Особенности инновационного процесса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Сегодня оказываются в выигрыше те предприятия, которые способны наиболее оперативно реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное, т. е. использовать свой инновационный потенциал. Более того, инновации стали промышленной религией 20 века. Для бизнесмена они являются основным средством повышения прибыли, ключом к новым рынкам сбыта. Правительства делают ставку на инновации, когда пытаются преодолеть экономический кризис. Приоритеты инновационного развития давно заменили популярную в послевоенные годы концепцию "благополучной экономики".

Содержание

Введение 3
Теоретические основы инновационного процесса 4
Понятие инновации 4
Инновационная деятельность 5
Структура инновационного процесса 6
Структура функций, осуществляемых в рамках инновационного процесса 9
Обеспечение участников инновационного процесса внешней информацией 17
Участники инновационного процесса 20
Задачи, решаемые участниками инновационного процесса 20
Заключение 28
Список использованной литературы: 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 77.63 Кб (Скачать)
 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИНИСТЕРСТВА  ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

 

Факультет МБДА 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил (а): студент(ка)

Миронова  Инна Владимировна

1 курс  магистратуры

Работа  сдана «___» 2011 г.

Научный руководитель:

Кочетков  Владимир Викторович

Подпись преподавателя _________

Дата  проверки: «___» 2011 г. 
 
 
 
 

Москва  – 2011

Оглавление 

Введение 3

Теоретические основы инновационного процесса 4

Понятие инновации 4

Инновационная деятельность 5

Структура инновационного процесса 6

Структура функций, осуществляемых в рамках инновационного процесса 9

Обеспечение участников инновационного процесса внешней информацией 17

Участники инновационного процесса 20

Задачи, решаемые участниками инновационного процесса 20

Заключение 28

Список использованной литературы: 29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Основной  чертой развития мирового сообщества на современном этапе выступает  формирование социально-экономической  системы, в которой доминирующую роль играет инновационная деятельность как фактор, обеспечивающий конкурентные преимущества высшего порядка.

     Сегодня оказываются в выигрыше те предприятия, которые способны  наиболее оперативно реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное, т. е. использовать свой инновационный потенциал.  Более того, инновации стали промышленной религией 20 века. Для бизнесмена они являются основным средством повышения прибыли, ключом к новым рынкам сбыта. Правительства делают ставку на инновации, когда пытаются преодолеть экономический кризис. Приоритеты инновационного развития давно заменили популярную в послевоенные годы концепцию "благополучной экономики".

     Термины "инновация" и "инновационный  процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с  созданием, освоением и распространением инноваций.

     Поскольку инновационный процесс обеспечивает последовательные преобразования нововведения от момента его зарождения в виде общей идеи до того момента, когда  оно становится по сути новым элементом  организации и переходит в  режим функционирования, изменения  в управлении могут коснуться  любой стадии инновационного процесса.

     Создание  внутри фирмы климата, в котором  могут зарождаться и осуществляться новые идеи, намного важнее пунктуального  вмешательства в инновационный  процесс. Благоприятная для инноваций  организация должна поддерживать творческие процессы и обеспечивать возможности  для реализации позитивно оцененных  идей вплоть до успешного внедрения  на рынок новой продукции. Именно поле напряженности "генерация - реализация идей" порождает разнобой в требованиях  к организационной области. Общей  для всех инновационных процессов  организационной формы не существует. Той или иной фазе инновационного процесса должен соответствовать определенный подбор организационных условий. Самым  благоприятным образом на развитие инновационных проектов сказываются  отсутствие бюрократических барьеров в организации и низкая степень  централизации, а также отсутствие слишком узкой специализации.

Теоретические основы инновационного процесса

Понятие инновации

 

     В настоящее время нет однозначного определения инноваций, это объясняется  различным пониманием данного термина. В русском языке термин инновация  означает буквальное прочтение английского  слова innovation или немецкого Innovatiotionen, перевод которого обычно приводится как нововведения.

     Термин  инновация в экономике был  впервые предложен австрийским экономистом Й. Шумпетером, который определил его как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на изменении в развитии:

  • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения
  • производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
  • появление новых рынков сбыта1 .

     Из  приведенного выше определения можно  заключить, что понятие «инновация»  охватывает практически все сферы  деятельности общества и может иметь  как технологическую, так и организационную  или процессуальную составляющие. Технологическая  инновация включает в себя несколько  типов, один из которых − продуктовая  инновация, охватывающая внедрение  технологически новых или усовершенствованных продуктов.

     Существуют  различные критерии классификации  инноваций:

  • по предметно-содержательной структуре;
  • по назначению;
  • по факторам общественного производства;
  • по уровню разработки и распространения;
  • по новизне;
  • по сферам разработки и применению;
  • по происхождению;
  • по инновационному потенциалу;
  • по этапу жизненного цикла и длительности.

