Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:24, курсовая работа
Актуальность данной работы в том, что инновационная деятельность может и должна присутствовать в любой сфере бизнеса: торговле, производстве, рекламе. Это работа, направленная на поиск и реализацию новых идей, которые могут принести дополнительную прибыль в промышленном производстве, торговле, сфере услуг.
Целью данной работы является рассмотрение (исследование) теоретической основы инновационной деятельности и поиск, исследование структуры и способа ведения новых форм бизнеса в инновационной отрасли.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ…………
Понятие инновации……………………………………………………
Классификация инноваций, новшеств и нововведений…………………
Современные тенденции развития инновационной деятельности………
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО БИЗНЕСА….
2.1 Роль малого бизнеса в инновационной деятельности………………
2.2 Организационные формы инновационной деятельности. Технопарки
2.3 Венчурный бизнес и источники его финансирования…………………
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ПРОГРЕССИВНЫХ ИННОВАЦИЙ В РАЗЛИЧНОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………
3.1. Инновационный интернет
3.2. Инновации в автомобильной сфере…………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....
Источник: таблица разработана автором на основе материала учебного пособия Инновационный менеджмент: учебное пособие / ред. Л. Н. Оголева. - М. : Инфра-М, 2003.
На первой стадии группа
инженеров-изобретателей, разработчиков
или ученых основывают предприятие
по производству нового продукта (услуги)
или уже освоенного продукта (услуги)
по новой технологии. Обычно первоначальный
капитал предприятия
На следующем этапе учредителями предприятия разрабатывается экономическая стратегия бизнеса изучается рыночный спрос и проводится подготовка производства. Затем начинается выпуск и продажа новой продукции, опытная партия продастся или распространяется с целью испытания потребителям, причем сбытом продукции, как правило, занимаются сами учредители. На данной стадии основная задача предприятия — завоевание доверия потребителей для получения в будущем более крупных заказов.
Третья стадия — стадия отладки технологии и расширения производства, начала промышленного выпуска продукции, предназначенной уже не для конкретного узкого круга потребителей, а для групп потребителей со схожими потребностями. На предприятии начинается процесс формирования подразделения, которое будет заниматься сбытом продукции, и происходит создание организационной структуры.
На четвертом этапе осуществляется освоение новых капиталовложений, которые направлены на улучшение качества продукции, формирование оборотных фондов, расширение рынка сбыта производимой продукции. Происходит быстрый рост предприятия, который ставит проблему координации различных видов ее деятельности, совершенствования организационной структуры. На этой стадии стратегия предприятия в области производства и сбыта определяется запросами потребителей и активностью конкурентов.
Развитие малого бизнеса имеет большое значение для превращения экономики страны в конкурентоспособную. Предприятия малого бизнеса — важнейший субъект инноваций; они способны внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях.
Роль сектора малого предпринимательства в инновациях многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, с другой стороны, непосредственно вовлечен в производство наукоемкой продукции (услуг).
Малое инновационное
Особенности малого инновационного бизнеса состоят в высоком риске, долгом пути от идеи до ее реализации в виде коммерческого продукта или услуги, низкой выживаемости новых малых инновационных фирм, зачаточном состоянии рынка высоких технологий в России, инновационной невосприимчивости российской промышленности в настоящее время.
2.2.Организационные формы
Прогрессивными формами
Существует множество
Понятие «технопарк» довольно близко понятию «инкубатор» в сфере инновационной деятельности. Оба эти элемента инновационной инфраструктуры представляют собой комплексы, предназначенные для содействия развитию малых инновационных компаний, создания благоприятной, поддерживающей среды их функционирования.
Различие между ними заключается в том, что спектр фирм клиентов технопарков в отличие от инкубаторов не ограничивается только вновь создаваемыми и находящимися на самой ранней стадии развития инновационными компаниями.
Услугами технопарков пользуются малые и средние инновационные предприятия, находящиеся на различных стадиях коммерческого освоения научных знаний, ноу-хау и наукоемких технологий. Другими словами, технопаркам не свойственна жесткая политика постоянного обновления, ротации клиентов, типичная для инкубаторов в области инновационной деятельности11. Ожидается, что инкубаторы бизнеса станут центральным звеном технопарка, в котором будут «выращиваться» начинающие малые инновационные фирмы, покидающие его по мере своего становления.
