Национальная инновационная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:50, доклад

Описание работы

Многочисленные дискуссии и выступления на тему развития в России инновационной экономики, так или иначе, затрагивают вопросы формирования национальной инновационной системы (НИС).
К сожалению, отсутствует общепринятое понимание, что такое национальная инновационная система и какие элементы в нее входят (или должны входить). Еще сложнее обстоит дело с принципиальными подходами к созданию НИС, а хаотичное создание отдельных элементов, которые вроде бы должны стать элементами НИС (технопарки, фонды, целевые корпорации и т.п.), не приводит к ожидаемому результату.

Работа содержит 1 файл

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ.doc

— 356.00 Кб (Скачать)

3 Федеральная антимонопольная служба, осуществляющая контроль за процессами монополизации рынка. Монополизация обычно рассматривается в качестве тормоза инновационного процесса, поскольку в отсутствии конкурентов пропадают стимулы к улучшению продукции и производственных процессов.

В соответствии с официальной статистикой, в России НИОКР проводят более 3600 организаций, из которых более половины относится к предпринимательскому сектору [11]. При этом необходимо учитывать особенности современной российской статистики, которая включает в предпринимательский сектор все организации и предприятия, связанные с производством продукции и услуг в целях продажи, в том числе и находящиеся в собственности государства [14]. Государственный сектор составляют организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством, а также бесприбыльные организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством. Сектор высшего образования охватывает университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования и правового статуса, а также находящиеся под их контролем НИИ, экспериментальные станции, клиники.

Фактически к государственному сектору науки относятся не только организации, которые традиционно принято считать государственным сектором в практике статистического учета, но также и сектор высшего образования, и часть предпринимательского сектора науки (учреждения и государственные унитарные предприятия).

Российская Академия наук является крупнейшей исследовательской организацией страны. Основной функцией РАН является проведение фундаментальных исследований (на них направляется основная часть государственного финансирования), однако ее институты проводят значительные объемы прикладных исследований. Прикладные исследования финансируются также из дополнительных источников, поступающих по другим государственным линиям, контрактных исследований, внебюджетных фондов и по линии международного сотрудничества. На долю РАН приходится 2/3 всех фундаментальных исследований и около 10% прикладных исследований страны.

В России действует несколько отраслевых академий наук, но только две из них проводят НИОКР в существенных масштабах, это:

   Российская академия медицинских наук – объединяет 66 исследовательских институтов, занятость – 7705 научных работников;

   Российская академия сельскохозяйственных наук – объединяет 290 исследовательских институтов, занятость – 13336 научных работников.

В соответствии с государственной статистикой, обе академии получают средства из федерального бюджета на проведение фундаментальных исследований.

Промышленный сектор НИОКР, к которому относятся институты предпринимательского и частично государственного сектора, в основном выполняет прикладные исследования, разработки и испытания. В советское время каждое отраслевое министерство имело свои отраслевые исследовательские институты, которые обслуживали отрасль, либо подотрасль или группу предприятий, а не отдельные предприятия. Отраслевые министерства в системе централизованного планирования принимали решения о направлениях исследований. Однако в переходный период большинство частных предприятий перестали пользоваться услугами отраслевых научных институтов по разным причинам [12]:

а) из-за отсутствия мер по охране интеллектуальной собственности;

б) широко распространенного «пиратского» использования интеллектуальной продукции научных организаций частными предприятиями;

в) отсутствия собственных средств у предприятий в результате гиперинфляции.

Кроме того, технологические разработки отраслевых организаций зачастую не выдерживали конкуренции с доступными на рынке иностранными аналогами. В результате была в значительной мере разрушена система предложения и спроса на результаты отраслевых НИОКР.

В 1993 г. ведущие промышленные исследовательские центры с уникальным оборудованием и инфраструктурой были вычленены из состава отраслевых исследовательских институтов и получили статус Государственных научных центров (ГНЦ) [12].

