Особенности инновационного процесса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Сегодня оказываются в выигрыше те предприятия, которые способны наиболее оперативно реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное, т. е. использовать свой инновационный потенциал. Более того, инновации стали промышленной религией 20 века. Для бизнесмена они являются основным средством повышения прибыли, ключом к новым рынкам сбыта. Правительства делают ставку на инновации, когда пытаются преодолеть экономический кризис. Приоритеты инновационного развития давно заменили популярную в послевоенные годы концепцию "благополучной экономики".

Содержание

Введение 3
Теоретические основы инновационного процесса 4
Понятие инновации 4
Инновационная деятельность 5
Структура инновационного процесса 6
Структура функций, осуществляемых в рамках инновационного процесса 9
Обеспечение участников инновационного процесса внешней информацией 17
Участники инновационного процесса 20
Задачи, решаемые участниками инновационного процесса 20
Заключение 28
Список использованной литературы: 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 77.63 Кб (Скачать)

Ключевое значение фундаментальных исследований состоит  в том, что они выступают в  качестве генератора полезных идей, которые  могут стать основой для разработки перспективных новых товаров.

       Прикладные исследования и разработки. Прикладные исследования предназначены для нахождения путей практического применения полученных в ходе фундаментальных исследований знаний, разработки новых методов решения ранее сформулированных проблем.

     Прикладные исследования — оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, позволяющих решать конкретные практические задачи. Прикладные исследования определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований и служат основой для разработок.

     Разработки — систематические работы, основанные на знаниях, полученных в результате прикладных научных исследований и/или практического опыта, и направленные на создание новых материалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг или значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие.

        Результаты разработок представляют собой лабораторные (демонстрационные) образцы и модели новых товаров и в дальнейшем используются в качестве научно-технического задела для опытно-конструкторских работ.

       Опытно-конструкторские работы (ОКР) предназначаются для создания конкретных образцов новой продукции (материалов, изделий), а также технических систем, предназначенных для реализации новых технологий. Они позволяют осуществить переход от лабораторного (экспериментального) образца, демонстрирующего возможности реализации полезного эффекта в определенной технологии или в виде определенного продукта, к промышленным образцам.

     Данные  работы включают в себя разработку определенной конструкции изделия  или технической системы (конструкторские  работы), разработку технологических  процессов их промышленного производства (технологические работы), а также  изготовление и испытание образцов новых изделий и технологических  систем.

         Результатами ОКР являются соответствующая техническая документация и промышленные образцы новых изделий и технологий. Эти результаты используются при организации промышленного (серийного, крупнотоннажного) производства новых продуктов или комплектов технологического оборудования (для реализации новых технологий).

        Организация промышленного производства новых товаров (продукции, услуг, комплектов технологического оборудования для новых технологий и т. п.) предполагает осуществление комплекса работ, начиная от маркетинга новых товаров до достижения проектных показателей объемов выпуска нового товара.

        Результатом этого является выход инновационного предприятия на рынок (предложение) новых товаров в объемах, предусмотренных бизнес-планом инновационного проекта.

        Инновационный процесс полностью завершается приобретением и использованием новой продукции, услуг, технологии конечным потребителем (предприятиями или населением). Для осуществления этого потребитель, особенно корпоративный, должен быть готовым (ресурсно, технологически, организационно и т. п.) к использованию новой продукции, услуг (технологии). Кроме того, на этой стадии выполняется широкий комплекс работ информационного, коммуникационного, сбытового, финансового и сервисного характера.

        Результатом осуществления данной стадии является широкое использование новых товаров их конечными пользователями.

       Структура функций, осуществляемых в рамках инновационного процесса

       Реализация каждой из рассмотренных стадий инновационного процесса предполагает осуществление определенного набора функций, обеспечивающих получение необходимых для продолжения (завершения) инновационного процесса результатов.

      Так, проведение фундаментальных научных исследований и анализ их результатов предполагает:

- определение  приоритетных областей и направлений  фундаментальных исследований;

- выявление актуальных  проблем, требующих проведения  фундаментальных исследований;

- организация  научных исследований, направленных  на разрешение выявленных проблем;

- отбор результатов  фундаментальных исследований (полезных  идей и эффектов), которые могут  стать основой для разработки  новой продукции, услуг, технологий.

      Проведение прикладных  научных исследований должно обеспечить выполнение таких функций как:

-  разработка  концепции применения полезных  идей и эффектов;

- определение  возможных сфер и основных  направлений их использования;

- разработка  общего замысла новых товаров,  которые базируются на применении  новых полезных идей и эффектов.

       Стратегическое планирование и управление инновационным бизнесом предполагает:

  • поиск и экспертизу новых идей и решений;
  • формирование пакета проектов;
  • экспертиза проектов;
  • сопровождение инновационных и инвестиционных проектов;
  • анализ и первичную экспертизу инвестиционных предложений,
  • консультирование при разработке инвестиционных проектов;
  • оценку риска финансирования научно-прикладных разработок и инновационных проектов;
  • подготовку проектов для привлечения средств инвесторов;
  • помощь в поиске и привлечении партнеров для осуществления различных этапов инновационного процесса;
  • поиск потенциальных инвесторов для финансирования инновационных проектов и выработку приемлемых условий их привлечения.

