Электронная торговля: состояние и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является анализ состояния и проблем развития электронной торговли в Республике Беларусь, специфики деятельности виртуальных магазинов, их отличия от обычных магазинов, и определить направления совершенствования электронной торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить понятие и сущность электронной торговли;
2. проанализировать процесс создания интернет-магазина;
3. рассмотреть специфику электронной торговли в Республики Беларусь, её состояние и проблемы.

Содержание

Введение…...………………………………………………………………………...3
1 Сущность электронной торговли…………...….…………………….……...5
1.1 Содержание, формы и виды электронной торговли………………………….5
1.2 Способы расчета с покупателями………………………………………….....12
2 Особенности создания интернет-магазина……………….....……………..15
2.1 Основные правила и процесс создания интернет-магазина…………...….....15
2.2 Практические аспекты создания электронных магазинов…………..............22
3 Анализ состояния развития электронной торговли в Республике Беларусь………………………...…………………………………………………...30
3.1 Состояние и проблемы развития электронных магазинов в Республике Беларусь…………………………………………………………………………......30
3.2 Направления совершенствования развития электронной торговли в Республике Беларусь……………………………...…..............................................38
Заключение……………………………………………………………………......44 Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ, СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В РБ.doc

— 447.50 Кб (Скачать)

Вышеизложенные принципы  и критерии уже более 5 лет активно  и успешно используются европейскими сертификатами в области электронной  коммерции «Trusted Shops» и «Euro-label». Применение аналогичных инструментов на белорусском рынке розничной интернет-торговли, безусловно, будет способствовать повышению уровня доверия потребителей к электронной коммерции, изменению стереотипов потребительского мышления и совершенствованию работы интернет-магазинов. [13,с.52]

Также проблемой является неразвитость надежных и легитимных средств аутентификации, цифровых подписей, сертификатов и шифрования возникают проблемы конфиденциальности и целостности данных, соблюдение прав интеллектуальной собственности, использования средств индивидуализации в сети Интернет,  а также доменных имен. Поэтому необходимо выработать единые правовые нормы для электронной коммерции, которые охватят защиту интеллектуальной собственности, баз данных, авторского права, торговые знаки и имена доменов Интернета.

В числе наиболее важных юридических проблем следует  назвать налогооблажение сделок в Интернете, порядок производства электронных платежей, поставку заказанного (оплаченного) товара.

В связи с глобальностью сети Интернет должны быть установлены единые международные правила налогообложения сделок в электронной коммерции, обязательные для всех стран. Однако уже на данный момент необходимо в национальном законодательстве четко определить, какие налоги и таможенные пошлины требуется взимать при совершении международной сделки в Интернете и кто является налоговым резидентом Беларуси. Например, сложно оценить реальный объем сделок, совершаемых в электронном виде (продажа услуг по разработке программного обеспечения и т.д.). Невозможно отследить количество и произвести оценку стоимости оказанных услуг, если они экспортируются за рубеж. В результате государство не получает значительных сумм налогов за счет занижения компанией объема выручки.

Для организации электронных платежей необходимо создание единой электронной платежной системы на основе международно-правовых актов и мирового опыта существования таких систем. Они должны включать законодательное признание различных видов электронных платежей (чеки, кредитные карты, Smart-карты, электронная наличность и т.д.); механизм осуществления электронных платежей; государственные гарантии охраны прав и законных интересов граждан и организаций, общественных интересов, государственных интересов республики. [17,с.150]

Для Республики Беларусь эффективное распространение электронного банкинга тормозиться в первую очередь  недоверием к банкам вообще. Ситуация может измениться только тогда, когда  появиться достаточное количество платежеспособных людей, которые держат деньги на счетах в банках, не «боятся» Интернета, ценят свое время и не желают его тратить на очереди в сбербанках.

Торговля с использованием кредитных карточек не пользуется тем  же авторитетом, что на Западе. К  тому же не каждый пользователь, желающий приобрести товар с помощью сети Интернет, рискнет ввести номер своей  кредитной карточки в специально отведенном для этого поле на сайте компании-продавца, особенно в связи с известиями о взломах систем защиты пластиковых карт.

В Беларуси недостаточно развита система электронных денег. В нашей стране развиваются лишь три платежные системы: WebMoney, EasyPay и РапидаБел. Каждая из этих систем имеет определенную степень защиты денежных средств клиента и предлагает перечень операций, которые можно совершать с использованием электронной «наличности». Основные недостатки использования электронных денег белорусских банков-эмитентов: ограничение по сумме ( не больше эквивалента 200 евро на дату операции) и валюте платежа (только в белорусских при отсутствии возможности обмена валют), небольшое количество предприятий, принимающих электронные деньги в оплату за товары и услуги, слабая степень интеграции с существующими лидерами в области Интернет-платежей и др.

