Инновационные формы бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы в том, что инновационная деятельность может и должна присутствовать в любой сфере бизнеса: торговле, производстве, рекламе. Это работа, направленная на поиск и реализацию новых идей, которые могут принести дополнительную прибыль в промышленном производстве, торговле, сфере услуг.
Целью данной работы является рассмотрение (исследование) теоретической основы инновационной деятельности и поиск, исследование структуры и способа ведения новых форм бизнеса в инновационной отрасли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ…………
Понятие инновации……………………………………………………
Классификация инноваций, новшеств и нововведений…………………
Современные тенденции развития инновационной деятельности………
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО БИЗНЕСА….
2.1 Роль малого бизнеса в инновационной деятельности………………
2.2 Организационные формы инновационной деятельности. Технопарки
2.3 Венчурный бизнес и источники его финансирования…………………
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ПРОГРЕССИВНЫХ ИННОВАЦИЙ В РАЗЛИЧНОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………
3.1. Инновационный интернет
3.2. Инновации в автомобильной сфере…………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....

Работа содержит 1 файл

курсовая работа иванова дарья.docx

— 117.71 Кб (Скачать)

Например, в США —  стране с высоким уровнем развития рискового капитала, основными сферами  приложения являются начальные этапы  развития бизнеса (подготовительный и  стартовый периоды: исследования, маркетинговый  анализ и т. д.), на которые приходится около 40 % венчурных инвестиций. 
Венчурные предприятия могут вести себя следующим образом14:

  • реализовывать только свой рисковый бизнес;
  • реализовывать внутренние рисковые проекты крупных компаний;
  • комбинировать рисковые проекты со стабильным бизнесом. 
    Рисковый бизнес могут реализовывать:
  • малые инновационные фирмы;
  • предоставляющие им капитал финансовые учреждения (например, банки);
  • конгломераты;
  • холдинг-компании; 
  • концерны;
  • консорциумы;
  • конгломератные объединения и др.

Малые инновационные  фирмы могут основывать непосредственно  талантливые инженеры, научные работники, стремящиеся воплотить в жизнь  свои идеи и теоретические разработки.

Первоначальным  капиталом таких фирм могут служить  личные сбережения основателей, но обычно их недостаточно для реализации имеющихся  идей. В подобных ситуациях приходится обращаться в одну или несколько  специализированных финансовых компаний, готовых предоставить рисковый капитал. Подобных компаний, например в США, сейчас более 700.

Специфика рискового  предпринимательства заключается прежде всего в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора. Здесь цель — получить в дальнейшем большие прибыли от новых разработок.

Венчурные организации могут быть трех типов:

1) корпоративные; 

2) внутренние венчуры;

3) самостоятельные.

Корпоративные венчурные структуры (они могут иметь различные разновидности) предназначены расширить приток на предприятия новых идей и технологий извне, что позволит ускорить процессы модернизации и обновления продукции и в конечном итоге повысить конкурентоспособность предприятий на рынке.

Внутренние венчуры относительно независимые, создаются в составе крупных объединений (компаний). В этом случае подразделения получают самостоятельность в выборе направлений исследований, организации работы, формировании персонала инновационного предприятия.

Внутренним венчурам, как правило, предоставляемся юридическая и бюджетная самостоятельность, а также право формировать персонал предприятия. Для большей самостоятельности они обычно располагаются в отдельном здании, однако материнская компания обеспечивает их научно-исследовательским, вычислительным и другим оборудованием, предоставляет необходимые услуги в области управления. Обычно при успешной деятельности внутренний венчур превращается в одно из производственных подразделений материнской компании, а его продукция реализуется по сложившимся в компании каналам сбыта.

Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников  компании или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами.

В случае одобрения проекта  автор идеи возглавляет внутренний венчур. Такое подразделение функционирует  при минимальном административно-хозяйственном  вмешательстве со стороны руководства  компании.

Многие компании организуют одновременно несколько внутренних венчуров, примером может служить  корпорация IBM, которая в 1983 г имела 15 «рисковых» проектов.