Создание инновационной инфраструктуры — это понимание того, что инновационное предпринимательство должно развиваться в соответствующей среде, которая бы стимулировала развитие в нужном направлении. Создание институциональной рыночной инфраструктуры вместе с стимулирующими мерами бюджетно-фискального характера — важный этап на пути цивилизованного становления инновационного предпринимательства. Очевидно, что в этом состоит условие его долговременного развития.
Технопарк — это, по образному выражению, завод, «сырьем» для которого служит самый дорогой ресурс — интеллект, знание, а «готовой продукцией» — наукоемкие фирмы и высокие технологии. Именно в нем появляется возможность создавать формы кооперации, от которой получат выигрыш все: ученые, инженеры, студенты, изобретатели и предприниматели.
Право интеллектуальной собственности должно реализоваться в технопарке в полном объеме. В лучших технопарках выживает в период своего становления более 90% малых инновационных предприятий, в то время как вне них — 10-30%.
Следовательно, основная функция технопарков
заключается в интеграции науки
и бизнеса. Финансовый итог деятельности
технопарка - прибыль от реализации
результатов научных и
Выделяют следующие типы технопарков: научные, технологические, бизнес-инкубаторы, технополисы.
Главная функция научного парка - проведение теоретических, фундаментальных и прикладных исследований. Наукоемким фирмам, находящимся на разных стадиях развития и ограниченным в финансовых и материальных ресурсах, парк предоставляет возможность проводить научные исследования в течение достаточно продолжительного времени.
Технологический парк представляет собой научно-производственный комплекс, который обеспечивает разработку технологий, превращение их в коммерческий продукт и передачу в производство, тестирование и сертификацию продукции, сервисное обслуживание, экспертную оценку технологий. Производственная база парка определяется возможностями фирм-учредителей.
Бизнес-инкубаторы представляют собой сложные многопрофильные комплексы и предназначены для образования и поддержки малых предприятий, оказания им инновационных услуг и обучение персонала. Создают бизнес-инкубаторы крупные компании, местные органы власти, правительственные ведомства, частные фонды.
Бизнес-инкубатор, являясь, по существу, своеобразной формой технопарка, выполняет его функции, поддерживая фирмы, преодолевающие предстартовый период, в течение строго ограниченного времени (инкубационный период 2-3 года).
Технополис представляет собой научно-производственный комплекс, созданный на базе отдельного небольшого города с развитой инфраструктурой и обеспечивающий его жизнедеятельность. В основном в технополисах принимают участие крупные компании, заинтересованные в проведении исследований и развитии новых фирм.
Как правило, технополисы
связаны с электроникой, биотехнологиями,
информатикой, высокоточным машиностроением
и другими наукоемкими
Следует отметить, что единой и
упорядоченной модели создания технопарков
не существует. Более того, теоретическая
база, обосновывающая необходимость
и конкретность условий их создания,
пути и методы достижения их финансовой
устойчивости, проработана недостаточно.
Тем не менее, в России функционируют
более 40 технопарков, в которые входят
несколько сотен малых
Концепция технопарков в России
имеет основной целью создание качественно
новых организационных и
2.3. Венчурный бизнес и источники его финансирования
Особое место
среди малых инновационных
Данные предприятия
характеризуются высокой
Как правило,
венчурные фирмы неприбыльны,
так как не занимаются
Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих 5 компонентов12:
Наибольшее распространение венчуры получили в наукоемких отраслях экономики, где они специализируются на проведении научных исследовании и инженерных разработках. Особое значение венчурного бизнеса заключается в следующем13:
Создаются венчурные фирмы на договорной основе на средства, полученные путем объединения, как правило, нескольких юридических или физических лиц (в некоторых случаях и тех и других одновременно), либо на кредиты или вложения крупных компании и банков. Для создания венчурной фирмы необходимо наличие несколько условий идеи нововведения (нового производства, технологии, услуги), общественной потребности в реализации этой идеи, предпринимателя, способного на основе такой идеи организовать новую фирму; «рискового» капитала для финансирования этой фирмы.
В отличие от других форм
инвестирования, инвестирование в венчурный
бизнес характеризуется рядом