Иновационная динамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:04, лекция

Описание работы

3.1. Глобальные тенденции ресурсного обеспечения НИОКР / 3.2. Перспективные инновационные контуры / 3.3. Социальные аспекты инновационной динамики / 3.4. Российская наука и инновации в долгосрочной перспективе

Работа содержит 1 файл

prognoz na 2020.docx

— 135.38 Кб (Скачать)

нансирование исследований по системе грантов и контрактов под исследовательские проекты позволит и в дальнейшем привлекать сотни тысяч американских и зарубежных ученых и специалистов к решению наиболее сложных теоретических проблем.

  В прогнозном периоде усилится использование  налоговых инструментов государственного регулирования НИОКР, о чем свидетельствует  реформа, проводимая администрацией Дж. Буша. Наряду с мерами по упрощению  налоговой системы и облегчению налогового бремени она предусматривает  расширение правил, стимулирующих инвестиции в НИОКР, образование научно-технических партнерств, формирование научных фондов, как неприбыльных, так и фондов рискового капитала, и т.д.

  Сокращение  ставок налога на доходы от операций с  ценными бумагами, предусматриваемое  налоговой реформой, способно значительно облегчить формирование фондов рискового капитала и условия его функционирования, стимулируя дальнейшее развитие малого инновационного бизнеса. Первые шаги в этом направлении сделаны в 2003 г. принятием закона «Jobs and Growth Tax Relief Reconciliation Act», сократившего ставки налога на дивиденды, а также на доходы от приращения капитала с 20 до 15% (максимум).

  Государство и впредь будет максимально использовать налоговую систему, ее способность селективного воздействия на все элементы ресурсного обеспечения НИОКР и на всех участников инновационных процессов, а также на процессы освоения и коммерциализации нововведений, ускоренное их распространение. Так, налоговые льготы, предусматриваемые бюджетными планами и стимулирующие разработку и потребление возобновляемых источников энергии и энергоэффективных технологий, составят, по расчетам специалистов, в 2006—2010 гг. не менее 3,6 млрд долл., что ускорит решение задач национальной энергетической политики1. Однако применение налоговых рычагов в последующие годы может сдерживаться планируемым сохранением бюджетного дефицита по крайней мере до 2015 г.

  Предполагается, что наиболее кардинальные нововведения и технологические разработки явятся результатом выполнения государственных программ национального значения, призванных решать вызовы современности. В их числе проблемы здравоохране

 Budget of the U.S. Government, F Y 2006, Wash., 2005. P. 114. 208 
 
 
 
 

ния и новых способов лечения болезней, обороны, энергетики, создания благоприятной окружающей среды, космоса и др.

  Усиление  межведомственной координации НИОКР  предусматривается 12 президентскими директивами о национальной безопасности1. В результате межведомственного сотрудничества общий объем расходов на НИОКР по защите от терроризма уже в 2005 г. достиг более 40 млрд долл.2

  Программа НИОКР в области сетевой и  информационной технологии объединяет усилия семи министерств. В ней делается акцент на проведении долгосрочных, фундаментальных исследований в следующих областях: крупномасштабные сетевые и компьютерные системы, взаимодействие человека, компьютера и информационного управления, высоконадежные системы программного обеспечения, социальные и экономические последствия применения ИТ, влияние ИТ на развитие трудовых ресурсов. Достижения в этой области будут воздействовать на все сектора экономики.

  Национальная  программа создания нанотехнологий предусматривает углубленное исследование материи на атомном и молекулярном уровнях. Она рассматривается как ключевая для обеспечения конкурентоспособности США в последующие 50 лет. Ассигнования на нее составят не менее 2,4 млрд долл. (2003—2006 гг.).

  К числу крупных межведомственных программ относятся исследования глобальных изменений климата Земли (объединяет 8 министерств и агентств), президентская инициатива по созданию водородного топлива (9 министерств).

  Национальные  программы подобного масштаба способны интегрировать усилия многих институтов, научных лабораторий, коллективов, принадлежащих различным министерствам, компаниям, университетам, для решения одной фундаментальной проблемы, а также легко объединяться и вести параллельные исследования одновременно по многим программам. Такая возможность недоступна даже крупнейшим корпорациям, в том числе и кооперативным программам. Проявляется долговременная тенденция к формированию единой интегрированной сетевой модели научно-инновационных процессов. Усиливается элемент взаимодополняемости.

