Оценка и формирование инновационного потенциала организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время даже в условиях финансовых, экономических и других потрясений инновационная деятельность воспринимается предприятиями как основа их выживания и развития вне зависимости от предпринимательской специализации и организационно-правовой формы. Ориентация на инновационный путь развития порой требует коренной перестройки всей системы управления, создания на основах современных концепций менеджмента системы оперативного поиска новых сфер и способов формирования и реализации собственного инновационного потенциала.

Содержание

Введение 3
1 Основные теоретические аспекты исследования и оценки инновационного потенциала. 4
1.1 Инновационный потенциал промышленного предприятия. 4
1.2 Приоритетность интеллектуального потенциала в формировании инновационного потенциала предприятия. 7
1.3 Формирование инновационного потенциала организации. 10
1.4 Методика оценки инновационного потенциала организации. 18
2 Оценка инновационного потенциала ЧПУП «Амкодор–Логойск». 23
2.1 Анализ производственно–хозяйственной деятельности предприятия. 26
2.2 Оценка инновационного потенциала ЧПУП «Амкодор–Логойск». 28
2.3 Проблемы инновационной активизации предприятия. 31
3 Предложения по совершенствованию инновационного потенциала предприятия. 32

Работа содержит 1 файл

Курсовой.docx

— 94.73 Кб (Скачать)
 

(или  одного операционного цикла, если  он превышает один год) для  производства, торговли, в административных  целях или предоставленный в  аренду другим лицам. Нематериальные  активы могут быть приобретенные  или полученные в результате  разработки. Они отображаются в  балансе, если существует вероятность  получения будущих экономических  выгод, связанных с их использованием, и их стоимость может быть достоверно определена.

     Объектами невещественных активов инновационного потенциала промышленного предприятия являются:

     - права на объекты промышленной собственности (право на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау, защита от недобросовестной конкуренции и тому подобное);

     - права на знаки для товаров и услуг (товарные знаки, торговые марки, фирменные названия);

     - авторские и смежные с ними права (право на программы для ЭВМ, базы данных и тому подобное);

     - другие невещественные активы (право на осуществление деятельности, использование природными ресурсами, имуществом, использованный экономических и других привилегий и тому подобное).

     Касаемо инновационной деятельности, объекты  невещественных активов представляют интеллектуальную собственность предприятия, которая является узаконенным инструментом защиты невещественных активов. Так, новые  решения, которые касаются производства товаров и их компонентов, могут  быть запатентованными. Ценность патента  заключается в том, что он закрепляет за своим владельцем монополию на запатентованное изобретение на определенный законодательством срок. Патент имеет особенную ценность, если он защищает сам продукт, поскольку  в таком случае никто другой не имеет права на копирование этого  продукта. Защите подлежат и авторские права на печатные символы, которые используются в издательском деле, создании музыкальных произведений и программного обеспечения. Такой рыночный актив, как оригинальное имя, защищается товарной маркой для товара или услуги. Торговые секреты защищаются договорами о неразглашениях, которые предусматривают обязательство посвященной в тайну стороны не раскрывать эту тайну никому, кроме указанных в договоре субъектов.

     Обобщая, можно утверждать, что элементы интеллектуального  потенциала предприятия (подготовка, научная  и техническая информация, лицензии, бизнес-услуги, рыночные исследования, программное обеспечение и тому подобное) тесно взаимоувязаны и играют ключевую роль в формировании инновационного потенциала. Например, активы в сфере маркетинга, а также научной и технической информации являются существенным элементом взаимодействия между спросом и предложением товаров и услуг, что содействует отбору рыночных сигналов и превращения их в соответствующие решения, формирование спроса на блага и услуги, которые возникают в процессе инновационной деятельности. 

    1. Формирование  инновационного потенциала организации.
 

     На  основе общей схемы стратегического  подхода к организации и планированию инновационной деятельности на предприятии  можно сформулировать концептуальные положения по созданию системы управления инновационным потенциалом. Система  управления инновационным потенциалом  промышленного предприятия должна базироваться на четырех группах  стратегических решений.

     Первая  группа стратегических решений - выбор  целесообразного направления формирования и развития инновационного потенциала и планирование его содержательной составляющей.

     Такой выбор осуществляется в ходе стратегического  сегментирования рынка. В общем случае это процесс анализа рыночного окружения промышленного предприятия, результатом которого является обоснование сфер деятельности (областей приложения инновационного потенциала), привлекательных с точки зрения:

     - удовлетворения новых (развивающихся)  общественных потребностей за  счет внедрения соответствующих  инноваций;

     - роста объемов продаж инновационно-активного предприятия за счет диверсификации хозяйственного портфеля;

     - финансовой результативности (например, прибыльности и/или рентабельности) за счет внедрения продукции,  находящейся на первых стадиях  жизненного цикла.

     Конечным результатом стратегического сегментирования внешней среды предприятия с целью формирования (развития) эффективного инновационного потенциала является обоснование таких стратегических направлений инновационной деятельности, которые, в конечном счете, приведут к получению конкретного (инновационного) товара, изготавливаемого по определенной (новой) технологии и на который имеется реальный или потенциальный спрос, то есть, известны потребители этого товара.

     В соответствии с представленным определением исходным пунктом в системе стратегического управления инновационным потенциалом промышленного предприятия является планирование его содержательных аспектов, то есть обоснование:

     1) общих принципов и направлений развития инновационного потенциала предприятия с выделением характерных его особенностей.

     2) общих подходов к формированию потребного состава инновационного потенциала предприятия.

     3) общих решений о масштабах развития инновационного потенциала.

