Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:50, доклад
Многочисленные дискуссии и выступления на тему развития в России инновационной экономики, так или иначе, затрагивают вопросы формирования национальной инновационной системы (НИС).
К сожалению, отсутствует общепринятое понимание, что такое национальная инновационная система и какие элементы в нее входят (или должны входить). Еще сложнее обстоит дело с принципиальными подходами к созданию НИС, а хаотичное создание отдельных элементов, которые вроде бы должны стать элементами НИС (технопарки, фонды, целевые корпорации и т.п.), не приводит к ожидаемому результату.
Формирование государственных инновационных систем является начальной стадией построения постиндустриального общества, основу экономики которого составляет получение и использование новых знаний. В тоже время НИС различных стран существенно отличаются друг от друга. До настоящего времени нет единого определения понятия НИС. Единая методология формирования НИС также не разработана. В настоящий момент сложилось три основных трактовки категории НИС.
Первая состоит в рассмотрении НИС как совокупности институтов, деятельность которых направлена на генерирование и диффузию инноваций. Это определение отражает, что инновационные процессы проявляются непосредственно в хозяйственной практике. Основной упор данной концепции лежит в плоскости коммерциализации, практической отдачи от науки, т.к. появление нового продукта связано с совместной работой множества хозяйствующих субъектов.
Вторая концепция интерпретирует НИС как комплекс сопряженных экономических механизмов и видов деятельности, обеспечивающих инновационные процессы. Данное определение более функционально, т.к. оно подчеркивает динамизм взаимодействия субъектов НИС, переход к нелинейной модели инновационного цикла, оставляя в тени движущие силы инновационных процессов.
Третья точка зрения связана с более глубокой сущностью экономических отношений. НИС трактуется как часть национальной экономической системы, обеспечивающая органическое встраивание инновационных процессов в поступательное развитие экономики и общества.
Основная цель национальных инновационных систем заключается в обеспечении устойчивого экономического развития и повышении качества жизни населения путем создания дополнительных рабочих мест, как в сфере науки, так и в сферах производства и услуг, а также увеличение поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения объемов производства наукоемкой продукции и увеличения до-ходов населения.
1.2 Основные элементы национальной инновационной системы
Основной целью данного раздела магистерской работы является определение и описание основных элементов российской инновационной системы.
Рисунок 4 – Основные элементы российской инновационной системы
Инновационный процесс – это создание и использование нового знания или технологии в экономике. Поэтому структура экономики во многом определяет характер инновации. В то же время, инновация может изменить структуру экономики в результате развития новых продуктов и рынков.
Демонтаж командно-административной экономики и переход к рыночной экономике в начале 90-ых годов привел к коренной реструктуризации российской экономики, включая превращение государственных производственных структур в бизнес - структуры и их приватизацию (за исключением производств, имеющих стратегическое значение). При этом создавались крупные компании на основе старых производственных структур. А процесс создания малого и среднего бизнеса был очень медленным из-за отсутствия предпринимательской культуры и помощи со стороны государства. В течение 90-х годов в результате разрушения прежней экономической системы произошло резкое сокращение промышленного производства [12].
Несмотря на приватизацию государственных предприятий в 90_х годах, в ряде отраслей (таких как оборонное машиностроение, авиакосмос и атомная энергетика) сохраняется и будет сохраняться государственная собственность. Государственный контроль над собственностью в этих отраслях обосновывается тем соображением, что государство является их главным потребителем, т.к. они производят продукцию в рамках государственного заказа. Инновации в этих отраслях зависят в основном, если не полностью, от проведения НИОКР в государственном секторе. Федеральное агентство по промышленности, например, координирует все военные отрасли, включая их научно-техническую политику. Российское космическое агентство – Роскосмос (бывшее Российское космическое и авиационное агентство) и Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) выполняют аналогичные задачи в отношении авиакосмической и атомной промышленности.
