Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:26, реферат
В последнее время все большее значение и важность приобретают процессы диффузии (распространения) и освоения (восприятия) нововведений. Эти процессы характеризуются значительной сложностью, динамикой, многообразием форм и, по сути, выступают как своеобразные процессы коммуникации, принятия решений, обучения. Они универсальны, протекают непрерывно и на различных уровнях, зависят от множества факторов и условий.
Введение………………………………………………………………………... 3
1. Понятие «инновация» или «нововведение»…………………………….… 5
2. Процесс восприятия нововведений и современные организации……… 7
3. Специфика восприятия нововведений в организациях…………………... 10
4. Факторы, препятствующие восприятия нововведений…………………... 12
5. "Организационная дилемма" и ее роль в процессе восприятия нововведений…………………………………………………………………...
14
6. Диагностика и организационное проектирование………………………... 18
7. Общие принципы реализации процесса преобразований………………... 21
8. Стратегии, способствующие проведению преобразований……………… 27
9. Процедуры проведения изменений………………………………………... 30
10. Практика современных фирм-новаторов………………………………… 37
Заключение…………………………………………………………………….. 40
Список использованных источников………………………………………… 41
Вторая стадия (этап инициации), в течение которой нововведение "передается" от разработчика реципиенту (устанавливается машина, станок и т. п.), последнему оказывается всемерная помощь, с тем чтобы гарантировать возможность и фактическое использование нововведения. Задача реципиента - дать объективную оценку, взвесить выгоды и издержки и определить, как оно лучше всего может быть интегрировано ("встроено") в стандартную практику и рутинные операции, процедуры.
На
стадии (обратного) "замораживания"
(этап интеграции) задача разработчика
- стимулировать собственные
Согласно теории К. Левина, для реализации необходимых изменений должны быть "сформированы" силы (факторы), которые способствуют проведению этих мероприятий.
Существует два вида таких сил (факторов):
а)
силы, которые увеличивают
б)
силы, которые увеличивают
Первые определяют потенциальные аспекты восприятия: что может быть внедрено; вторые - реальные аспекты восприятия: что будет внедрено.
Модель
показывает, как различные элементы
"организационных ресурсов" (лаборатории
и установки, структура ролей, свободные
ресурсы и процедуры
Структуру прав и обязанностей и связанных с ними ролей (ролевых функций) следует изменить еще до внедрения нововведения, точно так же заранее следует перестроить и "физические" структуры (помещения и т. п.), в которых размещается организация, чтобы "вместить" будущее нововведение.
Ко времени фактического восприятия нововведений следует провести корректировку в процедурах приобретения и распределения ресурсов.
Однако изменения в процедурах управления, по-видимому, лучше делать на основе накопленного опыта использования нововведения и поэтому перенести их на более поздний этап - этап интеграции процесса восприятия нововведения.
Для увеличения заинтересованности реципиента в использовании нововведения (согласно модели) необходимо изменение существующих и введение новых правил (процедур). Этот процесс должен начинаться с подкрепления руководством организации концепции использования нововведения; после фактического внедрения нововведения должна быть оговорена формальная политика или ее модификация, и, наконец, на этапе интеграции соответствующие политика или правила (процедуры) должны быть "встроены" в нормальные каналы контроля и отчетности так, чтобы эти правила автоматически подкреплялись наряду с другими правилами и процедурами.
Развитие заинтересованности у реципиента-индивидуума начинается с осознания потребности. Он должен прийти к пониманию, что имеется некая потребность (необходимость) в проведении преобразований (приобретение новых знаний, навыков, затрата некоторого времени для приобретения опыта использования нововведения в своей повседневной жизни) и что восприятие нововведения сможет удовлетворить эту потребность.
Это
осознание необходимости
8.
Стратегии, способствующие
проведению преобразований
Имеется
четыре основных стратегии, способствующие
преобразованиям как в
1)
"оказание помощи" - оказание
технической или финансовой
2)
"обучение" - обеспечение информацией
и необходимой подготовкой для
эффективного использования
3) "проявления власти" - с целью установить правила и санкции для "силового" внедрения нововведения в организации и обеспечения организационного контроля за его применением;
4)
"убеждение" - оказание влияния
на установки и ценности людей
с целью культивировать их
стремление к использованию
Эти стратегические установки могут быть преобразованы в различные "наборы" тактических приемов, которые будут больше всего подходить к той или иной стадии процесса восприятия нововведений.
Например, "помощь" организациям на этапе ориентации может оказываться экспертами (разработка планов использования нововведения, изменение в ролевой структуре организации и т. п.);
- финансовая помощь - своеобразные "подъемные" (в виде "пакета" основных ресурсов) - до тех пор пока организация не получила "сверху" или не скорректировала сама процесс их распределения;
-
техническая помощь может
Такого рода изменения проводятся и после восприятия основного нововведения. Часто они необходимы еще и как гарантия против того, чтобы организация или отдельные ее звенья не смогли вернуться к "прежнему" состоянию (старым процедурам, методам работы и т. п.), что грозило бы неудачей - отказом от восприятия нововведений. Точно так же будут следовать логические шаги по использованию "власти", "обучения" и "убеждения" для обеспечения эффективного восприятия нововведения.