Существует проблема дешевых и надежных способов доставки товаров. Ряд компаний уже идет по пути создания собственных систем доставки. Ощущается недостаток стандартных коробочных программных решений для организации электронной коммерции - здесь открываются новые ниши для работы разработчиков и дистрибьюторов.

Отсутствие правовой базы – серьезная проблема, влияющая на предпринимательскую деятельность в сети и сдерживающая ее. В настоящее время есть несколько подходов к ее решению. Один из них связан с принятием глобального нормативного акта, в полном объеме регламентирующего электронную коммерцию и всех ее аспектов. Решение представляется интересным, но вряд ли осуществимым. Предпочтительно дополнение современной правовой базы отдельными нормативно-правовыми актами, детально регламентирующими электронный документооборот и применение электронной цифровой подписи в нашей стране и устанавливающими процессуальный механизм защиты пользователей электронных технологий. [17,с.151]

Электронной коммерции  не хватает критической массы пользователей. Здесь нужна пропаганда его возможностей, особенно в сфере Business-to-Business, демонстрация удачно реализованных решений. К негативным тенденциям можно отнести снижение интереса продавцов товаров, услуг в электронной коммерции, что обусловлено высокими затратами и низкой прибыльностью данного бизнеса.

Пользователи сети показывают следующие причины, по которым они  стали совершать покупки через  Интернет, %: 53-удобство, 46-большой выбор, 45-экономия времени, 25-совершать покупки  интереснее.

Однако основным методом  приобретения товаров останутся магазины розничной торговли, а не электронные, поскольку товар, купленный в обычном магазине, готов к «употреблению» с момент покупки, а в электронном – его еще нужно получить. Преимущественно предварительная оплата за товар таит огромные резервы по «прокручиванию» денег.

Таким образом, развитие электронной коммерции в Беларуси имеет свои особенности. Во-первых, это относительно слабое развитие Интернета. Хотя скорость доступа к отечественным  Интернет-ресурсам из года в год  увеличивается, но до европейского уровня еще далеко, и цены на услуги Интернета пока превышают мировые. Во-вторых, это недостаточная юридическая проработанность различных аспектов деятельности, связанной с Интернетом и с информационными технологиями вообще. Хотя и создается нормативная правовая база, однако законодательные акты еще не опробованы на практике и не всегда можно найти ответы на вопросы, с которыми приходиться сталкиваться на практике. В-третьих, это недостаточное обеспечение информационной безопасности для широкого круга неспециалистов: возможности ведения переписки с сохранением конфиденциальности, безопасности и анонимности электронных платежных систем и т.д.

Дальнейшее развитие в области электронной торговли возможно прежде всего за счет увеличения количества региональных провайдеров, которым требуется меньшее количество финансовых ресурсов; либерализации рынка телекоммуникаций; совершенствования законодательства с использованием опыт западных стран. Можно рассчитывать на увеличение числа пользователей Интернетом за счет применения новых беспроводных технологий и внедрения новых сервисов по доступу в Интернет мобильными операторами. Положительным являются разработанные правовые основы создания парка высоких технологий, что позволит организациям, занимающимся разработкой информационных систем и программного обеспечения сократить расходы за счет снижения налоговых отчислений. [18,с.60-61]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Электронная торговля, именуемая  за рубежом «е-commerce», - это торговля через сеть Интернет при помощи компьютеров покупателя и продавца товара. Фактически предметом электронной торговли может быть любой продукт (товар, услуга, недвижимость, банковский продукт и т. п.). Сегодня основными товарами электронной торговли являются продовольственные товары, промышленные товары, информационный продукт.

Электронная торговля создает  новую форму организации торговых предприятий – интернет-магазины - и постоянно под воздействием конкуренции предлагает новые товары и услуги для реализации в них (виртуальный магазин называют также   виртуальным магазином).

Ценность электронной  торговли для покупателей состоит  в том, что она значительно  экономит время покупателя на поиск  и покупку нужного ему товара. Для продавца ценность электронной  торговли заключается в потенциальной возможности охватить своей торговлей бесчисленное количество покупателей.

Электронная торговля создает  новую форму организации торговых предприятий - виртуальные магазины и постоянно под воздействием конкуренции предлагает новые товары и услуги для реализации в виртуальном магазине.

Виртуальный магазин  обладает двумя важными достоинствами:

  • он имеет значительно меньшую сумму и уровень издержек обращения по сравнению с традиционным магазином.
  • виртуальный магазин можно использовать как эффективный способ маркетингового исследования. Любой пользователь сети Интернет может быстро заполнить анкету, предлагаемую ему магазином через компьютер. Это позволяет без особых затрат изучить потребности и вкусы потенциальных покупателей и учесть результаты маркетингового обследования в своей работе.

На сегодняшний день в Беларуси зарегистрировано около 1000 Интернет-магазинов и 4 полноценные информационные торговые системы. В течение месяца в белорусском сегменте сети Интернет регистрируются от 15 до 52 новых интернет-магазинов. Теперь в Сети можно купить не только бытовую технику, компьютерные комплектующие, книги, но и подарки, продукты питания и цветы.