Существует еще ряд отраслей, в которых доминирует государственная собственность. Это естественные монополии, в частности, железные дороги, почта, телефон, производство электроэнергии и водоснабжение. В течение 90-ых годов все эти государственные монополии (которые управлялись как отделы министерств) были трансформированы в коммерческие структуры, при этом государство сохранило за собой весь или контрольный пакет акций. Однако в последние годы государство начало продавать свои акции в ряде отраслей. Этот процесс идет в одном русле с политикой западноевропейских правительств, которые начали разрушать естественные монополии. Считается, что введение конкуренции на этих рынках приводит к резкому росту производительности. Однако опыт показывает, что раз рушение естественных монополий является нелегкой задачей.
Практически полностью в России были приватизированы отрасли, производящие товары и услуги для открытого конкурентного рынка. Но именно эти отрасли испытывают наибольшие проблемы приспособления к новой инновационной модели – от «государственно-ориентированно
Особый случай представляет собой добывающий сектор промышленности. Приватизация основной части добывающей отрасли послужила базой для обогащения небольшой группы предпринимателей. В последние годы российское руководство пришло к выводу, что данный сектор слишком важен для страны, чтобы им полностью распоряжался частный бизнес. Поэтому правительство начало восстанавливать контроль над использованием природных ресурсов, в основном в топливных отраслях, путем получения контрольного пакета акций в лидирующих компаниях.
В целом, в результате приватизации была разорвана ранее существовавшая тесная связь между государственно-ориентированным
Одним из преимуществ командно-административной экономики являлась экономия на масштабах, поэтому производство в советский период отличалось высокой степенью концентрации. Этим и объясняется крупный размер приватизированных компаний в начале 90-ых годов. В то же время в российской экономике практически отсутствовал сектор малого и среднего бизнеса (МСБ ), и до сих пор он плохо развит. Если в странах ЕС на малый и средний бизнес приходится 72% занятости, в США – 52%, то в России на долю МСБ приходится только 25% занятости, 13% ВВП, 3% налоговых поступлений в бюджет [13]. Число малых предприятий, регистрируемых в статистической отрасли «Наука и научное обслуживание», сокращается. В 1998 г. их численность составляла 38,8 тыс., в 2000г – 30,9 тыс., а в 2004 г. – уже 20,7 тыс. [14]
Для России, учитывая ее советское прошлое, предпринимательство является новым феноменом. Но и в настоящее время для малого предпринимательства не создано ни благоприятных условий, ни соответствующей регулирующей среды.
Привилегированные условия чаще создаются для крупного бизнеса, а для малого бизнеса существующее регулирование слишком обременительно (например, создание новой компании занимает в России в среднем 33 дня, а в США – только 5 дней)[1]. Кроме того, в России отсутствует понимание того, что неотъемлемым элементом динамично развивающейся экономики является создание и неизбежный провал большинства новых малых инновационных компаний («старт-апов»). Пока процедура ликвидации компании очень сложна и предусматривает банкротство только при финансовой несостоятельности [12].
Для ускорения экономического развития России необходимо незамедлительно реформировать и создать соответствующие институциональные, законодательные и фискальные условия, так же, как и экономическую и политическую среду, стимулирующую развитие малого и среднего бизнеса.
Правительственный сектор как элемент национальной инновационной системы России предлагается рассматривать как обзор деятельности основных ведомств и структур, определяющих политику, осуществляющих координацию, финансирование и регулирование в сфере науки, технологий и инноваций (НТИ) в России. На основании выше изложенного можно разделить их на три группы:
1 ведомства, разрабатывающие и координирующие научно-техническую политику;
2 финансирующие организации;
3 регулирующие органы.
Рисунок 5 – Уровни ведомств, разрабатывающих и координирующих
научно-техническую политику
Главные «игроки»:
1 Совет по науке и высоким технологиям при Президенте Российской Федерации – совещательный орган;
2 Совет безопасности РФ;
3 Министерство образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с распределением функций, в обязанности Министерства входит разработка государственной политики и законодательства в области образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности. Министерство осуществляет свою политику через три своих исполнительных агентства – Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Федеральную службу по правам на интеллектуальную собственность.