     При этом в процессе планирования должны быть безусловно учтены те ограничения, которые возникают при описании стратегического подхода. То есть инновационный потенциал должен формироваться и развиваться в соответствии с действующей в настоящий момент миссией предприятия, поддерживать краткосрочные и долгосрочные цели хозяйствования, находиться в пределах принятой общекорпоративной стратегии развития.

     Отсюда, выполненные в процессе планирования обоснования должны быть направлены на то, что созданный инновационный  потенциал будет способен обеспечить разработку, производство и распространение  таких инновационных продуктов, которые:

     - расширяют и углубляют настоящее  и будущее рыночное пространство  предприятия;

     - повышают уровень общей рентабельности  и финансовой устойчивости предприятия;

     - формируют гибкий хозяйственный  портфель предприятия;

     - находятся в синергетическом  взаимодействии со уже реализуемыми  видами деятельности предприятия.

     В целом первая группа стратегических решений характеризует содержательную сторону инновационного потенциала с точки зрения его целесообразности относительно внутренних интересов  и особенностей данного промышленного  предприятия. Последнее обусловлено  не только тем, что правильно сформированный инновационный потенциал предопределяет достижение тех или иных стратегических и экономических результатов, но прежде всего тем, что его создание и соответствующее поддержание  требует значительных дополнительных затрат все видов ресурсов.

     Поскольку инновационный потенциал является материально- технической, информационной и творческой основой инновационной  деятельности, то в процессе планирования необходимо определить какие именно ресурсы имеются в распоряжении предприятия для его формирования и/или могут быть привлечены извне  по разумной цене. Кроме того, следует  выработать стратегию обновления и  развития ресурсной базы исходя из планируемых масштабов инновационной  деятельности предприятия.

     Сделанные обоснования, а так же логика стратегического  подхода к управлению инновационным  потенциалом промышленного предприятия  приводит к необходимости принятия следующих групп стратегических решений.

     Вторая  группа стратегических решений, в системе  управления инновационным потенциалом  промышленного предприятия - это  обоснование адекватной организации инновационного потенциала адаптированной к изменениям.

     С точки зрения системного подхода  инновационный потенциал предприятия  представляет собой совокупность различного рода ресурсов необходимых и достаточных  для достижения поставленной цели - осуществления требуемых масштабов  и темпов инновационной деятельности с заданными критериями ее эффективности. Это требует определенной организации  качественно разнородных элементов  инновационного потенциала (тех самых  ресурсов) в виде самостоятельной  подсистемы, а также адаптации  ее в структуру более сложной  системы – предприятия.

     Инновационная деятельность является сложным методом  обеспечения конкурентных и экономических  преимуществ. С одной стороны, она  требует дополнительных усилий со стороны  менеджмента, трудовых коллективов  и отдельных работников предприятия, которые не свойственны им в, так  называемой, штатной ситуации. При  этом такие дополнительные затраты  времени, сил и ресурсов ни как  не компенсируются, по крайней мере, на этапе инициирования инновации. Это означает, что высшее руководство  предприятия должно создать особые организационные формы (например, «кружки  качества» и т.п.), которые обеспечивают какие-то другие, нетрадиционные стимулы  для инновационной деятельности. С другой стороны, инновационная  деятельность по своей природе приводит к расширению и углублению диверсификации хозяйственного портфеля предприятия, а это, как известно из основных постулатов общей теории менеджмента, неизбежно  усложняет его производственную и организационную структуру.

     Таким образом, активизация инновационной  деятельности и, в частности, формирование инновационного потенциала, нацеленного  на отдачу, требуют разработки особых подходов и методов организационного обеспечения инновационности предприятия.

     Основополагающим (глобальным) принципом принятия решений  в области организации инновационного потенциала является минимум изменений  во всех аспектах деятельности хозяйствующего субъекта при сохранении его миссии, провозглашенных целей и общей  стратегии.

     С методологических позиций этот принцип  может быть реализован только путем  использования синергетических  эффектов на уровне организационных  решений. На практике же это может  проявляться в следующем:

     - максимальное использование действующей  на предприятии технологической  базы путем совершенствования  структуры основных фондов, увеличения  интенсивности их использования,  обеспечение гибкости технологического  процесса и возможности наращивания  имеющегося технического и технологического  потенциала;

     - минимальные изменения существующей  организационной, в том числе  производственной, структуры предприятия  (если для этого не существует  других, более веских причин) путем  создания временных и/или постоянно  действующих новых автономных  организационных модулей (например, венчурных подразделений и т.п.), что создает условия для быстрой  и не высоко бюджетной адаптации  структуры к динамично изменяющимся  внешним условиям;

     - минимальные изменения в структуре  поставщиков и максимально возможное  сохранение клиентуры, что обеспечивает  более высокий уровень надежности  функционирования предприятия, минимизируется  риск не поставок и неплатежей  и, тем самым, обеспечивается  своевременное и достаточное  финансирование как текущей, так  и инновационной деятельности.

     Третья  группа стратегических решений в  системе управления инновационным  потенциалом промышленного предприятия - это раскрытие методологической сущности мотивации к его формированию и развитию.

     В общем смысле мотивация - это процесс  побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей.

     С точки зрения теории маркетинга мотивация  – это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое  активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.

     С точки зрения теории менеджмента  мотивация – это процесс побуждения людей к деловой активности для  достижения личных целей, а также  целей организации.

     Создание  на предприятии системы мотивации  позволит обеспечить необходимую мотивацию  труда, т.е. стимулирование работника  или группы работников к активной деятельности по достижению установленных  целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.

     Под мотивацией следует понимать побудительные  мотивы, которые заставят руководство  предприятия всерьез заняться инновационной  деятельностью и, в первую очередь, формированием результативного  инновационного потенциала.

Информация о работе Оценка и формирование инновационного потенциала организации