          Budget of the U.S. Government, F Y 2006, Wash., 2005. P. 64.

      Chemical and Engineering News. 2004. February 16. P. 4. 
 
 
 
 

   Выполняя  по преимуществу заключительные стадии инновационного процесса, связанные с коммерциализацией новшеств, предпринимательский сектор концентрирует и основную массу ресурсов, используемых на НИОКР (200 млрд долл. в 2005 г.).

   На  динамику расходов предпринимательского сектора на НИОКР в последующие  десятилетия наибольшее воздействие  будут оказывать два фактора. Рост инновационного характера производства будет стимулировать увеличение подобных ассигнований. Факторы, повышающие эффективность НИОКР, будут сдерживать спрос на ресурсы. Американские аналитики не берутся предсказывать, которая из этих тенденций станет преобладающей. Есть все основания полагать, что рост наукоемкости промышленного производства будет сопровождаться увеличением эффективности (наукоотдачи), что отчетливо проявляется в устойчивости темпов роста производительности труда и высокотехнологичных отраслей.

   Масштабные  операции рискового капитала в 80-е  и особенно 90-е гг. явились важнейшим  фактором динамичного развития экономики. В 1995—2000 гг. объем венчурных инвестиций увеличился десятикратно, достигнув 105,8 млрд долл., что превосходило государственные инвестиции в НИОКР. Они направлялись в основном на финансирование стартовых компаний информационной технологии.

   Объем НИОКР, выполняемых малыми фирмами (с занятостью 500 и менее человек), в 90-е гг. удвоился, а крупными компаниями (с числом работающих 25 тыс. и выше) рос значительно медленнее (в  среднем на 8% в год). На долю инновационных  фирм приходится более 40% научно-исследовательского персонала, занятого в частном секторе1. Венчурный капитал явился двигателем стремительного роста высокотехнологичных отраслей, обеспечивающих высокий темп роста производительности труда, ВВП, занятости и т.д. Резкое сокращение объема венчурного финансирования во время экономического спада в 2001—2002 гг. в последующие годы сменилось его оживлением, демонстрируя значимость этого механизма воздействия на научно-техническое развитие. Большая часть вложений рискового капитала направляется в биоинженерные и медицинские компании, которые потеснили фирмы программного

 Economic Report of the President 2001. Wash., 2001. P. 112. 210 
 
 
 
 

обеспечения. Новым объектом его операций становятся компании, осваивающие нанотехнологию. Малый инновационный бизнес и в последующие годы сохранит свою роль катализатора экономического роста.

  Не  менее значимым будет роль научно-технического предпринимательства в совершенствовании хозяйственного механизма, его финансовых и управленческих элементов, что наглядно проявляется в стремительном развитии партнерских отношений между всеми контрагентами научно-производственных процессов, в усложнении связей между ними.

  Перестройка научно-технической сферы в корпорациях  сопровождается ускорением освоения нововведений, сокращением жизненного цикла новой продукции, непрерывностью инноваций, сменой вертикальной иерархической системы управления горизонтальными связями. Нововведения неизбежно стали охватывать все операции и все этапы производственной деятельности, а также все функции, включая систему финансирования, организации, управления, маркетинга. Усиливается потребность в расширении тех видов исследований, которые выявляют платформы будущего, ключевые технологии, способные обеспечивать устойчивый и продолжительный рост доходов.

  В структуре национальной инновационной  системы США неизбежно будет возрастать роль вузовского и неприбыльного секторов в связи с множественностью функций, выполняемых ими. Вузы являются не только базой подготовки квалифицированных специалистов, научных кадров, исполнителями фундаментальных исследований (на их долю приходится около 55—60% их объема), но и инкубаторами малого инновационного бизнеса, основой формирования научно-технологических парков и региональных инновационных кластеров, базой структурной перестройки экономики штатов. Возросла роль вузов в выполнении прикладных исследований и разработок. В этом качестве вузы будут продолжать служить моделью для других стран, привлекая множество студентов и ученых из-за рубежа.

  Многофункциональность академического сектора позволила  расширить финансовую базу их деятельности, а также их устойчивость. Роль федерального правительства в финансировании вузовских исследований сокращалась, но возросла опора на собственные средства, ассигнования местных органов власти, филантропических фондов, пожертвования и гонорары, доходы от интеллекту 
 
 
 

альной собственности. В последующие годы значимость функций академического сообщества возрастет в связи с активизацией деятельности федерального правительства по усилению инновационного потенциала штатов, формированию кооперативных программных фондов, созданию новых научно-технологических центров по освоению нововведений на стратегических направлениях развития, а также в связи с расширением разнообразных форм партнерских отношений с предпринимательским сектором.