4 Российская Академия наук (президент РАН участвует в заседаниях Правительства РФ на уровне министра);
5 Российское космическое агентство (Роскосмос) получает бюджетное финансирование НИОКР, по объему почти равное финансированию;
6 РАН.Росатом – Федеральное агентство по атомной энергии является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по развитию атомной науки и техники, а также международное сотрудничество в этой сфере.
Далее рассмотрим какие министерства и федеральные агентства занимают второй уровень:
1 Министерство обороны: контролирует часть бюджета военных НИОКР.
2 Министерство промышленности и энергетики: контролирует через Федеральное агентство по промышленности большие суммы промышленных, в том числе военных НИОКР.
3 Министерство экономического развития и торговли инициировало создание технико-внедренческих зон, предусматривающих активизацию инновационной деятельности компаний на их территории, финансирует прикладные экономические исследования.
4 Министерство информационных технологий и связи: контролирует через Федеральное агентство по информационным технологиям сравнительно небольшой бюджет НИОКР в области информационных технологий.
5 Другие министерства и ведомства.
На региональном уровне основными элементами НИС, ответственными за разработку и реализацию научно-технической политики, являются руководство и соответствующие отделы администраций ряда областей, располагающих значительным инновационным потенциалом, а также наукоградов [12].
Специфической чертой российской инновационной системы является присвоение ряду городов статуса «Наукограда». Это города, где исторически несколько крупных научно-технических организаций и предприятий служат градообразующей системой. «Наукограды» получают специальную поддержку из федерального бюджета для развития своих инновационных программ и инфраструктуры. Первым в 2000 г. такой статус получил г. Обнинск Калужской области. В настоящее время пятнадцать городов имеют статус «Наукограда»: Бийск, Обнинск, Дубна, Жуковский, Королёв, Пущино, Реутов, Троицк, Фрязино, Черноголовка, Протвино, Кольцово, Санкт-Петербург: Петергоф, Мичуринск.
28 сентября 2010 президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым был подписан Федеральный закон Российской Федерации № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»[16].
С 2005 г. дополнительным механизмом регионального развития стали Особые экономические зоны (ОЭЗ)27. Предусмотрено создание промышленно-производственных и технико-внедренческих (ТВ)ОЭЗ, резидентам которых предоставляются существенные налоговые и таможенные льготы. ТВ деятельность определена как создание и реализация научно-технической продукции и доведение ее до промышленного применения, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных и оказание связанных с этим услуг. Создание ТВ ОЭЗ происходит на конкурсной основе. По результатам первого конкурса четыре ТВОЭЗ будут созданы в Москве (Зеленоград), Московской области (Дубна), Санкт-Петербурге и Томской области. Функции управления ОЭЗ на федеральном уровне возложены на Федеральное агентство по ОЭЗ.
Рисунок 6 – Источники финансирования НИОКР в России и их объем
Функционирование российской инновационной системы обеспечивается рядом регулирующих органов общего характера. В их числе:
1 Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), которая действует под эгидой Министерства образования и науки. Роспатент отвечает за законодательство в области охраны прав интеллектуальной собственности, регистрацию патентов, лицензий, лицензионных соглашений и других документов по интеллектуальной собственности, а также контролирует использование интеллектуальной собственности.
2 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, действующее под эгидой Министерства промышленности и энергетики, отвечает за соблюдение Федерального закона «О техническом регулировании», за соблюдение технических стандартов, регистрационных свидетельств и за разработку новых стандартов. В 2005 г. была начата работа в области разработки ряда новых стандартов, в частности, в области стандартов безопасности для продукции, содержащей генетически модифицированные компоненты.
Информация о работе Национальная инновационная система России