Особенности инновационного процесса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Сегодня оказываются в выигрыше те предприятия, которые способны наиболее оперативно реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное, т. е. использовать свой инновационный потенциал. Более того, инновации стали промышленной религией 20 века. Для бизнесмена они являются основным средством повышения прибыли, ключом к новым рынкам сбыта. Правительства делают ставку на инновации, когда пытаются преодолеть экономический кризис. Приоритеты инновационного развития давно заменили популярную в послевоенные годы концепцию "благополучной экономики".

Содержание

Введение 3
Теоретические основы инновационного процесса 4
Понятие инновации 4
Инновационная деятельность 5
Структура инновационного процесса 6
Структура функций, осуществляемых в рамках инновационного процесса 9
Обеспечение участников инновационного процесса внешней информацией 17
Участники инновационного процесса 20
Задачи, решаемые участниками инновационного процесса 20
Заключение 28
Список использованной литературы: 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 77.63 Кб (Скачать)

     - выпуск опытной партии нового  товара;

     - поэтапное достижение проектных  показателей объемов производства  нового товара.

     Продвижение новых товаров на рынки связано  с:

     - выбором рынков сбыта и позиционированием  на них новых товаров (выбор  целевых групп потребителей и  ориентация производства на удовлетворение  их потребностей в новой продукции  (платежеспособного спроса), разработка  и реализация ценовой политики, обеспечивающей рост объемов  реализации новой продукции на  рынках;

     - определением каналов сбыта новой  продукции (анализ каналов товародвижения, которыми наиболее часто пользуются  потенциальные потребители новой  продукции и выявление спектра  возможной диверсификация каналов  ее сбыта, требований потенциальных  потребителей новой продукции  к характеристикам каналов товародвижения: скорость оформления и доставки, обеспечение сохранности, регулярность  функционирования, обеспечение необходимых  размеров разовой поставки, тара  и упаковка);

     - организацией взаимодействия с  потенциальными покупателями новых  товаров.

     Обеспечение конечного потребления (использования) новых товаров предполагает осуществление  таких функций как:

     - разработка и реализация различных  схем привлечения финансовых  ресурсов (лизинг, факторинг и т.  п.), обеспечивающих доступ конечных  потребителей к новой продукции; 

     - предоставление новых товаров  потенциальным потребителям для  реализации инвестиционных проектов;

     - сервисное обслуживание своей  новой продукции производителями.

     Информационные  потребности основных участников инновационного процесса

     В ходе разработки и реализации инновационных  проектов руководителям и специалистам предприятий и организаций, участвующих  в их реализации, а также отдельным  физические лицам, самостоятельно осуществляющим исследования и разработки, приходится готовить и принимать разнообразные  решения, для обоснования которых  необходимы различные данные о состоянии  внешней среды3 (научно-технической, финансово-экономической, производственно-технологической, рыночной и др.) При этом необходимо обеспечить:

     - возможности для каждого из  участников инновационного процесса  получать как общую, так и  специальную (соответствующую решаемым  им задачам) информацию;

     - возможность наращивания сведений  о научно-технической разработке (создание и хранение истории  разработки начиная от получения  полезной идеи до осуществления  выпуска новой продукции и  сфер ее применения);

     - обеспечение доступа к различным  источникам информации, необходимым  для принятия решения, а при  ее отсутствии – к потенциальным  контрагентам, которые могут располагать  или подготовить данную информацию;

     - наличие сведений о потенциальных  партнерах по осуществлению инновационного  процесса на всех этапах его  осуществления в разрезе основных  функций (от инновационного менеджмента  до оказания содействия использованию  новой продукции/услуги конечным  потребителем);

     Информацией должны обеспечиваться, прежде всего, лица, принимающие ключевые решения  в ходе реализации инновационного процесса:

     - научный руководитель инновационного  проекта (автор полезной идеи  или основанной на ней научно-технической  разработки);

     - инновационный менеджер (исполнительный  директор или технический руководитель  проекта);

     - исследователь (исполнитель прикладных  НИР, отрабатывающих концепцию  и основные способы реализации  полезной идеи в определенных  видах новой продукции/услуг и  технологий);

     - конструктор (разработчик конструктивных  решений и структуры конфигураций  новой продукции и модификаций  новых услуг);

     - технолог (разработчик технологических  процессов производства новой  продукции и предоставления новых  услуг);

     - проектировщик (разработчик проектов  инновационных предприятий и  встраивания (“привязки”) технологий  производства новой продукции  (предоставления новых) услуг  в производственную систему действующего  предприятия);

     - маркетолог (специалист по определению  структуры потенциальных рынков  новых товаров и их ключевых  параметров, позиционированию новой  продукции/услуг на них, по  определению структуры их потенциальных  пользователей и возможных конкурентов  и т. п.);

     - рекламист (специалист по способам  ознакомления с новыми товарами  потенциальных покупателей/пользователей);

     - правовед (специалист по интеллектуальной  собственности, в т. ч. патентам, по хозяйственно-договорным отношениям  и т. п.);

     - метролог (специалист по проблемам  качества продукции и производства, сертификации и метрологии);

     - финансист (потенциальный инвестор  проекта на различных его стадиях,  финансовый директор проекта и т. п.)

     - экономист (специалист по технико-экономическим  обоснованиям инновационного проекта);

     - логистик (специалист по снабжению  и сбыту новых товаров);

     - руководители инновационного предприятия  и предприятия – конечного  потребителя новой продукции/услуг.

