Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:26, реферат
В последнее время все большее значение и важность приобретают процессы диффузии (распространения) и освоения (восприятия) нововведений. Эти процессы характеризуются значительной сложностью, динамикой, многообразием форм и, по сути, выступают как своеобразные процессы коммуникации, принятия решений, обучения. Они универсальны, протекают непрерывно и на различных уровнях, зависят от множества факторов и условий.
Введение………………………………………………………………………... 3
1. Понятие «инновация» или «нововведение»…………………………….… 5
2. Процесс восприятия нововведений и современные организации……… 7
3. Специфика восприятия нововведений в организациях…………………... 10
4. Факторы, препятствующие восприятия нововведений…………………... 12
5. "Организационная дилемма" и ее роль в процессе восприятия нововведений…………………………………………………………………...
14
6. Диагностика и организационное проектирование………………………... 18
7. Общие принципы реализации процесса преобразований………………... 21
8. Стратегии, способствующие проведению преобразований……………… 27
9. Процедуры проведения изменений………………………………………... 30
10. Практика современных фирм-новаторов………………………………… 37
Заключение…………………………………………………………………….. 40
Список использованных источников………………………………………… 41
Это
означает, что любые изменения
в структуре задач (например, для
более эффективного восприятия нововведений)
не затрагивают установленную
Именно
это и наблюдается во многих японских
фирмах: зачастую эффективность высшего
руководства страдает от недостаточной
широты кругозора, основной упор делается
на достижение гармонии внутри фирмы,
что ограничивает ее способность
к созданию своих нововведений. До
недавнего времени японские фирмы
и не делали попыток создать свои
нововведения, предпочитая заимствовать
их в зарубежных странах (эта политика
характерна не только для отдельных
фирм, но и для всей страны в целом).
Это отражается в сравнительно малых
масштабах исследовательских
6.
Диагностика и организационное
проектирование
Большое
внимание в процессе реорганизации
при осуществлении восприятия нововведений
уделяется проблемам оценки ("диагностики"):
организационной структуры, хода процесса
преобразований, определяющих его факторов
и достигнутых результатов, - а
также проблемам
Из известных процедур оргпроектирования можно отметить групповые процедуры принятия решений (в том числе методы "мозговой атаки", известные кружки контроля качества и т. п.), экспертной анализ (включая методику Делфи и другие методы систематизированной экспертной оценки), использование консультантов и др., каждая из которых заслуживает отдельного разговора. К преимуществам оргпроектирования можно отнести следующее: повышение инновативности (инновационной гибкости) организаций за счет облегчения организационных перестроек, совершенствования процедур решения проблем и принятия решений; повышение ответственности персонала организаций за эффективность проведения программы преобразований и, как средствие, процесса восприятия нововведений; обеспечение руководства организации новыми, более эффективными средствами и методами организации и управления. Среди недостатков можно назвать увеличение затрат средств, времени и сил персонала, возможное "чрезмерное" сужение власти руководителей.
С целью проведения мероприятий по оргпроектированию предлагалось немало процедур, методик, моделей. Одна из них - обобщенная модель в форме "куба", три измерения которого носят красноречивые названия:
1)
"диагностируемая проблема" (цели,
планы, средства коммуникации, культура,
климат; лидерство; структура власти;
решение проблем; принятие
2)
"уровень" (индивидуум; ролевые
функции; малые группы; межгрупповые
взаимоотношения; организация
3)
"метод вторжения" (обучение; консультации
по процедурам; наставничество; обратная
связь; решение проблем;
В качестве необходимого элемента процессов оргпроектирования выступает оценка методов, и результатов этой деятельности. Предложен целый ряд моделей, описывающих такого рода процесс. В одной из них, к примеру, рассматриваются три взаимосвязанных аспекта процесса оценки процедур и результатов оргпроектирования:
1) оцениваемая цель (отбор ситуационных факторов и переменных);
2) оценивающий субъект (роли и цели);
3)
процедура оценки (тип преобразований,
методологические подходы,
Кроме того, модель позволяла предложить оценку проведенного исследования и дать рекомендации на будущее относительно методики и процедур проведения аналогичных работ.
