образца)  и внесение необходимых корректировок  в схемно-компоновочные и иные  конструктивные решения;

     - разработка опытного образца  новой продукции и участие  в его апробации;

     - разработка конструкторской документации  на новую продукцию;

     - корректировка конструкторской  документации с учетом выявленных  предпочтений различных групп  потребителей (разработка комплектов  конструкторской документации по  различным модификациям конструктивных  и дизайнерских решений новой  продукции).

     Технолог:

     - получение информации об имеющихся  технологиях и степени их патентной  защиты, о действующих стандартах  и технических условиях;

     - изучение возможностей использования  различных технологических процессов  для изготовления новой продукции  (предоставления новых услуг);

     - принятие предварительных решений  по использованию конкретных  технологий для производства  новой продукции;

     - разработка технологических процессов  производства деталей и сборки  узлов, агрегатов и изделия  в целом;

     - подготовка технологических карт, чертежей и спецификаций нестандартного  оборудования, оснастки и инструмента,  необходимых для реализации выбранной  технологии;

     - разработка технологии контроля  и испытаний деталей, узлов,  агрегатов и изделия в целом;

     - подготовка комплекта технологической  документации для осуществления  выпуска новой продукции (предоставления  услуг);

     Проектировщик:

     - привязка новой технологии к  условиям конкретного предприятия  (производства);

     - проектирование предприятия, предназначенного  для выпуска новой продукции  (предоставления новых услуг);

     - определение полного состава  и сметной стоимости работ,  выполняемых при привязке новой  технологии к условиям действующего  предприятия (создании специального  инновационного предприятия).

     Метролог:

     - проверка новой продукции/услуг  на соответствие стандартам и  требованиям сертификации;

     - разработка методов проведения  испытаний новой продукции и  графика проведения испытаний  новой продукции;

     - разработка методики и участие  в испытании лабораторной модели (экспериментального образца) и  подготовка заключения о возможности  использования лабораторной модели (экспериментального образца) в  качестве прототипа новой продукции;

     - разработка методики и участие  в испытании опытного образца  новой продукции и подготовка  заключения о возможности использования  опытного образца для производства  новой продукции;

     - разработка перечня контролируемых  характеристик новой продукции  в процессе их серийного (массового)  производства и их значений, предусмотренных  разработчиками;

     - определение точек контроля производственного  (технологического) процесса, обеспечивающих  получение предусмотренного разработчиками  качества продукции/услуг.

     Правовед:

     - анализ готовности к патентованию  результатов прикладных исследований  по аналогичной или близкой  тематике, выполняемых потенциальными  конкурентами;

     - анализ их патентной чистоты  новой продукции/услуг;

     - определение состава патентов  и других объектов интеллектуальной  собственности, которые необходимо  приобрести в связи с реализацией  инновационного проекта;

Информация о работе Особенности инновационного процесса в России