По ним разрабатывалась и  выпускалась на рынок такая продукция, как телекоммуникационное оборудование, новые виды дисплеев и персональные компьютеры, создание и выпуск которых  — наиболее успешный проект внутренних венчуров IBM. Через год после начала практической реализации этого проекта  продукция была направлена на рынок, а еще через два года объем  ее продаж составил 2,5 млрд долл. К этому моменту внутренний венчур превратится в крупнейшее производственное подразделение корпорации.

Самостоятельные венчурные организации нацелены на поиск и разработку принципиально новых инновационных решений, освоение опытных образцов и доведение результатов разработок до уровня коммерциализации. Они могут работать по своей инициативе и по заказу.

Своеобразной  промежуточной формой между чисто  рисковым бизнесом и внутренними  рисковыми проектами является организация  совместных предприятий нового типа, представляющих собой объединение  мелкой наукоемкой фирмы и крупной  компании. В рамках такого объединения  мелкая фирма ведет разработку нового изделия, а крупная компания оказывает  финансовую поддержку, предоставляет  исследовательское оборудование, обеспечивает каналы сбыта, организовывает сервис и  послепродажное обслуживание клиентов.

Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в случае удачи. Средний уровень доходности американских венчурных фирм, например, составляет около 20 % в год, что примерно в 3 раза выше, чем в целом по экономике США.

Как уже было отмечено, фирмы, стратегия  которых — радикальные преобразования, называются эксплерентами. Именно они занимаются продвижением новшеств на рынок.

Для уменьшения риска разрабатываются типовые  схемы финансирования на определенный срок. За этот срок фирма-эксплерент должна обязательно добиться успеха. Например, если финансирование рассчитано на 50 месяцев, то капиталовложения делятся на пять временных отрезков с учетом двух правил:

  • каждое новое вложение осуществляется только в том случае, если предыдущее себя оправдало. Это означает, что эксплерент существенно продвинулся в создании или коммерциализации продукта;
  • каждое новое вложение больше предыдущего и осуществляется на более выгодных для эксплерента условиях.

На  Западе инновационные фирмы обычно возглавляют люди с опытом исследовательской  или инженерной работы. Не получив  возможности реализовать новшество  на своем предприятии, они, увлеченные новыми идеями, оставляют прежнее  место работы и пытаются реализовать  свои идеи как независимые предприниматели.

Инновационная деятельность — это  достаточно капиталоемкий процесс, поэтому фирмы неминуемо сталкиваются с поиском источников финансирования. Это могут быть собственные и привлеченные средства, средства бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов.

Максимальная  эффективность создания, освоения и распространения инноваций, таким образом, зависит от оптимального портфеля инвестиций, поэтому фирмам нередко приходиться комбинировать разные варианты финансирования. Государство тоже, в свою очередь, заинтересовано в осуществлении фирмами и организациями инновационных проектов, поскольку сумма революционных инноваций повышает уровень научно-технического прогресса в стране. Субсидируя создание инноваций в частном секторе, государство косвенным образом решает одну из основных макроэкономических проблем — ускорение научно-технического прогресса.

Одну из форм такой поддержки  государства представляют гранты Федерального агентства науки и инноваций по развитию инфраструктуры. Такая форма поддержки дает возможность выиграть конкурс и малой фирме, если ее миссия и видение демонстрируют понимание существа проблем и направлений их конструктивного решения.

Основными субъектами, оказывающими государственную поддержку инновационной деятельности малых предприятий в России, являются Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и Федеральный фонд развития малых форм предпринимательства в научно-технической сфере (ФФРМФПНТС)15. Первый из них ориентирован главным образом на поддержку малого бизнеса вообще, доля поддержки им инновационных проектов составляет более 10%, второй создан специально для их поддержки и работает исключительно с инновационным малым предпринимательством.

Основные цели Фонда развития: развитие малого предпринимательства в научно-технической  сфере, создание инновационно-технологических центров, оказание финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малым предприятиями.

