Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:50, доклад
Многочисленные дискуссии и выступления на тему развития в России инновационной экономики, так или иначе, затрагивают вопросы формирования национальной инновационной системы (НИС).
К сожалению, отсутствует общепринятое понимание, что такое национальная инновационная система и какие элементы в нее входят (или должны входить). Еще сложнее обстоит дело с принципиальными подходами к созданию НИС, а хаотичное создание отдельных элементов, которые вроде бы должны стать элементами НИС (технопарки, фонды, целевые корпорации и т.п.), не приводит к ожидаемому результату.
Правительство предоставляет ФПГ мощную финансовую и налоговую поддержку, гарантирует поставку квалифицированных кадров. Однако НИС остается неустойчивым образованием из-за относительно слабого развития фундаментальной науки и договорного права.
Особый интерес для изучения опыта формирования НИС и применения в российской практике представляет инновационная политика Финляндии. Научно-техническая политика, проводимая в последние 10-15 лет правительством Финляндии, нацелена на укрепление сотрудничества между основными государственными структурами, заинтересованными в переориентации экономики с индустриального на инновационный путь развития. В стране с 1967 г. действует национальный фонд «Ситра», который является независимым общественным финансовым фондом и подчиняется Парламенту Финляндии.
Изучение институциональных профилей инновационных систем ряда стран Запада позволяет сделать вывод о фундаментальном значении инновационного развития. Несмотря на общность целей, способы их достижения имеют национальные особенности.
Следует отметить, что в мире инновационная активность стимулируется различными льготами и преференциями, которые являются совершенно необходимыми при освоении наукоемкой продукции. Они действуют гибко, избирательно в виде отсрочек, налоговых кредитов, ускоренной амортизации (таблица 1.2).
Таблица 1.2 - Налоговые льготы на НИОКР в развитых странах
Страна | Отношение налоговых вычетов к расходам на НИОКР | Максимальный размер налоговых вычетов |
Япония | Крупные компании 8 - 10%, малые и средние -12% | Крупные компании - 30% от суммы налоговых платежей; малые и средние до 100% налоговых платежей |
Продолжение США | 3-5% от общей суммы, 20% на расходы, превышающие норму | 25% от суммы налоговых платежей |
Канада | 20% от общей суммы | отсутствует |
Великобритания | 8,4% от общей суммы | отсутствует |
Франция | 10% от общей суммы | 16 млн. евро |
КНР | 15% от общей суммы | отсутствует |
Важным моментом в формировании национальной инновационной системы зарубежных стран является достижение в течение прошедшего десятилетия Европейский союзом значительных успехов в развитии экономической и политической интеграции стран, которые всего несколько поколений назад воевали друг с другом. Возможно, что самыми важными событиями этого водораздела в недавнем прошлом стало введение общеевропейской валюты в большинстве стран ЕС в 2002 году и вступление в ЕС новых 10-ти членов в 2004 году.
Наряду с этим, ЕС достиг успеха и продвижения и в других областях, включая такие, как возрождение европейской экономики с целью построения в «ЕС к 2010 году самой конкурентоспособной в мире и динамичной экономики, основанной на знаниях». Эта инициатива известна так же, как «Лиссабонская Стратегия», названная по имени города, в котором она была одобрена главами государств и правительств стран ЕС в марте 2000 года.
«Лиссабонская Стратегия» направлена на развитие «экономики знаний» в Европе посредством поощрения исследований, улучшения политики в области образования, развития информационных технологий и создания благоприятного инновационного климата. Кроме того, целью «Стратегии» является либерализация европейской системы услуг, рынков транспорта и энергетики. В то же время, в ней подчеркивается необходимость модернизации европейской модели социального обеспечения, увеличения занятости, реформы системы социального обеспечения и снижения социальных льгот.
Исследование мирового опыта показывает:
ключевым фактором повышения конкурентоспособности страны, развития ее в направлении эффективной НИС является государственная инновационная политика, нацеленная на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и являющаяся связующим звеном между академической наукой и производством;
принципиально важным при формировании инновационной политики является выбор главного вектора ее движения.
Всё это позволило нам выделить две основные международные модели государственной инновационной политики:
1) модель инновационной политики, ориентированная на выполнение научно-технических программ и проектов общенационального значения. Главной целью модели является поощрение развития инновационных направлений, имеющих приоритетное значение для страны;
2) модель инновационной политики, ориентированная на распространение научно-технических знаний. Главная цель такой политики - освоение новых технологий, расширение технологических возможностей отраслей и сфер экономики. Чаще всего это касается совершенствования инновационной инфраструктуры, системы образования и профессиональной подготовки.
