Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:26, реферат
В последнее время все большее значение и важность приобретают процессы диффузии (распространения) и освоения (восприятия) нововведений. Эти процессы характеризуются значительной сложностью, динамикой, многообразием форм и, по сути, выступают как своеобразные процессы коммуникации, принятия решений, обучения. Они универсальны, протекают непрерывно и на различных уровнях, зависят от множества факторов и условий.
Введение………………………………………………………………………... 3
1. Понятие «инновация» или «нововведение»…………………………….… 5
2. Процесс восприятия нововведений и современные организации……… 7
3. Специфика восприятия нововведений в организациях…………………... 10
4. Факторы, препятствующие восприятия нововведений…………………... 12
5. "Организационная дилемма" и ее роль в процессе восприятия нововведений…………………………………………………………………...
14
6. Диагностика и организационное проектирование………………………... 18
7. Общие принципы реализации процесса преобразований………………... 21
8. Стратегии, способствующие проведению преобразований……………… 27
9. Процедуры проведения изменений………………………………………... 30
10. Практика современных фирм-новаторов………………………………… 37
Заключение…………………………………………………………………….. 40
Список использованных источников………………………………………… 41
II
этап: с учетом результатов I этапа
выявить необходимость и
III этап: осуществить план проведения преобразований и установить условия, которые будут способствовать успеху восприятия нововведений. Модифицируя возможности и обязательства (например, договорные) реципиента, разработчик добивается того, что фактическое восприятие в значительной степени будет соответствовать предполагаемому.
IV
этап: установить обратную связь
о процессах фактического
Эта информация затем может использоваться для разработки программы дополнительной "помощи" процессу восприятия нововведения. Таким образом процесс "программированного внедрения" должен управляться рекуррентным (повторяющимся) анализом согласования между нововведением и реципиентом.
В практическом плане методы преодоления сопротивления организационным изменениям выглядят следующим образом:
1)
подготовка и информирование
персонала о готовящихся
2)
привлечение потенциальных
3)
проведение специальных
4)
предоставление различных
5)
манипулирование информацией,
6)
принудительные меры (угроза увольнения
или потеря возможностей
Основная практическая ошибка при проведении стратегии перемен заключается в использовании одного, в лучшем случае -- нескольких методов, а не их комплекса, и -- самое главное -- вне зависимости от конкретной ситуации. Ряд исследователей предлагает более или менее формализованный подход к выбору стратегии организационных изменений, основанный на учете и анализе ключевых факторов, определяющих конкретную ситуацию. Множество стратегий представляет собой континуум, полюсами которого являются, с одной стороны, стратегия быстрого осуществления изменений на основе четкого плана и использования жестких методов подавления сопротивления, и, с другой,- стратегия медленных преобразований, нечетких планов, вовлечения в процесс преобразований большого количества персонала.
Выбор конкретной стратегии реорганизации зависит от четырех ситуационных факторов:
1)
вида и интенсивности
2)
соотношения положения и
3)
места в организации лиц или
групп, обладающих необходимой
для проведения перемен
4)
важность перемен (чем больше
риск их отсутствия для
10.
Практика современных
фирм-новаторов
Процесс обучения организации при восприятии нововведений хорошо иллюстрирует пример фирмы Texas Instruments (США), специализирующейся на разработке и производстве новейшей электронной техники. На фирме использовалась формальная "система OST" (Objectives, Strategies, Tactics) для "превращения" свежих идей в новую продукцию, которая была хорошо увязана с системой повседневного руководства фирмой. Основой этой системы является сознательная и систематическая адаптация организационной структуры с целью разработки и восприятия стратегических нововведений.
Такая система "обучения" является характерной для так называемых "инновативных" (новаторских) фирм: Texas Instruments, ЗМ и др. Так, например, фирма ЗМ и ряд других непрерывно изменяют свою организационную структуру, создавая специальные "группы риска", проектные группы, группы развития новых производств, стратегию и систему планирования, непрерывно приспосабливаясь к новым условиям. При этом система вознаграждения каждого из подразделений увязывается со стратегией его развития. В результате руководство подразделения живо реагирует на появление нововведений, новых возможностей, открывающихся перед ним.
Процесс восприятия нововведений является многоаспектным процессом обучения организации, обучения еще и тому, как интенсифицировать в ней процесс инновационной деятельности.
При
этом, как показывает пример одной
из ведущих в техническом
Наибольшее значение приобретает гибкое руководство, умеющее оперативно вносить требуемые изменения не только в существующую оргструктуру, но и соответствующие духу времени и реальным общественным потребностям перемены в стиль и характер управления. Наиболее удачной будет деятельность тех компаний, которые, обладая гибкой структурой, смогут обеспечить требуемое движение информации о материальных и людских ресурсах.
В
частности, одной из главных причин
экономических успехов Японии многие
специалисты считают
Рассматривая историю развития науки управления за достаточно длительный период, можно заметить, что существует определенная закономерность: все системы управления в той или иной мере обладают способностью самообучения, постепенно овладевая "навыками" работы во все более сложных, абстрактных и обобщенных ситуациях. Если ранее основное внимание обращалось на повторение конкретных рутинных операций, то затем стала возможной более широкая координация; по мере развития системы управления происходит смещение акцента с "содержания" на "процесс" протекания этих операций.
В высшей точке своего развития эти системы "формулируют правила" для оценки и анализа новых ситуаций, а также выработки реакции на них.
Этим
они качественно отличаются от систем
управления прошлого, которые базировались
на четкой кодификации действий или
на ограниченном наборе реакций на
заранее согласованные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, инновативность реципиента (его готовность к восприятию нововведений) можно выразить через его инновационную гибкость, т. е. готовность реципиента пойти на соответствующие изменения организационных, культурных, ценностных и других характеристик
В принципе, если учесть, что эти преобразования также являются своего рода нововведением (например, организационное нововведение и др.), то это качество можно считать универсальным и присущим именно данному реципиенту. Это вновь возвращает нас к проблеме учета характера реципиента.
Эффективность
управления процессом восприятия нововведений
тогда будет всецело зависеть от того
насколько сознательно, умело и широко
будут осуществляться описанные выше
мероприятия по воздействию на реципиента.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Организация внедрения, освоение и распространение нововедений