Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:16, курсовая работа
Цель работы разработать рекомендации по совершенствованию стратегического развития предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность и содержание инновационной стратегии;
- рассмотреть основные виды инновационной стратегии;
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы инновационной стратегии развития организации……………………………………………………………………....5
1.1. Сущность и содержание инновационной стратегии…………………….....5
1.2. Основные виды и особенности инновационной стратегии………………..7
1.3 Факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития организации………………………………………………………………………14
Глава 2.Анализ организационно-экономической деятельности ООО «Т-сервис»…………………………………………………………………………...19
2.1.Общая характеристика предприятия ООО «Т-сервис»………………...…19
2.2. Описание инновационных стратегий и оценка…………………………...23
2.3. Анализ вариантов и выбор инновационных стратегий…………………34
Глава 3.Исследование формирования инновационной стратегии на ООО «Т-сервис»……………………………………………………………………….38
3.1. Исследование внутренних и внешних факторов, оценка инновационного потенциала организации, определение ее сильных и слабых сторон………..38
3.2. Изменения от реализации инновационной стратегии……………………56
Глава 4.Рекомендации по повышению эффективности разработки инновационной стратегии в ООО «Т-сервис»………………………….…..61
Заключение……………………………………………………………………….63
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Кемеровский институт (филиал)
Кафедра Менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Инновационный менеджмент»
на тему:
« Основные методы разработки инновационных стратегий предприятия на примере ООО « Т-сервис »
Кемерово 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретические основы инновационной
стратегии развития организации…………………………………………………
1.1. Сущность и содержание инновационной стратегии…………………….....5
1.2. Основные виды и особенности инновационной стратегии………………..7
1.3 Факторы и условия эффективности
инновационной стратегии развития организации…………………………………………………
Глава
2.Анализ организационно-экономической
деятельности ООО «Т-сервис»…………………………………………
2.1.Общая характеристика предп
2.2. Описание инновационных стратегий и оценка…………………………...23
2.3. Анализ вариантов и выбор инновационных стратегий…………………34
Глава
3.Исследование формирования инновационной
стратегии на ООО «Т-сервис»…………………………………………
3.1. Исследование внутренних и внешних факторов, оценка инновационного потенциала организации, определение ее сильных и слабых сторон………..38
3.2. Изменения от реализации инновационной стратегии……………………56
Глава 4.Рекомендации
по повышению эффективности
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы
Реальные конкурентные преимущества товаропроизводителя на рынке зависят от ряда факторов общего и частного порядка. Несмотря на их относительное разнообразие, можно утверждать, что важнейшими являются факторы, определяющие условия выбора конкурентной стратегии развития организации и особенности процесса ее реализации.
В рамках общей стратегии организации можно выделить ее составляющие, одной из которых является инновационная стратегия.
Усложнение производственных процессов, повышение наукоемкости выпускаемой продукции, изменение внешней среды организации обуславливают повышение требований к содержанию ее политики, стратегии и тактики, к качеству менеджмента. В этой ситуации основным условием эффективности деятельности любого хозяйствующего субъекта становится уровень его реальной и потенциальной инновационности. Поэтому вполне логично определить инновационную стратегию как ключевое звено в организационной стратегии, не умаляя при этом роль и значение других ее элементов.
Инновационная стратегия как составная часть общей стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации.
Содержание
инновационной стратегии
Как показывает практика «характер» инновационной
стратегии, реализуемой организацией,
определяется рядом особенностей.
Предметом работы является инновационная стратегия развития предприятия.
Объектом исследования в настоящей работе является деятельность предприятия –ООО «Т-сервис»
Цель работы разработать рекомендации по совершенствованию стратегического развития предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность
и содержание инновационной
- рассмотреть основные виды инновационной стратегии;
- охарактеризовать
особенности инновационных
- изучить факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития организации;
Содержание
инновационной стратегии
Как показывает практика «характер» инновационной стратегии, реализуемой организацией, определяется рядом особенностей.
