Организация управления инновационной деятельностью крупных компаний» (на примере ЗАО «КОМСТАР-регионы»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОРГАНИЗАЦИЯ и УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ, ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, ТЕХНОЛОГИИ ДОСТУПА, ИНТЕРНЕТ, КТВ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 5
1 Теоретические основы организации управления инновационной деятельности предприятия……………................................................ 7
1.1 Понятие инновационной деятельности…………………………… 7
1.2 Организация инновационной деятельности предприятия…... 10
1.3 Управление инновационной деятельностью предприятия…… 14
2 Характеристика деятельности ЗАО «КОМСТАР-регионы»………..20
2.1 Общие сведения о фирме…………………………………………….. 20
2.2 Динамика экономических показателей деятельности
фирмы за 2008-2010 гг…………………………………………………21
2.3 Анализ инновационной деятельности предприятия ЗАО «КОМСТАР-регионы»………………………………………………...............................25
3 Улучшение организации управления инновационной деятельностью предприятия ЗАО «КОМСТАР-регионы»
33
3.1 Как правильно организовать инновационную деятельность компании ЗАО «КОМСТАР-регионы»…………………………
33
3.2 Мероприятия по усовершенствованию инновационной деятельности ЗАО «КОМСТАР-регионы»…………………… 36
3.3 Оценка эффективности инновационной деятельности………. 38
Заключение………………………………………………………………… 41
Список использованных источников………………………………..… 42
Приложения………………………………………………………………... 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 106.37 Кб (Скачать)

   В этой связи нововведения, основанные на новых знаниях, требуют:

  • тщательного анализа всех необходимых факторов;
  • ясного понимания преследуемой цели, т.е. необходима четкая стратегическая ориентация;
  • организации предпринимательского управления, поскольку здесь необходимы финансовая и управленческая гибкость и нацеленность на рынок.

 

    1.    Организация инновационной деятельности на предприятии

     Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности, в которой обычно участвуют многие подразделения фирмы и на которую оказывают все большее воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.). Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных этапов с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.

Этапы, как правило, следуют один за другим, однако не исключены случаи некоторого параллелизма (и тем самым пересечения) отдельных этапов. Так, оценки и расчеты  экономической эффективности необходимо проводить не на этапе поиска идей, но и на последующих этапах.

Рассмотрим  основные этапы организации инновационной  деятельности предприятия.

1-й  этап: стратегия предприятия и  инновации.

Стратегические  решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области  общей стратегии предприятия  и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет  заранее установить планку в инновационных  устремлениях предприятия.

Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:

- выбор  рынка или рыночного сегмента;

- утверждение  применяемой технологии;

- выбор  товаров и услуг, которые должны  производиться на предприятии;

- решение  относительно кооперации в разработках,  производстве и сбыте;

- установление  объема и скорости процесса  обновления товаров и услуг.

В данном случае речь идет об идеальном (теоретическом) процессе. В практике предпринимательства  возможно и прямо противоположное, т.е. инновации могут оказать решающее влияние на стратегическую направленность политики предприятия. На малых и  средних предприятиях часто случается  так, что единственная инновация  надолго предопределяет развитие всего  предприятия.

2-й  этап: поиски идей и их оценка.

В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При  этом можно выделить три пути поиска:

- разработка  новых идей (генерирование идей);

- критический  пересмотр и модификация известных  проблемных решений или определенных  вариантов решений;

- поиск  уже работающих общих или частных  решений (использование известного  научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий).

При поиске новых идей малым и средним  предприятиям особенно рекомендуется  чаще обращаться к внешним источникам информации, например банкам данных, лицензионным посредникам, материалам ярмарок и исследовательских центров.

3-й  этап: продуктовое решение.

В этой фазе предприятие должно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в  стратегическую программу предприятия  и продвинут на рынок. Все это  требует всестороннего планирования, которое охватывает:

- постановку  целей и задач по данному  продукту;

- составление  временного графика использования  ресурсов, необходимых в рамках  данного этапа;

- планирование  производства для предприятия  в целом;

- планирование  сбыта с расчетом экономической  эффективности.

     Подобное  планирование содержит в себе все  важные задачи, которые необходимы для дальнейшей аналитической работы в рамках процесса исследований и  разработок вплоть до успешного внедрения  продукта на рынок. Здесь намечаются точки пересечения маркетинга и  производства; устанавливаются области  соприкосновения инновации, программного планирования и маркетинга.

4-й  этап: научные исследования и  разработки, технологический трансфер.

В сфере  научных исследований и разработок проводятся следующие различия: фундаментальные  исследования не имеют прямого отношения  к продукту, прикладные нацелены на будущее применение полученных результатов, а в ходе разработок главный интерес  представляет конкретный рыночный результат. Что касается данной сферы в условиях малых и средних предприятий, то у них дело ограничивается, как  правило, разработками; исследования в  собственном смысле отходят здесь  на задний план.