К его основным задачам относятся:

  • создание и развитие инфраструктуры малого инновационного предпринимательства;
  • участие в проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральных, отраслевых, региональных программ проектов, обеспечивающих демонополизацию создания и освоения новых технологий, насыщение рынка конкурентоспособными товарами;
  • создание новых рабочих мест;
  • освоение и внедрение новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий;
  • привлечение на конкурентной основе субъектов малого предпринимательства, отечественных и иностранных инвесторов реализации государственных научно-технических программ заказов.

По многочисленным отзывам предпринимателей, фонд развития наиболее открыт к сотрудничеству и в среде предпринимателей пользуется заслуженным признанием. Он мобилен, активен, мобилен, последователен в реализации своей стратегии.

Фонд формируется за счет бюджетных  средств (1% средств, выделяемых бюджетом на науку) и средств, поступающих по выданным ранее кредитам. Фонд принципиально поддерживает только те проекты, которые имеют гарантированный (обоснованный) сбыт продукции. Средства на проведение исследований не выделяются только на расширение рынка, т.е на коммерциализацию проведенных ранее исследований. Предпочтение отдается проектам, уже заявившим себя на рынке, занявшим определенную нишу и потом ориентированным на расширение рынка, увеличение объемов продаж, создание дилерской сети и т.д16.

При финансовом участии Фонда созданы  технопарки в Москве Санкт-Петербурге, Зеленограде.   Учредители   выделяют   площади, Фонд оплачивает их реконструкцию,  создается инновационно-деловой центр, который сдает эти площади инновационным предприятиям на лучших условиях, чем просто коммерческая аренда.

Кроме аренды, здесь на льготных условиях представляется также набор общих услуг (факс, телефон, доступ в Интернет, множительные, секретарские, бухгалтерские и юридические услуги и пр.). Опыт работы таких технопарков показывает правильность стратегии ее высокую эффективность. Кроме того, что такие центры снижают индивидуальные издержки предпринимателей, здесь за счет обмена информацией и опытом между различными предприятиями рождаются новые проекты, новые решения, схемы сбыта и т.д. Важно также то, что в технопарках отсутствуют условия для теневой деятельности.

Важным источником финансирования инновационного малого бизнеса служит венчурный капитал — долгосрочный рисковый капитал в разных организационных формах. Известна такая его форма, как инвестиции в акции новых и быстрорастущих компаний в целях получения высокой прибыли после регистрации акций этих компаний на фондовой бирже. Есть и традиционная форма, когда крупной компанией средства выделяются на развитие определенной научно-технической идеи с мощным коммерческим потенциалом.

Венчурный капитал особенно важен  для малых высокотехнологичных фирм, т.е. малых фирм, товары и услуги которых в значительной степени зависят от научно-технических навыков или знаний. Основное условие рыночного успеха новых фирм в отраслях, основанных на высоких технологиях, — быстрота их развития.

 Внедрение новой технологии связано с высокими начальными издержками, но по мере роста продаж издержки производства единицы продукции падают. Кроме того, как новый продукт, новшество часто продается по ценам, превышающим реальные издержки. Поэтому в инновациях заложено покрытие издержек с дополнительной прибылью от оригинальности товара, отсутствующей у конкурентов.

Даже снижая цену до реального покрытия издержек и получая среднеотраслевую прибыль, новатор получает уже не высокую норму прибыли, но большую массу прибыли при минимальной норме. В этом состоит «возрастающая отдача от масштаба».

 Таким образом, малые  инновационные фирмы, получившие  мощный толчок на ранней стадии, в виде финансовых вливаний, удачной управленческой или маркетинговой стратегии, могут захватить наибольшую долю рынка и стать законодателями стандартов, в результате получая большую долю прибыли. При этом возникает парадоксальная ситуация, когда выигравшая технология по сложности не обязательно превосходит конкурирующие.

Банковские кредиты пока не могут  рассматриваться как основной источник инвестиций в стартовые малые высокотехнологичные фирмы. Главная причина состоит в высоком риске, так как создатели новых фирм часто не имеют кредитной истории и не могут обеспечить требуемый залог.

Информация о работе Инновационные формы бизнеса