На этапе инициации разработчик может использовать убеждение и "правовое давление" на реципиента, чтобы добиться его заинтересованности в восприятии нововведения. Например, между ними могут быть заключены договоры на проведение необходимых преобразований.
На этапе интеграции разработчик может прибегнуть к проявлению власти внутри организации, чтобы подкрепить политику использования нововведения и обеспечить необходимый контроль (управление).
Индивидуальный реципиент вначале снабжается информацией о выгодах и издержках, связанных с использованием нововведения. Затем он может участвовать в формальных программах обучения для приобретения необходимых знаний и навыков. И, наконец, реципиенту может понадобиться некоторый период специальной подготовки - "репетиторства", "инструктажа", "натаскивания", чтобы облегчить процесс приобретения и закрепления необходимых навыков и умений.
Личная
заинтересованность реципиента культивируется
вначале (ориентация) путем применения
методов. маркетинга, чтобы убедить его
в том, что нововведение необходимо и будет
работать. Затем (этап инициации) могут
быть использованы партиципативные методы
("участие"), чтобы развить и углубить
ощущение необходимости апробации нововведения.
И, наконец, на этапе интеграции могут
быть использованы методы социального
участия (такие, как формирование "групп",
"команд"), для того чтобы легитимировать
нововведение.
9.
Процедуры проведения
изменений
С тем чтобы выявить, какие изменения требуются и, следовательно, какие нужно применять стратегии и тактические приемы (чтобы способствовать проведению этих изменений и, тем самым, эффективному восприятию нововведений), необходимо проанализировать "степень согласования" между нововведением и реципиентом. Для проведения такой оценки широко применяется метод так называемых "контрольных вопросов". В качестве примеров такого рода "диагностических инструментов" можно назвать три наиболее популярные системы:
1. Система A VICTORY (Ability, Values, Information, Circumstances, Timing, Obligation, Resistance, Yeld), охватывающая восемь важнейших факторов, определяющих необходимость проведения изменений. Эта система, по-другому называемая "методикой анализа определяющих факторов", служит в качестве инструмента для оценки готовности организации-реципиента осуществить предлагаемое преобразование (воспринять организационное нововведение); выявить факторы, которые могут отрицательно сказаться на успехе восприятия нововведения, учет и корректировка которых будут необходимы для проведения любых реорганизаций; послужить руководством для осуществления такого процесса.
2. Система CORRECT (Credibility, Observability, Relevance, Relative advantage, Ease of understanding and installation, Compatibility, Triability, divisibility or reversibility), которая ориентируется на 7 известных характеристик нововведения (надежность источника, очевидность, актуальность, относительные преимущества, простота устройства и установки, совместимость, апробируемость), откуда и идет ее название.
Применяемая для анализа распространения новых идей, знаний и т. п. (концептуальных нововведений), эта система принимает во внимание четыре основных фактора: характеристики нововведения и потенциальных реципиентов, характер и масштабы распространения, а также ряд дополнительных факторов (стиль руководства, внешнее давление, система стимулов, сильное недовольство современным положением вещей).
3. Система анализа организационных процессов. При всей их полезности и популярности этим методам анализа присущи два недостатка:
а)
формулировки факторов в этих списках
зачастую носят очень общий характер
и нуждаются в дополнительной
интерпретации, не давая при этом
каких-либо указаний для анализа "согласования"
между нововведением и
б) эти перечни факторов логически не увязываются со стратегией, которая ведет к изменениям, и поэтому с их помощью трудно выработать конкретные рекомендации.
Анализ
согласования осуществляется путем
сопоставления соответствующих
характеристик реципиента и нововведения,
при этом выявляются те из факторов,
которые могут
Когда
различные аспекты
I
этап: проанализировать соответствие
между нововведением и
Таблица
9.1
Сопоставление
характеристик реципиента
и нововведения
Характеристики нововведения | Условия согласования | Характеристики реципиента |
Потребность
в ресурсах (возникающая при |
Для обеспечения
адекватного восприятия нововведений,
организация-реципиент должна иметь
структуры для получения и
распределения ресурсов/для |
Организационные структуры и инфраструктура (здания + оборудование) |
Концепция использования (предполагаемое восприятие) | С целью установления правил концепция использования нововведений должна соответствовать политике и правилам, которые определяют деятельность внутри организации | Организационная политика, правила, процедуры |
Потребность в (новых) задачах [сложность нововведения] | Чтобы
работать с нововведением, реципиенты
должны приобрести ноу-хау, они должны
обладать такими способностями и (характером)
поведения,
которые позволили бы им |
Способности индивидуума и характер его поведения |
Ожидаемые выгоды (полезность) | Для того чтобы побудить заинтересованность реципиента в использовании нововведения, последнее должно обладать ощутимыми выгодами, совместимыми с ценностями и установками реципиента | Ценности и
установки реципиента- |
Информация о работе Организация внедрения, освоение и распространение нововедений