1.4 Проблема и условия формирования НИС России
Исследование проблем и условий формирования национальной инновационной системы России представляет собой критический анализ ряда взаимосвязанных вопросов, актуальных для развития российской инновационной системы, включая следующие:
– формирование инновационной политики;
– правовое регулирование поддержки инноваций;
– финансирование инновационной деятельности;
– трансфер и коммерциализация технологий;
– частно-государственное партнерство в инновационной сфере;
– роль государственных исследовательских организаций в открытых инновационных системах.
Советский Союз имел инновационную систему - одну из самых передовых для своего времени. Она начала создаваться с конца 1920-х - начала 1930-х гг. в эпоху индустриализации, сопровождалась высокими темпами роста промышленного производства и опиралась на импорт. В тот период страна активно использовала закупки передовой зарубежной техники и технологий, но параллельно ее руководство вело работу по всем направлениям промышленного развития. Формировалась собственная мощная производственная база. Создавалась вся сопутствующая ей инфраструктура: конструкторские, чертежные и проектные бюро, научные лаборатории и центры, академические и отраслевые институты. Велась подготовка специалистов в вузах и профессионально-технических училищах. Это была реализация комплексного, стратегически оправдавшего себя в последующем подхода к проблеме обеспечения позиций в научно-технической сфере, который в итоге гарантировал сохранение независимости страны и победу в Великой Отечественной войне.
Пика советская инновационная система достигла, по-видимому, в 1950-1960-е гг. После этого в течение двух десятилетий наблюдалось нарастающее отставание отечественной инновационной системы от аналогичных систем западных стран, а после 1992 г. она вообще стала быстро деградировать. Развал СССР и начавшиеся экономические реформы (ликвидация промышленных министерств, резкое сокращение финансирования науки и государственных заказов на НИОКР) разрушили остатки командно-административной системы «внедрения» науки в производство, привели к резкому снижению инновационной активности [26].
Первые попытки формулирования национальной инновационной политики России относятся к 1997-1998 гг. Тем не менее, проектный документ того времени не прошел одобрения Государственной Думой и не получил статус официального документа. С этого времени данному вопросу стало уделяться больше внимания.
Точкой отсчета работ по формированию НИС в России можно считать 2002 г., когда впервые на государственном уровне в утвержденных «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» было определено, что формирование национальной инновационной системы является неотъемлемой частью экономической политики государства [25].
В марте 2004 года Президент РФ В.В. Путин выступил на совместном заседании Совета Безопасности РФ и Президиума Государственного Совета по вопросу национальной инновационной политики России [12].
В августе 2005 г. Правительством РФ были утверждены «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года», а в феврале 2006 г. Межведомственная комиссия по научно-инновационной политике приняла «Стратегию развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года».
В действующем российском законодательстве понятие «национальной инновационной системы» четко не определено, поэтому приводим свод упоминаний о НИС в официальных документах (таблица 1.3) [23].
Таблица 1.3 - Национальная инновационная система (НИС) в официальных документах Российской Федерации
Официальный документ | Отражение НИС в документе |
---|---|
1 | 2 |
1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. № Пр-576)
| Формирование национальной инновационной системы провозглашено в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий. «Национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны» (П.18). «Формирование национальной инновационной системы предусматривает: -создание благоприятной экономической и правовой среды; - построение инновационной инфраструктуры; - совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок» (П.19). |
2. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 г. № 2473п-П7)
| Инновационная система – совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы. |
Продолжение таблицы 1.3.
1 | 2 |
3. «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», документ утвержден Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике, протокол от 15 февраля 2006 г. №1 | Определение национальной инновационной системы отсутствует. Под словом «национальная» понимается «государственная». (расширяет эти основные индикаторы) |
4. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. №613 | Инновационная система — система, обеспечивающая технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста (нет определения НИС) |
5. Программа «Социально-экономическое развитие России на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. №38-р | Национальная инновационная система включает совокупность хозяйствующих субъектов, институциональную базу инновационной деятельности, инфраструктуру и ресурсы, направленные на преобразование новых знаний в продукты, технологии и услуги |
6. Проект концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. – М.: Минэкономразвития России. – Август, 2008. – С. 100.
| Национальная инновационная система – система институтов, механизмов и инфраструктуры поддержки инновационной деятельности во всех сферах экономики и общественной жизни (П.5.1.) |
7. Проект концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. – М.: Минэкономразвития России. – Август, 2008. – С. 16. | Национальная инновационная система включает «такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие» (П.1.4.) |
Информация о работе Национальная инновационная система России