Особенностью отечественной  интернет-торговли является то, что  покупатель, в большинстве случаев, может лишь ознакомиться с предлагаемым товаром в интернете, заказать его. Сама же покупка происходит, как правило, в оффлайне. К оплате принимаются только белорусские деньги, будь то наличные или безналичные. При этом, по оценкам специалистов, более 60% заказов в интернет-магазинах осуществляются не через сайт компании, а звонком по телефону.

В работе Интернет-магазина решающую роль играет не столько удобство интерфейса и скорость доступа, сколько  устойчивая работа всех бизнес-процессов, начиная от поставки товаров на склад магазина и заканчивая расчетом с покупателем. Даже используя современнейшие информационные технологии, магазин с плохо поставленной логистикой не сможет справиться с наплывом клиентов в канун праздников. Магазин с самым замечательным визуальным дизайном, обновляющий свой товарный ассортимент раз в полгода, не может быть хорошей приманкой для покупателей.

Одной из основных причин провала различных проектов создания и реализации основных элементов  системы электронной торговли —  «электронных магазинов», можно считать несовершенную систему оплаты. Практика показала, что при применении в электронных магазинах систем оплаты на основе различных карточек уровень риска и мошенничества еще выше, чем при применении этих же карточных систем непосредственно в торговых терминалах.

Виртуальная торговля во многом приблизилась к традиционной вплотную. Особенно это заметно в  степени автоматизации услуг  по представлению товара, описанию его потребительских характеристик, структуре выбора и определения действительно необходимого наименования. Однако, в таких областях, как единовременная техническая поддержка, консультации потребителя и мгновенная реакция продавца на запросы покупателя в зависимости от конкретной ситуации, электронная коммерция пока что еще отстает от традиционной по причине невозможности предусмотреть все случаи жизни на программном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Балабанов, И.Т. Интерактивный бизнес: учебное пособие/ И.Т. Балабанов.   – СПб: Питер, 2001. – С.72-80.
  2. Бенко, А. Одной ногой в реальности, другой – в виртуальности/ Александр Бенко// Дело (Восток + Запад). – 2007. - №1/2. – С.22-24.
  3. Будкевич, Т. Интернет-маркетолог или интернет-продавец? Вот в чем вопрос: Технологии, возможности и угрозы/ Татьяна Будкевич// Продажи.-2007.-№3(5).-С.114-116.
  4. Вирин, Ф.Исследования поведения аудитории электронной коммерции/ Федоров Вирин// Управление персоналом.- 2007.- №16.-С.68
  5. Голик, В.С. Эффективность интернет-маркетинга в бизнесе/ В.С Голик// Маркетинг в России и за рубежом.- 2007. - №1.- С.124-133.
  6. Горина, Т.В. Доставка товаров как основная проблема развития электронных магазинов/ Т.В. Горина// Маркетинг в России и за рубежом.- 2008.-№4.- С.55-60
  7. Дарашевич, У. «Игрушка» для молодежи или поле для бизнеса?/ У. Дарашевич// Беларусь.-2007.- №8.- С.32-33.
  8. Дэниел Эймор  «Internet-магазины и закупочная деятельность»/«Электронный бизнес. Эволюция и/или революция» изд. «Вильямс» 2001 г. С. 291-302.
  9. Кондрашов, В.М. Управление продажами: учеб. пособие для  вузов/ В.М. Кондрашов; под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-С. 125-130
  10. Михайлов, С. Интернет как перспективный канал продаж/ Сергей      Михайлов // Торговля и общественное питание.- 2008.-№9.-С.13-15.
  11. Орленко, Л.В. История торговли: учебное пособие / Л.В. Орленко.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.-С. 260-265.
  12. Пирогов С.В., Электронная коммерция. Учебное пособие. - М.: Социальные отношения, 2003.-С.128-131.
  13. Реальные предпочтения в виртуальной среде// Дело.- 2009.-№4.-С.42-43.
  14. Тиме. Я. Дистанционная торговля / Я.Тиме; пер. с нем. С.А Болховитиной; науч. ред. А.В. Иванаов.-М.: Вершина, 2006.-С.102-117.
  15. Уралова, А.Прием наличных денежных средств при реализации товаров через интернет-магазины в вопросах и ответах / Анна Уралова // Главный бухгалтер.- 2007.- №28.-С.26-27
  16. Шоркин, А. Успешный интернет-магазин: концепция, логистика, оптимизация и…заблуждения / Шоркин Алексей // Продажи.-2007.- №4(6).-С.55-57.
  17. Электронная коммерция: учебное пособие для служ. государст. орг. и коммерч. фирм / А.В.Волокитин и др.; под ред. Л.Д. Реймана.-М.: ФИОРД-ИНФО, 2002.-С.136-151.
  18. http://www.accent-design.ru/services/

Информация о работе Электронная торговля: состояние и проблемы развития в Республике Беларусь