Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:17, курсовая работа
В настоящее время даже в условиях финансовых, экономических и других потрясений инновационная деятельность воспринимается предприятиями как основа их выживания и развития вне зависимости от предпринимательской специализации и организационно-правовой формы. Ориентация на инновационный путь развития порой требует коренной перестройки всей системы управления, создания на основах современных концепций менеджмента системы оперативного поиска новых сфер и способов формирования и реализации собственного инновационного потенциала.
Введение 3
1 Основные теоретические аспекты исследования и оценки инновационного потенциала. 4
1.1 Инновационный потенциал промышленного предприятия. 4
1.2 Приоритетность интеллектуального потенциала в формировании инновационного потенциала предприятия. 7
1.3 Формирование инновационного потенциала организации. 10
1.4 Методика оценки инновационного потенциала организации. 18
2 Оценка инновационного потенциала ЧПУП «Амкодор–Логойск». 23
2.1 Анализ производственно–хозяйственной деятельности предприятия. 26
2.2 Оценка инновационного потенциала ЧПУП «Амкодор–Логойск». 28
2.3 Проблемы инновационной активизации предприятия. 31
3 Предложения по совершенствованию инновационного потенциала предприятия. 32
(или
одного операционного цикла,
Объектами невещественных активов инновационного потенциала промышленного предприятия являются:
- права на объекты промышленной собственности (право на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау, защита от недобросовестной конкуренции и тому подобное);
- права на знаки для товаров и услуг (товарные знаки, торговые марки, фирменные названия);
- авторские и смежные с ними права (право на программы для ЭВМ, базы данных и тому подобное);
- другие невещественные активы (право на осуществление деятельности, использование природными ресурсами, имуществом, использованный экономических и других привилегий и тому подобное).
Касаемо инновационной деятельности, объекты невещественных активов представляют интеллектуальную собственность предприятия, которая является узаконенным инструментом защиты невещественных активов. Так, новые решения, которые касаются производства товаров и их компонентов, могут быть запатентованными. Ценность патента заключается в том, что он закрепляет за своим владельцем монополию на запатентованное изобретение на определенный законодательством срок. Патент имеет особенную ценность, если он защищает сам продукт, поскольку в таком случае никто другой не имеет права на копирование этого продукта. Защите подлежат и авторские права на печатные символы, которые используются в издательском деле, создании музыкальных произведений и программного обеспечения. Такой рыночный актив, как оригинальное имя, защищается товарной маркой для товара или услуги. Торговые секреты защищаются договорами о неразглашениях, которые предусматривают обязательство посвященной в тайну стороны не раскрывать эту тайну никому, кроме указанных в договоре субъектов.
Обобщая,
можно утверждать, что элементы интеллектуального
потенциала предприятия (подготовка, научная
и техническая информация, лицензии,
бизнес-услуги, рыночные исследования,
программное обеспечение и тому подобное)
тесно взаимоувязаны и играют ключевую
роль в формировании инновационного потенциала.
Например, активы в сфере маркетинга, а
также научной и технической информации
являются существенным элементом взаимодействия
между спросом и предложением товаров
и услуг, что содействует отбору рыночных
сигналов и превращения их в соответствующие
решения, формирование спроса на блага
и услуги, которые возникают в процессе
инновационной деятельности.
На
основе общей схемы стратегического
подхода к организации и
Первая
группа стратегических решений - выбор
целесообразного направления
Такой выбор осуществляется в ходе стратегического сегментирования рынка. В общем случае это процесс анализа рыночного окружения промышленного предприятия, результатом которого является обоснование сфер деятельности (областей приложения инновационного потенциала), привлекательных с точки зрения:
-
удовлетворения новых (
-
роста объемов продаж
-
финансовой результативности (например,
прибыльности и/или
Конечным результатом стратегического сегментирования внешней среды предприятия с целью формирования (развития) эффективного инновационного потенциала является обоснование таких стратегических направлений инновационной деятельности, которые, в конечном счете, приведут к получению конкретного (инновационного) товара, изготавливаемого по определенной (новой) технологии и на который имеется реальный или потенциальный спрос, то есть, известны потребители этого товара.
В соответствии с представленным определением исходным пунктом в системе стратегического управления инновационным потенциалом промышленного предприятия является планирование его содержательных аспектов, то есть обоснование:
1) общих принципов и направлений развития инновационного потенциала предприятия с выделением характерных его особенностей.
2) общих подходов к формированию потребного состава инновационного потенциала предприятия.
3) общих решений о масштабах развития инновационного потенциала.
При этом в процессе планирования должны быть безусловно учтены те ограничения, которые возникают при описании стратегического подхода. То есть инновационный потенциал должен формироваться и развиваться в соответствии с действующей в настоящий момент миссией предприятия, поддерживать краткосрочные и долгосрочные цели хозяйствования, находиться в пределах принятой общекорпоративной стратегии развития.
Отсюда, выполненные в процессе планирования обоснования должны быть направлены на то, что созданный инновационный потенциал будет способен обеспечить разработку, производство и распространение таких инновационных продуктов, которые:
-
расширяют и углубляют
-
повышают уровень общей
-
формируют гибкий
-
находятся в синергетическом
взаимодействии со уже
В
целом первая группа стратегических
решений характеризует
Поскольку
инновационный потенциал
Сделанные
обоснования, а так же логика стратегического
подхода к управлению инновационным
потенциалом промышленного
Вторая группа стратегических решений, в системе управления инновационным потенциалом промышленного предприятия - это обоснование адекватной организации инновационного потенциала адаптированной к изменениям.
С
точки зрения системного подхода
инновационный потенциал
Инновационная
деятельность является сложным методом
обеспечения конкурентных и экономических
преимуществ. С одной стороны, она
требует дополнительных усилий со стороны
менеджмента, трудовых коллективов
и отдельных работников предприятия,
которые не свойственны им в, так
называемой, штатной ситуации. При
этом такие дополнительные затраты
времени, сил и ресурсов ни как
не компенсируются, по крайней мере,
на этапе инициирования инновации.
Это означает, что высшее руководство
предприятия должно создать особые
организационные формы (например, «кружки
качества» и т.п.), которые обеспечивают
какие-то другие, нетрадиционные стимулы
для инновационной
Таким образом, активизация инновационной деятельности и, в частности, формирование инновационного потенциала, нацеленного на отдачу, требуют разработки особых подходов и методов организационного обеспечения инновационности предприятия.
Основополагающим
(глобальным) принципом принятия решений
в области организации
С методологических позиций этот принцип может быть реализован только путем использования синергетических эффектов на уровне организационных решений. На практике же это может проявляться в следующем:
-
максимальное использование
-
минимальные изменения
-
минимальные изменения в
Третья
группа стратегических решений в
системе управления инновационным
потенциалом промышленного
В общем смысле мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей.
С точки зрения теории маркетинга мотивация – это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.
С
точки зрения теории менеджмента
мотивация – это процесс
Создание
на предприятии системы мотивации
позволит обеспечить необходимую мотивацию
труда, т.е. стимулирование работника
или группы работников к активной
деятельности по достижению установленных
целей предприятия через
Под мотивацией следует понимать побудительные мотивы, которые заставят руководство предприятия всерьез заняться инновационной деятельностью и, в первую очередь, формированием результативного инновационного потенциала.
Информация о работе Оценка и формирование инновационного потенциала организации