Для повышения эффективности оценки были предложены следующие принципы:
1)
отбор переменных для
2)
использование разнообразных
3)
оценка различных типов
4) использование данных (для принятия решений или для проведения исследований);
5)
оценивающий субъект (
7.
Общие принципы реализации
процесса преобразований
Вообще говоря, существует две формы проведения необходимых преобразований:
1.
Эволюционная - адаптация, или постепенное
изменение, когда производятся
лишь малые перестройки,
2. Революционная - когда осуществляются так называемые радикальные преобразования (иногда они принимают форму катастрофических изменений).
Радикальные изменения могут быть реализованы и за счет проведения традиционных структурных перестроек, если общие тенденции, происходящие в этих структурах в результате увеличения размеров организации, могут быть задержаны, несколько модифицированы или если организация может быть структурно разделена для радикальных и модифицированных нововведений. Однако при этом (при восприятии радикальных нововведений) меняется не только организационная структура, но и стратегия управления организации.
Большая часть актов "взаимодействия" между нововведениями и реципиентом в процессе восприятия нововведений укладывается в четырех основных этапа:
1) "согласование" , на котором рассматривается какая-либо проблема, стоящая перед организацией, и какое-то нововведение, и между ними планируется и проектируется провести согласование;
2) "модификация", на котором нововведение модифицируется таким образом, чтобы "подходить" данной организации и стоящей перед ней проблеме;
3) "cтруктурирование", на котором организационные структуры, напрямую связанные с нововведением, изменяются таким образом, чтобы соответствовать нововведению;
4)
"взаимная увязка", на котором
"выясняются взаимоотношения"
между нововведением и
В обобщенных моделях, описывающих этот процесс, предлагается соответствующим образом сочетать обучение, побудительные стимулы (разного рода материальное и моральное стимулирование) и принуждение. Главное - это добиться того, чтобы реципиент "смог и захотел" воспринять данное нововведение. Фактически разрабатывается комплексный подход (набор целенаправленных действий и формализованных процедур) к "программируемому внедрению нововведения" (когда требуется осуществить такие изменения в самом реципиенте, чтобы сохранились все характеристики внедряемого нововведения) в противоположность методу "адаптивного внедрения" (когда при восприятии нововведения так модифицируется нововведение, чтобы оно могло легче согласовываться с практикой, ценностными установками и т. п. потенциального реципиента).
Процесс "программированного внедрения нововведения" (модель) содержит пять основных "элементов" (блоков):
1.
Восприятие нововведения
2.
Для достижения восприятия
а) те, которые делают реципиента
способным использовать
б) те, которые обязывают реципиента воспринять нововведение.
Способности
реципиента в форме ноу-хау (для
индивидуального реципиента) или
соответствующей
Обязательства реципиента, выражающиеся в инструкциях, правилах и т. п., предписывающих способы использования нововведения и обязанности отдельных лиц, определяют, что будет (должно быть) внедрено.
3.
"Разработчик" (И) нововведения
способствует восприятию
4.
Процесс восприятия
5.
Выявляется необходимость
Первоначально
с помощью анализа
Сама модель построена на концепциях теории социальных изменений К. Левина.
Согласно этой теории, любое изменение происходит постепенно и проходит через три стадии:
- "размораживание";
- "изменение" или "перемещение" и
- (обратное) "замораживание".
Первая стадия реализуется в модели как этап ориентации реципиента, который начинается задолго до того, как нововведение будет внедрено в его "рабочую среду". На этой стадии задача разработчика - ориентировать реципиента в отношении выгод нововведения и издержек на его применение.
Информация о работе Организация внедрения, освоение и распространение нововедений