Инновационные формы бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы в том, что инновационная деятельность может и должна присутствовать в любой сфере бизнеса: торговле, производстве, рекламе. Это работа, направленная на поиск и реализацию новых идей, которые могут принести дополнительную прибыль в промышленном производстве, торговле, сфере услуг.
Целью данной работы является рассмотрение (исследование) теоретической основы инновационной деятельности и поиск, исследование структуры и способа ведения новых форм бизнеса в инновационной отрасли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ…………
Понятие инновации……………………………………………………
Классификация инноваций, новшеств и нововведений…………………
Современные тенденции развития инновационной деятельности………
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО БИЗНЕСА….
2.1 Роль малого бизнеса в инновационной деятельности………………
2.2 Организационные формы инновационной деятельности. Технопарки
2.3 Венчурный бизнес и источники его финансирования…………………
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ПРОГРЕССИВНЫХ ИННОВАЦИЙ В РАЗЛИЧНОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………
3.1. Инновационный интернет
3.2. Инновации в автомобильной сфере…………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....

Работа содержит 1 файл

курсовая работа иванова дарья.docx

— 117.71 Кб (Скачать)

 Рынок консалтинговых услуг  является одним из самых быстрорастущих  в стране. Обращение к консультантам  перестало восприниматься как  что-то экзотическое. И действительно,  настало время, когда некоторые  руководители организаций поняли, что им необходим человек, который  сможет дать совет даже в  их деле – в деле, где, как  им казалось раньше, они понимают  лучше всех.

Кроме того, «общественное мнение»  о консультантах за последние  годы значительно изменилось. Их перестали  воспринимать и как волшебников, которые придут в компанию и моментально  решат все ее проблемы без малейших усилий со стороны заказчика, и как  жуликов, которые деньги берут ни за что, как бы делая деньги из воздуха.

По мнению интернет-портала «Новости и анонсы I SEE Консалтинг Компани», у российских клиентов для обращения к консультантам должен быть весомый стимул для привлечения «чужого человека – консультанта» к себе в компании. Либо очень большие проблемы, либо необходимость «взглянуть на Запад» - выйти на чужой рынок, привлечь партнера, либо стать прозрачными, начав работать по международным правилам.

Согласно распространенному мнению, к услугам внешних консультантов  обращаются в основном и в первую очередь те организации, которые  оказались в критическом положении. Однако помощь в критических ситуациях - отнюдь не основная функция консалтинга.

В 2003 году, когда только зарождалась  консалтинговая отрасль  на рынке Украины одним из перспективных направлений бизнеса, были консалтинговые услуги по системам менеджмента качества. Это вызвано ростом интереса предприятий и организаций к обладанию сертификатами соответствия различным международным стандартам, что в свою очередь стимулируется как перспективами выхода на международный рынок, так и принятием различных законопроектов направленных на повышение конкурентоспособности отечественных предприятий, товаров и услуг.

Ростом спроса услуг порождается  рост предложения, что, в свою очередь, рождает рост конкуренции и в  конечном итоге ведет к конфликту  интересов и переделу рынка.

Особой популярностью на рынке  пользуются услуги по разработке и  внедрению систем менеджмента качества по требованиям международного стандарта. Спрос обусловлен тем обстоятельством, что некоторыми законодательными, регламентирующими  и рекомендательными актами в Украине введена и вводится обязательная сертификация. В частности это затронуло такие области как экспорт металлов и участие в государственных тендерах.

Вторым по части развитости направлением услуг по консалтингу являлись консультации по стандарту менеджмента окружающей среды. Правда, нужно отметить, что рынок освоен весьма слабо. Предприятия не видят целесообразности внедрения у себя подобной системы или же не хотят, так как заведомо, по ряду объективных причин будут (дороговизна очистительных сооружений и контрольно-измерительных приборов) будут нарушать требования стандарта.

Вообще, в мире, как и в Украине, рынок консалтинговых услуг четко  сегментирован, и конкуренция между  продавцами консалтинговых продуктов, в основном, ведется внутри своего сегмента. Современное развитие консалтингового  бизнеса показал, что небольшие  консультационные фирмы не соперничают  с ведущими компаниями, которые осуществляют финансовый менеджмент, маркетинг, управление персоналом, внешнеэкономическую деятельность и т.д., давая им тем самым возможность  иметь преимущества в борьбе за клиента.

