Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:04, лекция
3.1. Глобальные тенденции ресурсного обеспечения НИОКР / 3.2. Перспективные инновационные контуры / 3.3. Социальные аспекты инновационной динамики / 3.4. Российская наука и инновации в долгосрочной перспективе
ГЛАВА
3
Инновационная динамика
3.1. Глобальные тенденции ресурсного обеспечения НИОКР / 3.2. Перспективные инновационные контуры / 3.3. Социальные аспекты инновационной динамики / 3.4. Российская наука и инновации в долгосрочной перспективе
В середине XX в. возникла и начала быстро расширяться инновационная составляющая экономики, позволяющая ускорить социально-экономическое развитие. Развернувшиеся процессы глобализации привели к обострению технологического соперничества как средства либо сохранить лидерство, либо вырваться вперед, либо просто интегрироваться в новый миропорядок. Повсеместно пришло осознание того, что залогом успешного развития (как экономического, так и политического) является постоянное инновационное обновление. Вместе с тем возникла и укрепляется озабоченность, связанная с неясными социальными, экологическими и политическими последствиями использования ряда новых технологий: военных, энергетических, генетических, информационных.
Многоуровневое и многомерное изучение тенденций научно-технического развития, постоянная корректировка научных приоритетов стали важнейшими функциональными элементами экономических и политических процессов, механизмом формирования будущего облика национальных инновационных систем. Оно осуществляется государственными ведомствами и организациями, крупнейшими корпорациями, деловыми ассоциациями, экспертными и научными центрами. Прогнозные оценки становятся основой выработки государственной политики в научно-технической сфере, ориентиром деловой стратегии предпринимательского сектора.
Формирование инновационного облика будущего — это комплексный процесс, который включает в себя прежде всего совокупность новейших тенденций научно-технического развития, масштабы финансирования, разработки и освоения принципиально новых технологий в компаниях частного сектора и в государственных научных центрах. Другая составляющая этого процесса — «инновационные планы», т.е. разнообразные элементы научной и инновационной политики, нацеленные на подготовку инновационной сферы к будущему, — технологическое и социально- экономическое прогнозирование, выбор и финансирование долгосрочных приоритетов фундаментальной науки и образования в контексте стоящих перед каждой страной проблем.
3.1. Глобальные тенденции ресурсного обеспечения НИОКР
Наукоемкость ВВП. Стратегия повышения наукоемкости, т.е. расширения масштабов научной и инновационной деятельности относительно размеров ВВП или стоимости продукции отдельных компаний, распространяется на все больший крут стран1, отраслей и корпораций.
Развитые страны характеризуются высокими показателями наукоемкости, которые обеспечиваются высокой долей компаний частного сектора в национальных затратах на НИОКР. Такие показатели свидетельствуют о зрелости и сбалансированности национальных инновационных систем. В прогнозном периоде для группы наиболее развитых стран возможно небольшое наращивание или стабилизация показателей наукоемкости ВВП.
Опережающие
темпы роста затрат на НИОКР в
Китае и Индии приведут к концу
прогнозного периода к
Таблица 3.1. Прогноз финансового обеспечения науки ведущих стран и регионов мира (расходы на НИОКР к ВВП), %
Годы | США | Япония | ЕС-15 | ЕС-25 | Россия | Индия | Китай |
1995 | 2,51 | 2,7 | 1,80 | 1,72 | 0,97 | 0,90 | 0,61 |
2000 | 2,72 | 2,9 | 1,89 | 1,80 | 1,05 | 0,95 | 1,01 |
2005 | 2,72 | 3,2 | 1,97 | 1,87 | 1,25 | 1,45 | 1,51 |
2020 | 3,0 | 3,5 | 2,3 | 2,2 | 2,25 | 2,40 | 2,5 |
'
В 2002 г. Израиль выдвинулся
в число рекордсменов по
неопределенными выглядят перспективы ресурсного обеспечения НИОКР в ЕС. Как известно, регион ЕС в целом отстает от США и Японии по уровню и динамике наукоемкости, инновационное развитие замедленно. Еще в 2000 г. в Лиссабоне было принято решение более широко использовать этот резерв экономического и социального развития, ускорить темпы роста финансового и кадрового обеспечения НИОКР и к 2010 г. довести их до уровня лидеров. Однако уже в 2005 г. стало ясно, что эти решения выполнить не удастся, и их реализация была перенесена на 2013 г. При этом текущие показатели свидетельствуют о том, что разрыв в инновационной сфере продолжает углубляться. Европейские компании относительно слабо осваивают высокотехнологичные отрасли — биотехнологию, фармацевтику, информационные технологии. Их позиции наиболее устойчивы в среднетехнологичных областях — автомобилестроении и авиастороении. Опережающий рост государственных расходов на НИОКР в ряде новейших областей (альтернативные источники энергии, нанотехнология, новые материалы и т.д.) пока не стал позитивным сигналом и ориентиром для частного бизнеса.