Особенности планирования проявляются в процессе определения его реальных временных и количественных границ, принципов формирования и распределения всех видов ресурсов организации, возможностей применения различных приемов и методов управления нововведениями, известных из практики.
Суть особенностей
финансового регулирования
Выявление особенностей
организации работ и
Специфика инновационной стратегии организации зависит от профиля ее деятельности, уровня производственно-технического развития, направленности и объема, реализуемых в производственных и исследовательских подразделениях работ в рамках инновационного цикла по различным видам новшеств, сферы их применения.
Оценивая инновационную стратегию организации, следует учитывать высокую зависимость перспектив ее развития от результатов деятельности предыдущих периодов, накопленного потенциала.
Большое влияние на содержание и результаты инновационной стратегии оказывают интенсивность и качество взаимодействия между специализированными и профессиональными подразделениями.
Ответственность за инновационную стратегию, от которой зависит выживание организации, лежит на управляющих, а задача высшего руководства – выявить управленческий потенциал для конкретных условий функционирования организации, систематически просматривать свои «внутренние» запасы управленческих талантов, устанавливать масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы.
Но в любом
случае приоритеты инновационной стратегии
товаропроизводителя
В зависимости от условий микро- и макросреды организация может выбрать один из основных видов инновационной стратегии:
- адаптационный, оборонительный, пассивный
- творческий, наступательный, активный.
В общем виде сущность адаптационной стратегии состоит в проведении частичных, непринципиальных изменений, позволяющих усовершенствовать ранее освоенные продукты, технологические процессы, рынки в рамках уже сложившихся в организации структур и тенденций деятельности. В этом случае инновации рассматриваются как форма вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды бизнеса, которая способствует сохранению ранее завоеванных рыночных позиций.
В рамках адаптационной стратегии выделяются:
- защитная стратегия – комплекс мероприятий, позволяющих противодействовать конкурентам, целью которых является проникновение на сложившийся рынок с аналогичной или новой продукций. В зависимости от рыночных позиций и потенциальных возможностей организации эта стратегия может разрабатываться в двух основных направлениях либо создание на рынке данной продукции условий, не приемлемых для конкурентов и способствующих их отказу от дальнейшей борьбы, либо переориентация собственного производства на выпуск конкурентоспособной продукции при сохранении или минимальном сокращении ранее завоеванных позиций. Основной характеристикой, фактором успешности защитной стратегии считается время. Все предполагаемые мероприятия обычно проводятся в достаточно короткие сроки, поэтому организация должна иметь определенный научно-технический задел и устойчивое положение, чтобы достигнуть ожидаемого результата;
- стратегия инновационной имитации предполагает, что товаропроизводитель делает ставку на успешность новшеств конкурентов, занимаясь их копированием. Стратегия достаточно эффективна для тех, кто имеет необходимую производственную и ресурсную базу, что позволяет обеспечить массовый выпуск имитируемых продуктов и их реализацию на рынках, еще не освоенных основным разработчиком. Товаропроизводители, выбирающие эту стратегию, несут меньше затрат на НИОКР и меньше рискуют. Вместе с тем вероятность получения высокой прибыли также снижается, так как издержки производства по сравнению с разработчиком более высокие, доля рынка относительно невелика, а потребители имитируемой продукции испытывают к ней вполне естественное недоверие, стремясь получить продукт с высокими качественными характеристиками, гарантированными фирменными торговыми марками авторитетных производителей. Стратегия инновационной имитации предусматривает использование приемов агрессивной маркетинговой политики, позволяющей производителю закрепиться на свободном сегменте рынка;
