Иновационная динамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:04, лекция

Описание работы

3.1. Глобальные тенденции ресурсного обеспечения НИОКР / 3.2. Перспективные инновационные контуры / 3.3. Социальные аспекты инновационной динамики / 3.4. Российская наука и инновации в долгосрочной перспективе

Работа содержит 1 файл

prognoz na 2020.docx

— 135.38 Кб (Скачать)

  В контексте мирового развития и с  учетом возможностей государственной политики и предпринимательского сектора по адаптации науки и инновационной сферы к мировым тенденциям ситуация в сфере высоких технологий в России в перспективе до 2015—2020 гг. для России может развиваться, по крайней мере, по четырем вариантам.

  1. Инерционный, пессимистический. Сохранение современных тенденций низкой фактической приоритетности научной и инновационной деятельности в общих приоритетах государства и частного сектора приведет к постепенной деградации научных коллективов по широкому спектру фундаментальных и прикладных исследований, в том числе формирующих новый технологический
 
 
 
 
 

уклад. Это может означать окончательное  закрепление за Россией статуса  тогошвно-сырьевого придатка мирового постиндустриального ядра, с постепенной потерей долгосрочных основ конкурентоспособности технологически сложных отраслей четвертого технологического уклада (авиа- и ракетостроение, атомная промышленность, энергомашиностроение), формирующих производственную основу обороноспособности страны.

  • Инерционный оптимистический. Доходы от сырьевого экспорта все больше используются (при активной государственной поддержке) для модернизации базовых отраслей обрабатывающей промышленности, транспорта и связи, а также для подтягивания отраслей информационного комплекса в регионах до показателей городов и регионов-лидеров. Реализация стратегии экономического рывка с опорой на технологические наработки лидеров развитого мира, в том числе через механизмы прямых инвестиций наукоемких ТНК, может обеспечить существенную экономию времени и средств, но требует высокого уровня обоснованности и гибкости экономической политики, выстраиваемой с учетом долгосрочных тенденций мирового развития.
  • Умеренно оптимистический вариант предполагает возможность нарастания постепенной позитивной динамики в госсекторе науки при условии его эффективной трансформации и создания «центров превосходства» на прорывных направлениях нового технологического уклада с перспективой создания экономически значимых открытий и новшеств во второй половине прогнозного периода. К этому же сценарию можно отнести возможность перехода ряда крупных компаний России, в том числе топливно-энергетических, на инновационный путь развития, к чему их подталкивает ожесточенная конкуренция на мировых рынках, все более связанная с обладанием научно-техническими знаниями, качеством человеческого капитала и реализацией организационно-управленческих инноваций. Сочетание этих тенденций в государственном и частнопредпринимательском секторах позволило бы провести глубокую технологическую модернизацию производственного аппарата добывающих и перерабатывающих отраслей, сферы услуг и жилищно-коммунального хозяйства с опорой на национальных производителей. Этот вариант требует резкой активизации и повышения эффективности государственной научной и инновационной политики.
 
 
 
 
 

  4. Оптимистический, но наименее реалистичный вариант предполагает наряду с решением вышеперечисленных задач возможность создания мощного ядра экономически жизнеспособных отраслей хайтека четвертого и пятого технологических укладов и превращения на этой основе России в крупного производителя и экспортера высокотехнологичной продукции.

Во всех вариантах  невозможно автаркическое развитие каких- либо наукоемких отраслей, без  привязки к глобальному рынку, но маловероятна полноценная полномасштабная  интеграция российских производителей в мировой рынок хайтека. В лучшем случае они сохранят и упрочат свои «нишевые преимущества» на основе международной кооперации и обеспечат потребности внутреннего рынка страны в высокотехнологичной продукции. Так или иначе, Россия скорее всего не сможет противопоставить США, странам ЕС, Японии и Китаю полного набора отраслей массового конкурентоспособного производства технологически сложных товаров и услуг. 
 