Безусловно, репутация транснациональных  корпораций бесспорная и уровень  их консультационного обслуживания является чрезвычайно высоким, однако клиент очень часто дает преимущества более близким взаимоотношениям с небольшой консультационной фирмой.

К преимуществам отечественных  консультантов бесспорно относятся знание ими глубинных причин (связанных с менталитетом, национальными особенностями) существующих управленческих проблем и с учетом этого оптимального их решения, а также возможность адаптации современных методов управления к особенностям отечественных предприятий7.

Сейчас в деятельности консультационных фирм Украины намечаются качественные изменения, связанные с изменением специализации услуг. Основными  видами услуг консультационного  обслуживания становятся постприватизационная поддержка предприятий маркетинговые исследования, организация маркетинга на предприятиях, разработка деловых стратегий развития, поиск партнеров и инвесторов, формирование public relations, проведение рекламной кампании.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1.Роль малого бизнеса в инновационной деятельности

В инновационном менеджменте  огромную роль играют малые фирмы  и временные творческие коллективы. Небольшой группе легче генерировать новые идеи и технологии, легче разрабатывать новые модели, концепции, принципы и объективно оценивать их. Такие группы могут быть организованы как лаборатории или центры при компаниях и университетах.

Предприятия малого бизнеса, будучи важнейшим субъектом инноваций, могут внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях. В условиях «новой экономики», важнейшей составляющей которой наряду с информатизацией являются инновации, происходит расширенное вовлечение в инновационный процесс малого бизнеса при помощи венчурного капитала.

Инновационная деятельность малых  фирм создает базу для структурной перестройки всего хозяйства на наукоемкой основе. Малый бизнес служит основным источником нововведений, генератором новых решений, и само его присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики. При оценке инновационного потенциала малого бизнеса следует исходить из положения, что малый бизнес инновационен по своей природе.

 Этому способствуют следующие  характеристики организаций малого  бизнеса8:

  • большая гибкость малой фирмы при прочих равных условиях, мобильность и адаптивность, поскольку во главе фирмы часто стоит автор нововведения. Большая гибкость и адаптивность малых предприятий дает преимущества прежде всего в быстро меняющихся условиях (будь то технологические изменения или экономическая среда в целом);
  • многоплановый характер мотивации к инновационной деятельности, обусловленный экономическими и неэкономическими факторами (внеэкономическая причина — честолюбие автора изобретения, экономическая причина — успешная реализация изобретения, позволяющая автору состояться как предпринимателю); 
  • узкая специализация творческого поиска;
  • немногочисленный персонал;
  • ориентация на конечный результат;
  • возможность идти на риск, что абсолютно неприемлемо для большинства крупных организаций. Научное предпринимательство связано с особым риском (статистика показывает, что путь от идеи до наукоемкого коммерческого товара занимает от трех до пяти лет; лишь одна инновация из десяти доходит до рынка);
  • малые фирмы, работающие по аутсорсингу с крупными, оперативно реагируют на спрос к изменениям со стороны крупного бизнеса и становятся источниками инноваций в экономике;
  • динамическая роль малого бизнеса как источника развития, значительно превышающая его относительно низкую эффективность;
  • высокая производительность труда и малые издержки производства;
  • высокая отдача на единицу денежных средств, вложенных в НИОКР.

Многие товары, определяющие ныне лицо современного общества, появились благодаря именно малому наукоемкому бизнесу.

Основное преимущество малого бизнеса  заключается в повышенной творческой инициативности, способности к быстрым переменам, самостоятельности в принятии главных решений, что позволяет получать выгоды от изменений во внешней среде, способствует созданию и внедрению новшеств.

Характерна легкость, с которой  вводят новшества многие небольшие  компании. Они разрабатывают новые изделия, процессы и услуги со скоростью и эффективностью, которой не могут достичь крупные компании. В Небольшой фирме обычно хорошо налажены коммуникации. Сотрудники постоянно находятся в контакте друг с другом, быстро приходят к общему мнению в оценке трудностей. Им приходится менять характер работы или дублировать друг друга, чтобы избавиться от критических «узких мест». Часто один и тот же человек выполняет многочисленные функции. Пересечение обязанностей помогает 
преодолению организационных барьеров, препятствующих инновационным процессам.

