Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:04, лекция
3.1. Глобальные тенденции ресурсного обеспечения НИОКР / 3.2. Перспективные инновационные контуры / 3.3. Социальные аспекты инновационной динамики / 3.4. Российская наука и инновации в долгосрочной перспективе
В контексте мирового развития и с учетом возможностей государственной политики и предпринимательского сектора по адаптации науки и инновационной сферы к мировым тенденциям ситуация в сфере высоких технологий в России в перспективе до 2015—2020 гг. для России может развиваться, по крайней мере, по четырем вариантам.
уклад. Это может означать окончательное закрепление за Россией статуса тогошвно-сырьевого придатка мирового постиндустриального ядра, с постепенной потерей долгосрочных основ конкурентоспособности технологически сложных отраслей четвертого технологического уклада (авиа- и ракетостроение, атомная промышленность, энергомашиностроение), формирующих производственную основу обороноспособности страны.
4. Оптимистический, но наименее реалистичный вариант предполагает наряду с решением вышеперечисленных задач возможность создания мощного ядра экономически жизнеспособных отраслей хайтека четвертого и пятого технологических укладов и превращения на этой основе России в крупного производителя и экспортера высокотехнологичной продукции.
Во всех вариантах
невозможно автаркическое развитие
каких- либо наукоемких отраслей, без
привязки к глобальному рынку, но
маловероятна полноценная полномасштабная
интеграция российских производителей
в мировой рынок хайтека. В лучшем случае
они сохранят и упрочат свои «нишевые
преимущества» на основе международной
кооперации и обеспечат потребности внутреннего
рынка страны в высокотехнологичной продукции.
Так или иначе, Россия скорее всего не
сможет противопоставить США, странам
ЕС, Японии и Китаю полного набора отраслей
массового конкурентоспособного производства
технологически сложных товаров и услуг.
Таблица 6.5. Основные показатели экономики США (темпы роста за период, %)
|
Из этих данных следует общий вывод: настоящий прогноз предполагает и в перспективе до 2020 г. интенсивный характер развития экономики США, дальнейшее повышение эффективности экономического роста.
6.3. Инновационная сфера
Национальная инновационная система (НИС) США, ее развитость и динамичность будут играть ключевую роль в дальнейшем развитии и укреплении инновационного характера экономики. Позитивная роль НИС в социально-экономическом развитии страны не только усилится, но и приобретет новое качество.
Долговременная
тенденция роста расходов на НИОКР,
продолжающаяся в течение более 50 лет
(с небольшими замедлениями в начале и
середине 70-х гг., начале 90-х гг.), скорее
всего продолжится, но с малой вероятностью
сохранения высоких темпов роста конца
90-х гг. (в 1994—2000 гг. они возрастали на 5,8%
в среднем за год в реальном исчислении,
а в целом их объем увеличился на 40,5%). Есть
все основания полагать, что реальное
увеличение инвестиций в НИОКР продолжится,
но более медленными темпами в сравнении
с периодом конца XX в.
Доля расходов на НИОКР в ВВП, колебавшаяся от 2,3% (1980 г.) до 2,8% (2000 г.), вероятнее всего, сохранится в этих пределах в период до 2020 г. Сокращению доли препятствуют устоявшиеся процессы роста инновационной активности, а значительному ее повышению противодействуют факторы, повышающие эффективность научно-технологических процессов и соответственно понижающих спрос на инвестиции.
Как
отмечают американские аналитики, глубокие
изменения, происшедшие в социально-
Произошло заметное по сравнению с 1990-ми гг. увеличение доли государственного финансирования, в значительной степени обусловленное политическими факторами (реакцией на террористические акты и войной в Ираке). Замедлились темпы роста расходов в предпринимательском секторе, вызванные циклическими колебаниями, а главным образом — глубокой перестройкой инновационных процессов в промышленности. Возросла доля вузовского и неприбыльного сектора как в финансировании, так и в выполнении НИОКР. Главный сдвиг состоит в усилении взаимодействия между всеми исполнителями НИОКР, их функциональных связей в условиях растущей взаимозависимости от глобальных процессов. Большая часть этих изменений носит долговременный характер.