     Такая классификация наиболее полно отражает все многообразие инноваций, но для  определения сферы действия инноваций ее сложно применить. Поэтому, рассматривая инновацию как коммерциализацию чего-то нового, можно выделить следующие составляющие:

  • T (technology) – новая технология;
  • A (application) – новое приложение в форме новых товаров, услуг или процессов;
  • M (market) – новый рынок или рыночный сегмент;
  • (organization) – новая организационная форма или новый подход к менеджменту.

     Таким образом, любой инновации присущ, по крайней мере, один из следующих  аспектов:

  • технологический;
  • прикладной;
  • рыночного сегментирования или группирования потребителей;
  • организационный.

     Инновация может быть результатом внедрения  новой технологии, использования  нового предложения, разработки новых рынков и/или применения новых организационных форм. В большинстве случаев это комбинация множества факторов, которые вводятся как одновременно, так и последовательно. Поэтому инновация – не изолированное событие, а скорее цепь последовательных превращений, состоящая из серии событий.

Инновационная деятельность

 

     Инновационная деятельность, по сути, представляет собой  процедуру создания и внедрения  новых товаров и услуг, разработку и внедрение новых промышленных технологий, которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем, а коммерческая реализация вновь созданных изделий (услуг) обеспечит будущие доходы и сформирует конкурентную позицию  компаний.

     Перед началом осуществления инновационной  деятельности необходимо:

  • сформулировать цель, разработать задачи; провести анализ разработок в области предполагаемой инновационной деятельности;
  • сформировать информационную базу инновационного анализа;
  • разработать схему управления инновационной деятельностью;
  • осуществить планирование инновационной деятельности;
  • определение стимулов удовлетворяющих экономические и социальные интересы предприятий,занимающихся инновациями;
  • определить факторы, мешающие внедрению инноваций и разработать методы их преодоления.

     После осуществления предложенных выше мероприятий  следует переходить непосредственно  к внедрению инноваций. Последним этапом должна стать оценка результатов проведенной инновации.

     Важным  элементом в оценки эффективности  инновационной деятельности является экономический анализ. Он позволяет  оценить достигнутый уровень  инновационной активности и устойчивости предприятия, заранее выявить негативные моменты в деятельности хозяйствующего субъекта, определить внутрихозяйственных резервов повышения уровня инновационной активности. Экономический анализ инновационной деятельности необходим для разработки управленческих решений, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия, а также для оценки профессионального мастерства и деловых качеств персонала.

     Экономический анализ инновационной деятельности следует начинать с постановки цели и задач. Далее необходимо проанализировать инновационный потенциал, под которым целесообразно понимать совокупность всех ресурсов организации, и выявить имеющиеся резервы. Следующим этапом является анализ и оценка финансовых источников, показателей эффективности использования ресурсов предприятия, показателей эффективности осуществления инвестиций. По результатам анализа обосновывается целесообразность разработки и реализации управленческих решений, направленных на повышение эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия.

Структура инновационного процесса

 

          Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по преобразованию научной идеи в конкретный продукт, услугу или технологию и обеспечению их практического использования в народном хозяйстве.

     Этот  процесс направлен на создание востребованных рынком новых товаров (продуктов, услуг  и технологий), поэтому целевая  ориентация и темпы осуществляемой в его рамках инновационной деятельности существенно зависят от состояния  социально-экономической среды, в  которой он осуществляется.

Ввиду не полноты  первоначальных представлений о  полном наборе потребительских свойств  нового товара может происходить  расширение (по сравнению с первоначально  предполагавшейся) области его применения. При этом инновационный процесс  может продолжаться за счет выхода нового товара (при осуществлении  некоторой его модификации) в  новые для него области применения и на новые рынки.

   В целом  инновационный процесс охватывает  проведение фундаментальных исследований, прикладных исследований и разработок, опытно-конструкторских работ, организацию  производства новых товаров, продвижение  новых товаров на рынки и  обеспечение их использования  конечными потребителями.

Фундаментальные исследования — экспериментальные  или теоретические исследования, направленные на получение новых  знаний, выявление наиболее существенных закономерностей в исследуемых  сферах (областях) материального мира и общества. Эти исследования осуществляются без ориентации на какую-либо конкретную цель, связанную с использованием этих знаний. Их результат — гипотезы, теории, методы и т. п. — не предназначаются  для непосредственного использования  в практической деятельности. Только около 5% полученных результатов фундаментальных  исследований находят непосредственное воплощение в новых товарах.2 Учитывая высокие риски данного вида деятельности, им могут заниматься только особо крупные субъекты рыночного сектора экономики (как правило, ТНК и крупнейшие национальные компании) и некоммерческие организации, финансируемые государством (государственные НИИ и лаборатории, университеты и т. п.).

Информация о работе Особенности инновационного процесса в России