Руководство малых компаний, как  правило, терпимее относится к неудачам в работе своих сотрудников, понимая, что создавать новое нелегко. Успешно действующие компании предоставляют своим сотрудникам оплачиваемое время для проведения поисковых работ по рисковым проектам.

Роль сектора малого предпринимательства  в инновациях многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, с другой — будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс.

Известно, что  в США вблизи Стэнфордского университета сосредоточено свыше 3 тыс. средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190-200 тыс. человек. Каждая из них ориентируется на разработку и освоение одного-двух видов новой продукции, а в целом они покрывают 20 % мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентах определенных видов.

В американской компании McGrawrHill к малым предприятиям относятся предприятия с числом работающих до 50 человек, к средним — до 99, крупным — от 100 и более.

Например, на заводе по производству автомобильных шин  компании Goodup организационно-производственная структура состоит из 164 отдельных рабочих групп (производственных центров) с числом работающих от 5 до 27 человек в каждой.

В перерабатывающей промышленности Японии 750 тыс. заводов, из них 70 % —это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 человек; 10 % —  предприятия с численностью работающих от 10 до 20 человек.

Знаменитые автомобили «Toyota» и «Honda» на больших японских заводах просто собираются, а отдельные детали и узлы для них изготавливают десятки тысяч средних и малых предприятий. Например, на заводе, который поставляет пластмассовые детали для фирмы Honda, работают 9 человек, площадь завода всего лишь 300 кв. метров. Пресс-формы для этих деталей изготавливает один человек, имеющий на своем дворе в подсобном помещении два станка. Этот человек является хозяином своего предприятия и работает на нем. Но он выпускает такие пресс-формы, которые отвечают самым высоким требованиям фирмы Honda. Это возможно потому, что материал для их производства очень высокого качества поступает из Швеции, где его выпускают более крупные заводы.

Наименьшими в  Японии считаются предприятия, которые  имеют основные фонды в размере, равном среднему или низкому уровню годовой заработной платы одного работающего. Можно сказать, что практически каждая семья может открыть свой собственный бизнес.

Японские компании отчисляют значительную долю от объема продаж (в передовых отраслях до 15 %) на исследования и разработки, понимая, что наибольшую прибыль приносят товары, изготовленные с применением  передовых технологий9.

Значительную роль играют малые инновационные предприятия  в странах с развитой рыночной экономикой в развитии научно-технического потенциала этих стран. Основная часть  этого потенциала сосредоточена  на крупных компаниях, но при этом малые и средние фирмы практически  всегда опережают их по части коммерциализации результатов научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  по широкому кругу товаров.

Особая роль в развитии инновационного предпринимательства  в Украине принадлежит малым  инновационным предприятиям, так  как страна обладает мощным научно-техническим  потенциалом для создания малого предпринимательства в инновационной  сфере. В первые годы экономических реформ малые предприятия, занятые в области НИОКР, действовали в узкой области: разработка программного продува, осуществление проектных работ, экономических исследований и т. п. В настоящее время сферы деятельности инновационных фирм значительно расширились, так как в силу своей гибкости они более устойчивы к негативному влиянию внешней среды. Кроме этого, увеличивается и общее число малых предприятии в научно-технической сфере.

Формирование малых инновационных  предприятии происходит таким образом10:

  • создание новых предприятий инициативными предприимчивыми исследователями и разработчиками, которые объединяют свои усилия для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции;
  • создание путем «отпочкования» от крупных научно-производственных объединении и научно-исследовательских институтов, которым сложно приспосабливаться крыночным условиям хозяйствования. Такие малые предприятия занимаются в основном модернизацией
  • создание новых структур, как «рыночных дублеров» лаборатории и отделов отраслевых НИИ и промышленных предприятии. Такие предприятия занимаются не только научными и прикладными исследованиями, но и производством наукоемкой продукции в ограниченном объеме;
  • создание новых предприятий с целью оказания посреднических услуг по продвижению инновации и технологии. Значительную роль такие малые предприятия играют в тех регионах, где научно-технические и маркетинговые связи не так сильны, как в научных центрах страны.

Как правило, процесс создания малого инновационного предприятия проходит несколько стадий, которые представлены в табличном виде (Таблица 2.1.):

Информация о работе Инновационные формы бизнеса