Этот статус позволил получать дополнительные бюджетные средства по линии программы развития Государственных научных центров. Кроме того, ГНЦ также получают финансирование от своих вышестоящих министерств. В настоящее время действует 61 центр, многие занимают лидирующие позиции в приоритетных областях науки и техники (ядерная физика, энергетика, химия и новые материалы, авиастроение, машиностроение, медицина, биология и биотехнология, информатика, оптика, электроника, роботостроение и т.д.).

Двадцать один Центр находится в подчинении Министерства промышленности и энергетики, 10 – Министерства образования и науки, 6 – Федерального агентства по атомной энергии, 3 – Министерства здравоохранения и социального обеспечения (данные на 15 марта 2005 г.). Ряд других министерств имеют один или два Центра.

Министерство образования и науки включило ГНЦ в общий план реформы системы НИОКР. В плане намечено сокращение числа ГНЦ с 58 до 25-30 и создание 5-7. Национальных лабораторий в наиболее важных научно-технических областях. В настоящее время российский сектор высшего образования включает более 1 000 высших учебных заведений [12].

Можно выделить четыре типа высших учебных заведений:

1 Университеты: отвечают за обучение и исследования по широкому кругу дисциплин. Университеты подразделяются на «классические» и «технические» в соответствии со специализацией в социальных и гуманитарных науках или естественных и инженерных. Неофициальные рейтинги разделяют «классические» (старые) университеты и «новые» – бывшие педагогические или технические институты, получившие недавно статус университетов.

2 Академии: отвечают за обучение и исследования. Отличаются от университетов только специализацией по одной дисциплине.

3 Институты: действуют в широком спектре направлений. Они могут быть независимыми структурами или частью университета или академии и обычно имеют узкую специализацию. Однако педагогические институты предоставляют весь набор дисциплин, преподающихся в школе.

4 Частные институты: число их растет. Они предлагают обучение в нетехнических областях, таких как бизнес-образование, культура, социология и религия.

Связующим звеном между государственными исследовательскими организациями и частным сектором промышленности служат структуры – посредники (центры по трансферу технологии, бизнес-инкубаторы, технологические парки). Они помогают сокращать разрыв между НИОКР и рынком и занимаются коммерциализацией знаний и технологии, разработанных в государственных институтах. Первые технологические парки были созданы в конце 80_х годов, в 1996 г. по инициативе Министерства науки и новых технологий были организованы инновационно-технологические центры (ИТЦ), затем Центры по продвижению (или трансферу) технологии (ЦПТ). К сожалению, технопарки и ИТЦ практически не стимулировали инновационное предпринимательство, поскольку создавались в основном на базе университетов или высших учебных заведений для проведения разработок, а не коммерциализации результатов НИОКР. В целях исправления ситуации Министерство инициировало создание Центров по продвижению технологии в 2003 году.

Правительство наметило следующие направления государственного стимулирования трансфера технологии, включая создание:

1     Центров по подготовке специалистов и оказанию помощи в организации инновационного процесса.

2     Технико-внедренческих зон.

3     Системы региональных и отраслевых фондов по поддержке инновационной деятельности.

4     Системы информационного обеспечения, включая консультационные услуги по установлению контактов между потенциальными партнерами инновационной деятельности.

5     Системы оказания научно-технических услуг и предоставления услуг в области охраны интеллектуальной собственности.

В России в инновационной деятельности или ее поддержке участвует ограниченное число организаций гражданского общества. Наибольшую активность проявляют различные профессиональные организации, в том числе профессиональные ассоциации и некоторые отраслевые профсоюзы. В последние годы с ростом значения инноваций для российской экономики все большее число организаций гражданского общества начинает проявлять интерес к проблемам инновационного развития. Две крупнейшие организации российского бизнеса: Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства (ОПОРА) России, принимают участие в дискуссиях и выработке решений по поводу формирования российской национальной инновационной системы и развития частного государственного партнерства в этой области. Значительную работу в данной области ведет и Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ [12].

Можно выделить четыре формы участия зарубежных партнеров в российской инновационной системе:

1 Филиалы международных корпораций.

На российском рынке действует большое число международных компаний. Они не только создают отделения для производства продукции для российского рынка, но и привносят значительный объем технологий и знаний в Россию. В последние годы в целях расширения доступа к российскому научному потенциалу иностранные компании создают свои исследовательские центры и увеличивают финансирование контрактных НИОКР в российских исследовательских институтах.