- стратегия выжидания ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях высокой неопределенности внешней среды и потребительского спроса на новшество. Она используется самыми различными по размеру и успешности организациями. Крупные производители рассчитывают с ее помощью дождаться результатов выхода на рынок новшества, предлагаемого небольшой по размерам организацией, и в случае его успеха оттеснить разработчика. Небольшие организации также могут выбрать данную стратегию, если у них имеется достаточно устойчивая ресурсная база, но есть проблемы с НИОКР. Поэтому они рассматривают выжидание как наиболее реальную возможность проникновения на интересующий их рынок. Стратегия выжидания близка к стратегии инновационной имитации, поскольку в обоих случаях производитель, прежде всего, стремиться убедиться в наличии устойчивого спроса на новый продукт организации-разработчика, на долю которой приходится основной объем издержек по созданию и коммерциализации новшества. Но, в отличие от имитационной стратегии, при которой производитель довольствуется рыночными сегментами, не охваченными основной организацией, производитель, выбирающий стратегию выжидания, стремится превзойти организацию-разработчика по объемам производства и реализации новшества, и здесь особое значение приобретает момент начала активного действия против организации-разработчика. Поэтому стратегия выжидания может быть и краткосрочной и достаточно продолжительной;
- стратегия непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей применяется обычно в области производства промышленного оборудования. Ее реализуют небольшие по размерам организации, выполняющие индивидуальные заказы крупных компаний. Особенность этих заказов или проектов состоит в том, что предусматриваемые работы охватывают главным образом этапы промышленной разработки и сбыта новшества, тогда как весь объем НИОКР выполняется в специализированных инновационных подразделениях самой организации. Организации, реализующие данную стратегию, не подтверждены особому риску, и основной объем затрат приходится на указанные выше этапы инновационного цикла. Кроме небольших специализированных организаций стратегию непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей могут применять и подразделения крупных организаций, имеющие определенную хозяйственную самостоятельность, быстро реагирующие на конкретные производственные потребности и способные в короткие сроки адаптировать свою производственную и научно-техническую деятельность в соответствии с содержание предлагаемых заказов.
В условиях относительно
стабильных товарно-денежных отношений
инновации, как правило, являются исходной
базой для повышения
- активные НИОКР. Производители, реализующие данную стратегию, получают самое сильное конкурентное преимущество, которое, собственно, и выражается в оригинальных, единственных в своем роде научно-технических разработках или принципах и методах. При стратегии, базирующейся на интенсивности НИОКР, ключевые стратегические возможности открываются за счет диверсификации, освоения новой продукции и рынков. Стратегические задачи управления здесь состоят в мобилизации дополнительных активов (в том числе знания рынков) для вступления в новые продуктовые рынки и постоянном анализе деятельности производственных подразделений с точки зрения выявления возникающих технологических возможностей, а также в проведении внутренней реорганизации, необходимой для освоения новой продукции;
- стратегия, ориентированная на маркетинг, предусматривает целевую направленность всех элементов производственной системы, а также вспомогательных и обслуживающих видов деятельности на поиск средств решения проблем, связанных с выходом новшества на рынок. Причем основной круг этих проблем отражает взаимоотношения продавца новшества с его потребителями. Успешность стратегии напрямую зависит от интенсивности инновационной деятельности организации. Практика показывает, что интенсивность выше, если на расширяющемся рынке организация имеет устойчивые позиции, вкладывает значительные средства в НИОКР по новой продукции, реализует в своей деятельности принципы предпринимательской активности, способствует поддержанию духа творчества в коллективе и стимулирующего организационного климата;
- стратегия слияний и приобретений является одним из самых распространенных вариантов инновационного развития организаций, поскольку предполагает меньший риск по сравнению с другими видами активной стратегии, опирается на уже отлаженные производственные процессы и ориентируется на освоенные рынки. Результатом данной стратегии является создание новых производств, крупных подразделений, совместных организаций на базе объединения ранее обособленных структур.
В активных инновационных стратегиях значительно труднее выделить внутренние отличия, чем в адаптационных. Они имеют много общего и наиболее эффективны, когда организация реализует целый комплекс различных направлений активной инновационной деятельности.