Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:55, доклад
Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать во влиянии с таким изобретением как продажа в рассрочку. Она буквально преображает экономику.
Считается, что японцы — не новаторы, а имитаторы. Действительно, они пока дали мало технических и научных новшеств. Их успех был основан на социальной инновации.
Инновация не обязательно
должна быть технической и вообще
чем-то вещественным. Мало технических
инноваций могут соперничать
во влиянии с таким изобретением
как продажа в рассрочку. Она
буквально преображает
Считается, что японцы — не новаторы, а имитаторы. Действительно, они пока дали мало технических и научных новшеств. Их успех был основан на социальной инновации.
Технологию можно
импортировать по низкой цене
и с минимумом культурного
риска. Институты, напротив, чтобы
расти и процветать, нуждаются
в культурных корнях. Японцы приняли
сто лет назад обдуманное
То, что иногда именуется творческой имитацией, есть вполне респектабельная и часто очень успешная предпринимательская стратегия.
Инновация, стало быть, есть скорее экономический и социальный, чем технический термин. Она может быть определена так, как Ж.Б.Сэй определял предпринимательство — как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист, в терминах спроса, а не предложения, то есть как изменения в ценности и удовлетворенности, получаемых из ресурсов потребителем.
Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономической или социальной инновации.
Как правило, такие изменения уже произошли, или происходят. Подавляющее большинство успешных инноваций эксплуатирует изменения.
При составлении программы
инновационного развития вашего предприятия
Вы обязаны проводить
Конкретно, систематическая инновация означает мониторинг семи источников новаторских возможностей.
Первые четыре источника лежат в пределах предприятия. Поэтому они видны прежде всего людям, работающим в данном секторе или отрасли. Это, в основном, симптомы. Но это высоко надежные индикаторы изменений, уже случившихся или таких, которые можно заставить случиться с небольшими усилиями.
Эти четыре источника:
— Неожиданное событие: неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие;
— Несоответствие, несовпадение (incongruity): между реальностью как она есть и ее отражением в наших мнениях и оценках;
— Инновация, основанная на потребностях производственного процесса;
— Изменения в структуре отрасли или рынка, захватившие всех врасплох.
Вторая совокупность источников, из трех элементов, включает изменения за пределами предприятия или отрасли, а именно, в социальной, политической, интеллектуальной среде:
— Демографические изменения;
— Изменения в восприятии и настроениях потребителей;
— Новое знание, научное и ненаучное.
Все эти источники перекрывают
друг друга, но порядок их перечисления
не произволен. Они перечислены в
порядке убывания надежности и предсказуемости.
В противоположность почти
Первый источник инноваций: неожиданное событие
а) Неожиданный успех
Нет области, которая предлагала
бы более богатые возможности
для успешной инновации, чем неожиданный
успех. Нет области, в которой
инновационные возможности были
бы связаны с меньшим риском, а
их осуществление менее трудоемко.
Однако неожиданным успехом почти
всегда пренебрегают, хуже того, руководство
склонно его энергично
Дело в том, что руководству трудно примириться с неожиданным успехом. Это требует решимости, конкретных политических мер, способности глядеть в лицо реальности и смирения, позволяющего сказать: "Мы были неправы".
Все мы склонны верить, что
любая деятельность, продолжавшаяся
достаточно долго, будет продолжаться
вечно. Все, что противоречит такому
выдуманному нами "закону природы",
будет отвергаться как
Некоторые сталелитейные компании Америки в 70х гг. приняли новые сталелитейные заводы (mini-mills) в штыки. Сталелитейщик, который потратил жизнь на совершенствование традиционного процесса выплавки стали, привык к огромным заводам, сам он — сын сталелитейщика (как многие руководители американских металлургических фирм), воспринимает все, кроме "Большой стали", как нечто странное, чуждое, угрожающее. Нужно сделать над собой усилие, чтобы распознать в угрозе собственные богатейшие возможности.
В большинстве организаций высшее руководство вырастает, как правило, занимаясь одной областью, выполняя одну функцию. Здесь они чувствуют себя уверенно. Всем прочим пусть занимаются другие.