2 Альянсы между российскими и международными компаниями.

В настоящее время активно развивается сотрудничество между российскими и иностранными компаниями. Российские компании в авиакосмической промышленности первыми начали технологическую кооперацию в области международного освоения космоса. Компании других промышленных секторов, в частности, Газпром и АвтоВаз, активно участвуют в различных формах альянсов (совместные предприятия, кооперация в НИОКР, раздел рынка и маркетинг продукции). Некоторые компании достигли больших успехов в модернизации на

основе иностранных технологий.

3 Некоммерческие источники финансирования НИОКР (в основном фундаментальных исследований).

Десятки иностранных двухсторонних и многосторонних государственных фондов и частных неправительственных фондов, в основном из Западной Европы и США, предоставляют некоммерческую помощь российскому сектору НИОКР. Среди европейских фондов: Международная ассоциация содействия сотрудничеству с учеными независимых государств бывшего Советского Союза (ИНТАС), Техническая помощь странам СНГ (ТАСИС), Британский совет, Немецкий Исследовательский Фонд (DFG), Общество Макса Планка, Фонд Гумбольдта. В числе американских фондов: Международный Совет по исследованиям и обмену (IREX), Гражданский научно-исследовательский фонд (CRDF), Национальный научный фонд, Фонд Форда, и Фонд МакАртуров. Эти фонды финансируют на конкурсной основе исследования в области естественных и гуманитарных наук, научный обмен и научный туризм.

4 Поддержка НИОКР и коммерциализации.

Международный научно-технический центр – МНТЦ, созданный в 1997 г., и Американский фонд гражданских исследований и развития (CRDF) осуществляют программы коммерциализации НИОКР. В рамках этих программ предоставляется финансовая и организационная поддержка так называемым «партнерским» проектам с участием российского и иностранных правительств, частных неправительственных организаций и компаний. Частные компании проявляют все больший интерес к проектам МНТЦ – объем частного финансирования вырос с 1 млн. долл. в 1997 г. до 190 млн. долл. в 2004 г.38 Британский Совет разрабатывает серию программ, направленных на привлечение венчурного капитала к осуществлению научно-инновационных проектов.

 

1.3 Мировой опты формирования НИС, их особенности

 

Впервые понятие инновационной системы было использовано в 1987 году К. Фриманом в его исследовании технологической политики в Японии. Фриман описал важнейшие элементы японской инновационной системы, которые обеспечили экономический успех этой страны в послевоенный период. Однако первым серьезным материалом, посвященным инновационной системы, считается книга «Национальная система инноваций» под редакцией Б. Лундвалла, вышедшая в 1992 году. Подход к изучению технологического развития в отдельных странах, исходящий из данного понятия, оказался крайне привлекательным, поскольку:

   понятие инновационной системы воплощает в себе наиболее современное понимание инновационного процесса;

 

   это понятие отражает важные изменения в условиях и содержании инновационной деятельности, происходящие в последнее десятилетие;

   исследования, основанные на понятии инновационной системы, создают плодотворную основу для разработки технологической и промышленной политики.

В период после Второй мировой войны на Западе господствовала т.н. линейная модель инноваций, в рамках которой система НИОКР рассматривалась в качестве основного и единственного источника инноваций на национальном уровне. Начиная с 1960-х гг. этот взгляд постепенно менялся. Вначале рыночный спрос начал рассматриваться в качестве детерминанты инноваций. Затем эмпирические исследования, в которых давалась сравнительная характеристика инновационной деятельности в США, Японии, Европе и СССР, заставили экономистов прийти к выводу о том, что появление инноваций, их распространение и рост производительности за-висят помимо НИОКР от большого числа других факторов в рамках национальной научной и образовательных систем.

Начиная с 90-х годов, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) активно продвигает концепцию создания национальных инновационных систем, что, в свою очередь, подвигло многие страны–члены ОЭСР на развитие инновационной политики.

Информация о работе Национальная инновационная система России