Долговременная тенденция устойчивого спроса на специалистов научно-технического профиля сохранится, поскольку набирают высокие темпы роста высокотехнологичные отрасли, появляются новые подотрасли, а в целом повышается экономическая 11,енность такого ресурса, как знания, носителями которых являются квалифицированные кадры. Возрастут масштабы использования труда ученых и инженеров в сфере услуг и социальной сфере.
Спрос на научные
кадры будет удовлетворяться
также благодари благоприятной иммиграционной
политике, облегчающей при- нлечение талантливых
специалистов из-за рубежа. По данным переписи
2000 г., иностранцами по происхождению являлись
17% общей численности бакалавров, 29% —
магистров, 38% — докторов
наук. Ученые иностранного происхождения составляют более 35% преподавательского состава университетов в инженерных и компьютерных дисциплинах и почти одну треть научно-инженерных кадров страны. Одна треть американских лауреатов Нобелевской премии являются выходцами из других стран (по данным на 1998 г.)1.
Удовлетворение растущего спроса на научно-технические кадры будет, однако, тормозиться рядом факторов: 1) продолжающимся отставанием уровня подготовки учащихся средней школы; 2) значительным повышением в последующие 20 лет доли кадров, уходящих на пенсию, поскольку увеличился средний возраст работающих специалистов (возраст четверти ученых и инженеров превышает 50 лет); 3) возможным замедлением притока иностранных студентов в американские вузы, вызванным ограничениями в получении виз в целях предупреждения терактов, и 4) оттоком научно-технического персонала (как собственного, так иностранного происхождения) в связи с созданием особых экономических зон, крупных научных центров в других странах.
Промышленные компании все чаще прибегают к новым способам удовлетворения спроса на научные кадры: создают высокотехнологичные филиалы за рубежом, где уже имеется достаточный рынок более дешевых квалифицированных специалистов, стимулируют формирование стратегических международных альянсов; совершенствуют процессы трансфера знаний и технологий за счет усиливающейся глобальной миграции квалифицированного труда.
Правительственные
программы будут облегчать
Важнейшую роль в развитии научно-технологической сферы США играет государство. Достигнув максимума в 60-е гг., доля государства в финансировании НИОКР затем стала снижаться: еще в 1980 г. она составляла около 50%, а в 2000 г. — 25,1%. В абсолютном же выражении расходы государства на НИОКР росли непрерывно. Начало XXI в. отмечено возрастанием государственных ассигнова-
Science and Engineering
Indicators. 2004. Overview.
ний на НИОКР, что в значительной степени связано с реакцией на террористические акты и войной в Ираке. Их объем возрос с 83,3 млрд долл. в 2000 фин. г. до 127 млрд в 2004 фин. г., а их доля в совокупных расходах на НИОКР увеличилась с 23,7% в 2001 фин. г. до 30% в 2004 фин. г.
И
в перспективе роль государства
в развитии инновационной сферы
США останется очень большой.
Государство берет на себя разработку
стратегии научно-
Государственное финансирование НИОКР осуществляется 20 ведомствами и агентствами, что считается эффективным, поскольку увеличивается возможность финансирования высокорискованных и дорогостоящих проектов.
Доля фундаментальных исследований в общем объеме затрат на НИОКР увеличилась с 14% в 1980 г. до 17% в 1995 г. и 20% в 2004 г. Можно предположить продолжение этой тенденции. Государство останется главным источником финансирования фундаментальных исследований: на его долю стабильно приходится около 60% затрат.
Наметившиеся
в начале столетия изменения в
структуре затрат на фундаментальные
исследования продолжатся и в
последующие годы. По-прежнему будут
значительными расходы на теоретические
исследования в прикладных инженерных
областях (особенно в компьютеризации,
информатике, волоконной оптике и материаловедении),
инвестиции в «науки о жизни» (биология,
медицина, сельскохозяйственные науки),
а также в математику и социальные пауки.
Усилится поддержка экономических наук,
особенно исследований проблем управления
и организации инновационных про- I (ессов.
США будут прилагать максимальные усилия,
чтобы сохра- иить лидирующие позиции
в области теоретических исследований
по всему фронту наук, что считается важнейшей
предпосылкой повышения качества жизни
будущих поколений американцев. Фи