Неожиданный успех
может вызывать раздражение.
Одна швейцарская
Затем началось давление в пользу снижения цен и жесткое государственное регулирование производства лекарств. Это сделало производство ветеринарных медикаментов самым прибыльным сектором фармацевтической промышленности. Но эти прибыли получили не те компании, которые первыми разработали лекарства.
Еще чаще неожиданный успех попросту не замечают. Никто не обращает на него никакого внимания. Стало быть, никто его и не использует. Неизбежный результат: приходит конкурент и пожинает плоды.
Один ведущий производитель
медицинского оборудования начал производство
новых приборов для биологических
и клинических исследований. Приборы
пошли хорошо. Затем внезапно начали
поступать заказы от промышленных и
университетских лабораторий. Никто
никому об этом не сказал, никто ничего
не заметил, никто не понял, что, по чистой
случайности, компания создала продукцию
для множества хороших
Одна из причин слепоты в том, что традиционные системы отчетности умалчивают о неожиданных успехах, тем более, не привлекают к ним внимание менеджмента.
Практически в каждой фирме составляются ежемесячные или квартальные отчеты. Начинаются они с перечня областей, где результаты оказались ниже ожидаемых. На периодических совещаниях обсуждаются трудности. Никто даже не заглядывает в области, где дела идут лучше, чем ожидалось. А если неожиданный успехнельзя выразить количественно (как, в только что упомянутом случае, где открылись новые рынки), цифры вообще не покажут ничего неожиданного.
Использование возможностей инновации, вызванных неожиданным успехом, требует анализа. Неожиданный успех — это симптом. Но симптом чего'? Быть может, всего лишь симптом узости нашего кругозора и ограниченности наших знаний. В случае с фармацевтическими фирмами, эти последние обнаружили симптом своего непонимания масштабов и важности животноводства в современном мире, незнания факта, что спрос на животные белки после Ц мировой войны резко возрос, а с ним — уровень профессиональных знаний животноводов.
Неожиданный успех медицинских
лабораторных приборов в промышленных
лабораториях был симптомом исчезновения
разницы между пользователями, которые,
почти столетия составляли сепаратные
рынки, со своими специфическими требованиями.
Компания не поняла, что дело даже не
в том, что новое семейство
приборов нашло дополнительных покупателей.
Неожиданный (и отвергнутый) успех
был симптомом конца той
Таким образом, неожиданный
успех не просто дает возможности
для инновации — он требует
инновации. Он заставляет нас спрашивать:
какие фундаментальные
ИБМ стала тем, чем является,
благодаря использованию
В момент, когда крах казался уже неминуемым, основатель ИБМ Томас Уотсон оказался на званом обеде рядом с некоей дамой. Услышав его имя, дама спросила: "Вы мистер Уотсон из ИБМ? Почему ваш отдел сбыта не хочет показать мне вашу машину?" Зачем даме нужна была машина, Уотсон и представить себе не мог. Ситуация не прояснилась и тогда, когда дама представилась как директор Нью-Йоркской публичной библиотеки. Уотсон ни разу в жизни не был в публичной библиотеке. Тем не менее, на следующее утро он явился туда к открытию.
В те дни библиотеки получали
крупные государственные
Пятнадцать лет спустя
ИБМ сконструировала один из
первых компьютеров. Как и
Но затем деловые предприятия начали покупать это "чудо науки" для самых тривиальных целей, вроде расчета зарплаты. "Юнивак", имевший самый совершенный и наиболее приспособленный для целей бизнеса компьютер, не хотел опошлять свое научное чудо, снабжая бизнесменов. Зато ИБМ, столь же удивленная новым спросом на компьютеры, среагировала сразу. В четыре года она достигла лидерства на рынке, хотя еще целое десятилетие ее компьютеры оставались хуже компьютеров "Юнивак". ИБМ была готова удовлетворять потребности делового мира на его условиях — например, обучать программистов для деловых предприятий.