       Организация и управление инновационным процессом в целом, включает функции:

  • формулирования общей цели проекта и установление основных технических и стоимостных параметров, а также общих сроков реализации проекта;
  • взаимодействия с инвесторами по обеспечению финансовыми ресурсами и с другими внешними организациями, привлекаемыми для выполнения различных работ по этапам реализации инновационного проекта;
  • планирования общего графика выполнения работ по инновационному проекту;
  • распределения ресурсов между исполнителями отдельных работ;
  • контроля выполнения общего графика работ и его корректировки при возникновении не запланированных ситуаций;
  • перераспределения ресурсов между этапами и видами работ при корректировках общего графика работ по проекту
  • привлечения специалиста для осуществления функций инновационного менеджера.
 

      В свою очередь, обеспечение технической поддержки инновационных проектов предполагает:

  • выполнение конструкторско-технологических работ;
  • изготовление и испытание лабораторных (экспериментальных) и опытных образцов новой продукции и технологий на собственной технической базе;
  • монтажно-наладочных работ при создании и освоении новых технологий;
  • стажировку работников малой фирмы в основных и вспомогательных производственных подразделениях с целью освоения новых технологий.

     Обеспечение соответствия характеристик новой продукции требованиям рынка достигается за счет:  

  • проведения  сертификации новой продукции;
  • осуществления системы мероприятий в области метрологии и стандартизации (испытательных стендов и метрологических подразделений), а также предоставления комплекта необходимого контрольно-измерительного оборудования и приборов;
  • создания системы контроля качества на фирме.

   Проведение маркетинговых исследований связано с:

  • исследованием рынков сбыта наукоемкой продукции и технологий и поиском новых потребителей;
  • изучением научно-технической и коммерческой политики потенциальных конкурентов на рынках наукоемкой продукции и технологий;
  • систематизацией данных о потребительских свойствах товаров конкурирующих фирм и т. п.

Осуществление рекламы новых товаров (продуктов  и услуг) предполагает:

  • организацию выставок, конференций, симпозиумов, семинаров, совещаний;
  • изучение, обобщение отечественного и зарубежного опыта инновационной деятельности в соответствующей сфере;
  • осуществление рекламно-издательской, консультационной и лекционной деятельности, направленной на ознакомление потенциальных потребителей с новыми товарами.
 

Обеспечение информационной поддержки инновационной деятельности включает: создание и пополнение банков данных научно-технических результатов  и потенциальных возможностей исполнителей научно-технических программ и проектов по приоритетным направлениям;

  • осуществление связи с удаленными информационными центрами и базами данных, в том числе зарубежными, с использованием российских и иностранных телекоммуникационных систем;
  • обеспечение доступа заинтересованных организаций и лиц к информационным базам данных (ИБД) и информационным ресурсам Интернет в области инновационной деятельности;
  • поиск и отбор инновационных проектов, предложений по производству наукоемкой продукции для организаций и физических лиц, заинтересованных в их финансировании;
  • создание и пополнение банков данных о потребительских свойствах товаров ведущих фирм и т. п.
 

Защита интеллектуальной собственности требует:  

  • разработки  процедур информирования работником руководства  фирмы о созданном научно-техническом  результате;
  • определения собственника научно-технического результата;
  • четкого определения обязанностей фирмы и работника по охране научно-технического результата, а также его защите от несанкционированного использования третьими лицами;
  • определения возможных форм использования научно-технического результата работником, в том числе и после окончания его трудовой деятельности в фирме;
  • выявления причастности работников фирмы к конфиденциальной информации, принадлежащей третьим лицам и исключение возможного нарушения прав последних;
  • нормативно-правового и лицензионного (проведение патентно-лицензионных работ) сопровождения научно-технической и инновационной деятельности;
  • обеспечения безопасности при заключении договоров с партнерами и т. п.
 

     Обеспечение финансирования инновационной деятельности (инновационных проектов) на различных  этапах ее осуществления и осуществление  управления финансовыми потоками достигается  за счет:

  • предоставления финансовых средств (на основе участия в бизнесе или заемных);
  • гарантирования по обязательствам малой инновационной фирмы;
  • разработки для фирмы новых финансово-кредитных и инвестиционных схем и механизмов;
  • предоставления услуг по учету и расчетам в ходе реализации инновационного проекта и т п.

Обучение персонала  инновационного предприятия включает:

  • подготовку инновационных менеджеров и иных специалистов, необходимых для осуществления инновационной деятельности;
  • переподготовку кадров для работы в области инновационной деятельности, обеспечивающую формирование инновационного менталитета у руководителей и специалистов повышение их инновационной активности и степени коммерциализации результатов научных исследований.
 

 Осуществление выпуска (производства) новых товаров предполагает:

     - проектирование производственных  процессов по выпуску нового  товара;

     - внесение изменений в процедуры,  методы и стандарты производства  и контроля качества новой  продукции;

     - приобретение необходимых для  выпуска новых товаров технологий, патентов, лицензий, ноу-хау, торговых  марок;

     - приобретение оборудования для  создания необходимых мощностей  по производству новых товаров, 

            - создание новых подразделений и обеспечение их кадрами;

     - разработку методов перехода (с  остановкой или без остановки  производства) производственных подразделений  на выпуск новой продукции,  а также графиков перехода  основных производственных подразделений  на выпуск новой продукции  и обеспечения выпуска новой  продукции вспомогательными подразделениями,  формирование системы взаимодействий  подразделений в процессах запуска  и производства новой продукции;

     - установление и поддержание кооперационных  связей с производителями деталей,  узлов и комплектующих изделий,  необходимых для выпуска нового  товара;

Информация о работе Особенности инновационного процесса в России