Исходя  из своих целеустановок, эти предприятия могут осуществить техническую реализацию продукта посредством собственных разработок (возможно, исследований) или прибегнуть к кооперации с другими компаниями. В принципе эта задача должна решаться с учетом следующих моментов:

- окончательное  уточнение задачи и разработка  принципиального решения по новому  товару или новой услуге;

- конструктивная  разработка изделия вплоть до  создания прототипа;

- проектирование  и подготовка производства для  нового продукта с изготовлением  и испытанием опытного образца,  производственного оборудования  и нулевой серии.

5-й  этап: освоение производства.

Разработка  продукта считается законченной, когда  можно начать производство и все  внимание сосредоточить на продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают значительные потери времени и убытки для предприятия. В этой фазе важно следующее:

- адаптация  прототипа к производственно-техническим  требованиям;

- ознакомление  задействованного персонала с  технологическими процессами, методами  и новыми областями задач;

- запуск  машин и оборудования до установленных  пределов мощности;

- поиски  новых каналов снабжения.

Для инновационного менеджмента в данной фазе важно  обеспечить максимально короткие сроки  развертывания производства, в частности  с помощью соответствующей подготовки и планирования, а также гибкой реализации целей. Сокращение времени  подготовки производства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ  перед конкурентами, а также позволяет  быстро снизить издержки и увеличить  прибыль предприятия.

6-й  этап: внедрение на рынок.

Инновационный процесс завершается внедрением новинки на рынок. Как показывают эмпирические исследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных  лишь около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки.

     Под внедрением на рынок товаров или  услуг понимается проверка с помощью  рыночных тестов конкурентоспособности  продукции, а также целевое использование  маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного  внедрения следует рассматривать  длительную подготовку рынка сбыта  для новой продукции. Этого можно  достичь с помощью соответствующей  работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также  путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важен правильный расчет сроков, т.е. верный выбор момента вступления предприятия на рынок с новой продукцией.

1.3 Управление инновационной  деятельностью предприятия

 

      Понимание роли и значения инновационной деятельности, усиление важности технологических  факторов в выборе стратегии развития организации находят свое отражение  в соответствующем качественном преобразовании организационных структур управления. При этом особое значение приобретает оценка взаимозависимости изменения данных структур и конкретного типа инновационной стратегии, избираемого организацией. Результаты оценки необходимы для решения задач эффективного управления инновационной деятельностью на всех этапах жизненного цикла нововведений в рамках принятой стратегии.

      Анализ  динамических процессов, происходящих во внутренней и внешней средах организации  при условии достаточно стабильной ситуации в экономике в целом, позволяет выявить взаимосвязь  между организационными и продуктово-технологическими изменениями с учетом целей, интенсивности и масштабов последних.

Ниже представлена таблица влияния интенсивности  и масштабов нововведений на организационную  структуру управления. 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1.1 Влияние интенсивности и масштабов нововведений на

организационную структуру управления.

 
Интенсивность и масштабы нововведений Организационные нововведения
Освоенная продукция

Освоенная технология

Освоенный рынок

Совершенствование продукции может осуществляться в рамках существующей организации
Новая продукция

Освоенная технология

Освоенный рынок

Разработка  продукции может осуществляться в рамках существующей организации, в подразделениях НИОКР создается новая проектная группа
Освоенная продукция

Освоенная технология

Новый рынок

Существующая  организация практически не изменяется, на службу маркетинга возлагается задача изучения нового рынка, может быть образована новая группа сбыта
Новая продукция

Освоенная технология

Новый рынок

Может быть организована группа новой продукции, укомплектованная за счет персонала служб НИОКР  и маркетинга, либо новые группы НИОКР и сбыта; изготовление новой  продукции может осуществляться на имеющихся производственных мощностей
Новая продукция

Новая технология

Освоенный рынок

Может быть организована группа новой продукции из персонала  служб НИОКР, производства, в своей  деятельности она использует службы маркетинга и сбыта
Новая продукция

Новая технология

Новый рынок

Новое направление  хозяйственной деятельности требует  совершенно новой организации в  форме подразделения с венчурным  финансированием, либо нового отделения, дополняющего существующую организационную структуру
 

      Результаты  анализа позволяют судить о влиянии  характера, интенсивности и масштабности научных, технических и технологических  нововведений на содержание и направленность организационных и управленческих нововведений. Первые являются своеобразным источником необходимости и возможности последних, определяющим фактором их возникновения.

Информация о работе Организация управления инновационной деятельностью крупных компаний» (на примере ЗАО «КОМСТАР-регионы»)