 
 
 

      Таблица 6.5. Основные показатели экономики США (темпы роста за период, %)

    Показатель
Частный сектор экономики в целом Отрасли материального производства Сфера услуг
1980—  2000 гг. 2000— 2020 гг. 1980— 2000 гг. 2000— 2020 гг. 1980— 2000 гг. 2000— 2020 гг.
Продукция 191 219 173 187 197 230
Занятые 145 122 96 89 173 132
Основной  капитал 172 166 148 139 183 176
Производительность труда 132 180 180 210 114 174
Капиталовоору- жен-ность труда 118 136 155 156 105 133
Капиталоемкость продукции 89 76 86 74 92 76

  Из  этих данных следует общий вывод: настоящий прогноз предполагает и в перспективе до 2020 г. интенсивный  характер развития экономики США, дальнейшее повышение эффективности экономического роста.

6.3. Инновационная сфера

Национальная  инновационная система (НИС) США, ее развитость и динамичность будут  играть ключевую роль в дальнейшем развитии и укреплении инновационного характера экономики. Позитивная роль НИС в социально-экономическом развитии страны не только усилится, но и приобретет новое качество.

  Долговременная  тенденция роста расходов на НИОКР, продолжающаяся в течение более 50 лет (с небольшими замедлениями в начале и середине 70-х гг., начале 90-х гг.), скорее всего продолжится, но с малой вероятностью сохранения высоких темпов роста конца 90-х гг. (в 1994—2000 гг. они возрастали на 5,8% в среднем за год в реальном исчислении, а в целом их объем увеличился на 40,5%). Есть все основания полагать, что реальное увеличение инвестиций в НИОКР продолжится, но более медленными темпами в сравнении с периодом конца XX в. 
 
 
 
 

  Доля  расходов на НИОКР в ВВП, колебавшаяся от 2,3% (1980 г.) до 2,8% (2000 г.), вероятнее всего, сохранится в этих пределах в период до 2020 г. Сокращению доли препятствуют устоявшиеся процессы роста инновационной активности, а значительному ее повышению противодействуют факторы, повышающие эффективность научно-технологических процессов и соответственно понижающих спрос на инвестиции.

  Как отмечают американские аналитики, глубокие изменения, происшедшие в социально-политико-экономическом  климате страны, постепенно накапливавшиеся  в 80—90-е гг., но проявившиеся в начале текущего века, затрудняют прогнозирование процессов в сфере НИОКР и новых технологий1.

  Произошло заметное по сравнению с 1990-ми гг. увеличение доли государственного финансирования, в значительной степени обусловленное  политическими факторами (реакцией на террористические акты и войной в Ираке). Замедлились темпы роста расходов в предпринимательском секторе, вызванные циклическими колебаниями, а главным образом — глубокой перестройкой инновационных процессов в промышленности. Возросла доля вузовского и неприбыльного сектора как в финансировании, так и в выполнении НИОКР. Главный сдвиг состоит в усилении взаимодействия между всеми исполнителями НИОКР, их функциональных связей в условиях растущей взаимозависимости от глобальных процессов. Большая часть этих изменений носит долговременный характер.

  Долговременная  тенденция устойчивого спроса на специалистов научно-технического профиля сохранится, поскольку набирают высокие темпы роста высокотехнологичные отрасли, появляются новые подотрасли, а в целом повышается экономическая 11,енность такого ресурса, как знания, носителями которых являются квалифицированные кадры. Возрастут масштабы использования труда ученых и инженеров в сфере услуг и социальной сфере.

Спрос на научные  кадры будет удовлетворяться  также благодари благоприятной иммиграционной политике, облегчающей при- нлечение талантливых специалистов из-за рубежа. По данным переписи 2000 г., иностранцами по происхождению являлись 17% общей численности бакалавров, 29% — магистров, 38% — докторов 
 
 

наук. Ученые иностранного происхождения составляют более 35% преподавательского состава  университетов в инженерных и  компьютерных дисциплинах и почти одну треть научно-инженерных кадров страны. Одна треть американских лауреатов Нобелевской премии являются выходцами из других стран (по данным на 1998 г.)1.