6.4. Социальная  сфера

В структуре  народного хозяйства полностью  оформилась самостоятельная многоотраслевая сфера инвестиций в развитие человека как физического и социального субъекта. В начале XXI в. на первый план выдвигается структура принципиально обновленных со- циально-гуманитарных потребностей. Первое десятилетие этого века завершит фундаментальный сдвиг в сторону новых, более дифференцированных и индивидуализированных услуг (в сфере образования, культуры, здравоохранения, досуга, отдыха). Во втором десятилетии развернется широкое удовлетворение собственно гуманитарных потребностей, обеспечивающих саморазвитие личности. В перспективе будет продолжаться неуклонный рост свободного времени, который и обеспечит реальный переход к социально-гуманитарному типу развития.

   Однако  при прогнозировании человеческого  фактора американской экономики следует учитывать не только доминирующие поступательные сдвиги, но и устойчивые очаги его слабостей. В первую очередь к их числу относится сохранение в стране необразованного малопродуктивного или полностью иждивенческого социального слоя. Этот слой до сих пор воспроизводится в США за счет стабильного отсева из общеобразовательных средних школ (15—20% всех учащихся), что приводит к образованию социально опасной «взрывчатой смеси». Значительная часть этого слоя состоит из представителей еще не полностью ассимилировавшихся национальных меньшинств. Этот очаг напряженности усиливается за счет притока нелегальной иммиграции. В США официально признаются такие проблемы, как высокая доля «функциональной безграмотности» населения, «провалы» в системе школьного образования. 
 
 
 
 

ток) к 2020 г. заметно сократятся, но вместе с тем обострятся меж региональные различия внутри отдельных стран, между крупными городскими агломерациями и экономической периферией со «ста рой» хозяйственной специализацией. При этом наиболее успеш ные регионы, преимущественно в крупнейших странах ЕС, буду т стремиться повысить свой экономический вес в процессах приня тия решений на общеевропейском уровне.

7.5. Инновации и структурные сдвиги в экономике

Инновационное развитие. Интенсификация социально-экономиче ского развития потребует сохранения значительных масштабом фундаментальных исследований в Европе и даже их увеличения к 2020 г. Можно с уверенностью прогнозировать модернизацию не конкурентоспособных отраслей европейской экономики, которая будет сопровождаться выделением наукоемких производств при закрытии нерентабельных и экологически опасных предприятий. Нынешнее отставание ЕС от США и Японии по ряду показателей научно-технического развития будет преодолеваться прежде всего за счет становления и совершенствования общеевропейской политики в области образования, профессионального обучения и переподготовки. Усиление конкуренции в инновационных отраслях потребует дальнейшего развития общеевропейской кооперации в сфере НИОКР и концентрации усилий на приоритетных направлениях исследований.

   Приоритеты  научно-технического развития на общеевропейском уровне формулируются в рамочных программах ЕС по содействию НИОКР. Согласно действующей в настоящее время Шестой рамочной программе ЕС (2002—2006 гг.) приоритетными в среднесрочной перспективе признаны семь тематических направлений исследований (в порядке долей расходов):

  • информационные технологии;
  • реализация устойчивого развития и решение экологических проблем;
  • нанотехнологии и новые материалы, а также новые устройства и технологические процессы;
  • геномика и биотехнологии для здравоохранения;
  • авиационные и космические исследования;
  • разработка безопасных и качественных продуктов питания;
 
 
 
 
 

  • исследования, содействующие построению гражданского общества, базирующегося  на знаниях.

  Представляется, что и Седьмая рамочная программа  до 2011 г. сохранит эти приоритетные направления, хотя соотношение между  ними будет меняться. Вероятно, доли биотехнологических и авиакосмических исследований несколько вырастут, а также в число приоритетов могут попасть исследования в области новых источников энергии, в частности термоядерного синтеза (финансирование исследований по энергетике в 80—90-е гг. неуклонно снижалось, но, очевидно, уже в краткосрочной перспективе развитие пойдет в другую сторону). До 2020 г. возможны более существенные подвижки, связанные с новыми вызовами, скажем, в сфере со- циобиологии или биоинформатизации'.

Информация о работе Иновационная динамика