В настоящее время основной объем научно-технических ресурсов мира сосредоточен в странах ОЭСР, Китае, России и Индии. В 2004 г. на долю США приходилось около 30% мировых расходов на НИОКР, ЕС — около 25, Японии — 13% (табл. 3.2). Сложившаяся триада основных научно-технических центров (США, ЕС, Япония) будет расширяться в сторону динамичных стран Азии, прежде всего Китая и Индии.
Таблица 3.2. Доля стран и регионов в финансировании НИОКР, %
|
2005 г. (оценка) | 2006 г. (оценка) |
| |
Европа |
|
23,8 | 23,4 |
|
Северная и Южная Америка |
|
37,5 | 37,1 |
|
США |
|
32,0 | 31,3 |
|
Азия |
|
38,7 | 39,5 |
|
Китай |
|
12,8 | 13,6 |
|
Япония |
|
12,6 | 12,4 |
|
В прогнозном периоде возрастет наукоемкость производства как отношение затрат на НИОКР к стоимости производимой продукции, капитальным вложениям в расчете на одного исследователя. Наибольшими показателями наукоемкости (отношение расходов на НИОКР к продажам) сейчас обладают компании, представляющие фармацевтическую промышленность, производство средств связи и услуги в этой области, приборостроение, программное обеспечение.
Основные тенденции ресурсного обеспечения НИОКР начала XXI в. в развитых странах будут, вероятно, продолжать действовать без кардинальных изменений в последующие 10—15 лет, а именно: рост расходов преимущественно за счет предпринимательского сектора, расширение кооперации частного бизнеса с университетами и государственными исследовательскими центрами, снижение прямого государственного финансирования частной промышленности и усиление косвенного стимулирования. Соотношение частного и государственного секторов в финансировании НИОКР будет стремиться к пропорции 70 : 30, но с колебаниями, отражающими специфику отдельных стран.
Государственные программы и приоритеты. Постепенная смена государственных приоритетов научно-технологического развития растянулась на несколько десятилетий. В США, Великобритании, Франции ее основными чертами являются:
В
странах ОЭСР в целом возможно
дальнейшее сокращение относительной
доли государственного сектора в
общенациональном финансировании НИОКР.
За период 1992—2002 гг. величина этого показателя
по странам ОЭСР сократилась с 35 до 29,9%,
по странам ЕС (Европа-15) — с 40 по 34%. Этот
процесс затронул даже такую страну, как
Франция, где очень сильны традиции дирижизма.
За 1990—2001 гг. величина этого показателя
в ней сократилась с 55 до 37%. Среди важнейших
факторов, вызвавших относительное снижение
доли государства в финансировании НИОКР,
можно назвать сокращение военных расходов
и отход от национальных крупномасштабных
государственных
научно-технологических программ. Во Франции доля военных НИОКР в общих государственных ассигнованиях на НИОКР сократилась за период 1990—2000 гг. с 36 до 16%, в Великобритании — с 50 до 35%. Что касается крупных государственных программ, мобилизующих национальные ресурсы для решения тех или иных научно-технологических задач стратегического характера, то на современном этапе развития они становятся все более неэффективными. Так, Франция, которая в течение долгого времени строила на их основе свою научную политику, начинает от них решительно отказываться. За период с 1980 по 2000 г. во Франции их доля в общем государственном финансировании НИОКР сократилась более чем в два раза и составляет сегодня менее 20%. Одна из решающих причин отказа развитых стран от практики крупных программ — слабая приспособленность этого механизма для развития новейших технологий (информационных, телекоммуникационных и др.), требующих других форм мобилизации коллективных усилий.
В
первые десятилетия XXI в. продолжится
переход (начатый в 90-х гг.) большинства
развитых индустриальных стран к
новой фазе государственной научно-
В этих условиях первоочередными при выборе направлений развития становятся следующие соображения:
•
общественный спрос,
вытекающий из ожиданий
широких масс населения (здравоохранение;
окружающая среда, качество и условия
жизни; безопасность имущества и людей);
На основе указанных критериев будет происходить выбор основных приоритетных направлений государственного финансирования. Специфика каждой страны будет заключаться в той комбинации различных дисциплин, методов, подходов, а также различных организационных, институциональных, финансовых и прочих механизмов, которая позволяет реализовать эти намеченные генеральные приоритеты.
Приоритетность инновационной политики среди средств и инструментов государственного регулирования характерна для всех развитых стран. Произошло расширение круга национальных проблем, решение которых лежит в инновационной сфере: вырос вклад инновационных факторов в решение проблем экономического роста, повышения качества и продолжительности жизни, повысилась «инновационность» всех программ экономической, промышленной, научной и региональной политики. На самом высоком политическом уровне провозглашается и затем активно проводится в жизнь задача ускорения инновационного развития как основы, «мотора» экономического роста, происходит мобилизация политических элит с участием всех слоев бизнеса, а также гражданского общества.