  Удовлетворение  растущего спроса на научно-технические  кадры будет, однако, тормозиться рядом факторов: 1) продолжающимся отставанием уровня подготовки учащихся средней школы; 2) значительным повышением в последующие 20 лет доли кадров, уходящих на пенсию, поскольку увеличился средний возраст работающих специалистов (возраст четверти ученых и инженеров превышает 50 лет); 3) возможным замедлением притока иностранных студентов в американские вузы, вызванным ограничениями в получении виз в целях предупреждения терактов, и 4) оттоком научно-технического персонала (как собственного, так иностранного происхождения) в связи с созданием особых экономических зон, крупных научных центров в других странах.

  Промышленные  компании все чаще прибегают к  новым способам удовлетворения спроса на научные кадры: создают высокотехнологичные филиалы за рубежом, где уже имеется достаточный рынок более дешевых квалифицированных специалистов, стимулируют формирование стратегических международных альянсов; совершенствуют процессы трансфера знаний и технологий за счет усиливающейся глобальной миграции квалифицированного труда.

  Правительственные программы будут облегчать доступность  высшего образования для широких  слоев населения, способствовать увеличению численности женщин в структуре научных кадров, а также представителей этнических групп и различных национальностей. По прогнозным оценкам, их доля в числе студентов колледжей и университетов возрастет к 2020 г. до 40%.

  Важнейшую роль в развитии научно-технологической  сферы США играет государство. Достигнув максимума в 60-е гг., доля государства в финансировании НИОКР затем стала снижаться: еще в 1980 г. она составляла около 50%, а в 2000 г. — 25,1%. В абсолютном же выражении расходы государства на НИОКР росли непрерывно. Начало XXI в. отмечено возрастанием государственных ассигнова-

    Science and Engineering Indicators. 2004. Overview. 
     
     
     

ний на НИОКР, что в значительной степени связано с реакцией на террористические акты и войной в Ираке. Их объем возрос с 83,3 млрд долл. в 2000 фин. г. до 127 млрд в 2004 фин. г., а их доля в совокупных расходах на НИОКР увеличилась с 23,7% в 2001 фин. г. до 30% в 2004 фин. г.

  И в перспективе роль государства  в развитии инновационной сферы  США останется очень большой. Государство берет на себя разработку стратегии научно-технологического развития, постоянное уточнение приоритетов и обоснование стратегических инициатив по использованию науки и техники для решения социально-экономических проблем и укрепления позиции в глобальной экономике, двойному использованию технологий, совершенствованию систем прогнозирования. Повышается роль программирования сферы НИОКР, и как следствие, консолидируются финансовые средства в программных фондах, усложняются цели, заложенные в программах, совершенствуется программное управление, объединяющее усилия многих исполнителей, и т.д.

  Государственное финансирование НИОКР осуществляется 20 ведомствами и агентствами, что  считается эффективным, поскольку увеличивается возможность финансирования высокорискованных и дорогостоящих проектов.

  Доля  фундаментальных исследований в  общем объеме затрат на НИОКР увеличилась  с 14% в 1980 г. до 17% в 1995 г. и 20% в 2004 г. Можно  предположить продолжение этой тенденции. Государство останется главным источником финансирования фундаментальных исследований: на его долю стабильно приходится около 60% затрат.

Наметившиеся  в начале столетия изменения в  структуре затрат на фундаментальные  исследования продолжатся и в  последующие годы. По-прежнему будут  значительными расходы на теоретические исследования в прикладных инженерных областях (особенно в компьютеризации, информатике, волоконной оптике и материаловедении), инвестиции в «науки о жизни» (биология, медицина, сельскохозяйственные науки), а также в математику и социальные пауки. Усилится поддержка экономических наук, особенно исследований проблем управления и организации инновационных про- I (ессов. США будут прилагать максимальные усилия, чтобы сохра- иить лидирующие позиции в области теоретических исследований по всему фронту наук, что считается важнейшей предпосылкой повышения качества жизни будущих поколений американцев. Фи 
 
 

Информация о работе Иновационная динамика