     Состав  внешней (не формируемой в рамках самого инновационного процесса) информации, которой должны быть обеспечены эти  участники инновационного процесса , определяется несколькими группами факторов.

     Во-первых, это типы задач, решаемых участниками  инновационного процесса. В составе  задач, решаемых участниками инновационных  процессов, могут быть многократно  решаемые и разовые задачи. Информационная система должна быть способной непосредственно  обеспечивать внешней информацией  задачи, многократно (постоянно) решаемые участниками инновационных процессов и обращение к иным источникам информации для решения разовых (специальных) задач.

     Во-вторых, это характер вырабатываемых участниками  решений. Решаться могут как “рутинные”, присущие большинству инновационных  процессов задачи, так и уникальные задачи. Для первого типа задач, как  правило, отработаны процедуры принятия решений, определен перечень условий  и состав параметров, необходимых  для принятия соответствующих решений. Соответственно в рамках информационной системы для обеспечения решения  данных задач могут формироваться  и поддерживаться соответствующие  базы данных и “прецедентов” решения  подобных задач, создаваться алгоритмы  и программные комплексы, формализующие  процедуры получения необходимых  данных.

     Для решения второго типа задач могут  быть использованы специальные методы, и каждый раз требуется уникальный набор показателей, обеспечивающий принятие обоснованных решений.

     В-третьих, это зависимость информационных потребностей участников инновационного процесса от применяемых ими методов  решения задач. У каждого из участников инновационного процесса на момент подготовки решений существует определенный набор  доступных ему методов решения  соответствующих задач, который  определяется:

    • наличием готовых к практическому применению методик решения задач;
    • характеристиками имеющихся у него программных продуктов и технических средств, позволяющих реализовать существующие методики решения задач;
    • уровнем его подготовки (квалификации);
    • временем, которое он может затратить (располагает) для получения решения поставленных задач;
    • требуемым качеством получаемых решений (точное или приближенное решение задач).

     В-четвертых, это возможности участников самостоятельно создавать и поддерживать необходимые  им специальные базы данных. При  создании отдельными участниками инновационного процесса таких баз данных информационная система может выполнять либо функции пополнения этих баз за счет предоставления имеющейся в ней  информации (корректировка имеющихся  данных, дополнение информационных массивов и т. п.), либо функции доступа к  иным информационным системам, содержащим необходимые участникам инновационного процесса “внешние” данные.

     При этом в рамках системы в первую очередь должны формироваться информационные массивы, позволяющие решать задачи нескольким различным участникам инновационного процесса.

Обеспечение участников инновационного процесса внешней  информацией

         В условиях современной рыночной экономики, когда информация является одним из важнейших видов товаров, решение проблем информационного обеспечения участников инновационного процесса во многом зависит от их финансовых возможностей.Для многих из них практически невозможно получение полных массивов необходимой информации и самостоятельное осуществление поиска нужных данных.Вместе с тем, участникам инновационных процессов необходимы сведения, имеющиеся в различных базах данных.

     Для стадии фундаментальных исследований это базы данных о:

    • направлениях фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний, которые могут быть положены в основу прикладных разработок в определенных (заданных) областях (состояние исследований, период их осуществления, участники, полученные теоретические и прикладные результаты);
    • полученных в ходе фундаментальных исследований по конкретным их направлениям полезных идеях, моделях, эффектах и т. п.

     Для стадии прикладных исследований и разработок  это базы данных о:

    • направлениях поисковых и прикладных исследований, направленных на определение конкретных применений полученных полезных идей, моделей, эффектов (состояние исследований, период их осуществления, участники, полученные результаты);
    • разработках по превращению результатов прикладных научных исследований в замыслы новых товаров, их лабораторные модели или экспериментальные образцы (состояние исследований, период их осуществления, участники, цели разработок и полученные результаты);
    • степени защищенности проводимых исследований и разработок (закрытие сведений о разработках, подача заявок на патенты, полученные патенты или иные документы о праве на объекты интеллектуальной собственности).

     Для стадии опытно-конструкторских работ  это базы данных о:

    • применяемых схемно-компоновочных и иных конструктивных решениях;
    • материалах, деталях, узлах, комплектующих и других компонентах, которые могут быть использованы при производстве и применении новых товаров;
    • технологиях производства товаров, аналогичных или подобных новым товарам инновационного предприятия;
    • технических, экологических и иных условиях, которым должны обладать производимые новые товары и технологии (в т. ч. и находящиеся в стадии разработки и обсуждения)
    • степени защищенности имеющихся конструктивных и технологических решений и правообладателях;
    • потенциальных исполнителях конструкторско-технологических разработок и иных потенциальных участников инновационных процессов.

     Для стадии массового (промышленного) производства новых товаров  это базы данных о:

     -потребительских свойствах товаров фирм, осуществляющих выпуск товаров аналогичных новому товару инновационного предприятия (товары фирм-конкурентов), а также товаров, которые новый товар способен замещать

     -завершенных разработкой новых товарах и иных бизнес-предложениях и бизнес-планах;

     -возможных источниках финансирования (в т. ч. потенциальных инвесторах) массового производства новых товаров;

     -потенциальных рынках сбыта новых товаров − емкость рынков, характеристика основных сегментов (общий объем продаж, уровень цен, динамика – рост, стагнация, уменьшение объемов продаж);

Информация о работе Особенности инновационного процесса в России