Инновационные формы бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы в том, что инновационная деятельность может и должна присутствовать в любой сфере бизнеса: торговле, производстве, рекламе. Это работа, направленная на поиск и реализацию новых идей, которые могут принести дополнительную прибыль в промышленном производстве, торговле, сфере услуг.
Целью данной работы является рассмотрение (исследование) теоретической основы инновационной деятельности и поиск, исследование структуры и способа ведения новых форм бизнеса в инновационной отрасли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ…………
Понятие инновации……………………………………………………
Классификация инноваций, новшеств и нововведений…………………
Современные тенденции развития инновационной деятельности………
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО БИЗНЕСА….
2.1 Роль малого бизнеса в инновационной деятельности………………
2.2 Организационные формы инновационной деятельности. Технопарки
2.3 Венчурный бизнес и источники его финансирования…………………
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ПРОГРЕССИВНЫХ ИННОВАЦИЙ В РАЗЛИЧНОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………
3.1. Инновационный интернет
3.2. Инновации в автомобильной сфере…………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....

Работа содержит 1 файл

курсовая работа иванова дарья.docx

— 117.71 Кб (Скачать)

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

ФИЛИАЛ  МГУ в городе СЕВАСТОПОЛЕ

Факультет «Экономики и управления»

Отделение «Управление»

Кафедра управления

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

« Инновационные  формы бизнеса»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Иванова Дарья Петровна

Студентка 3 курса

Проверил:

Научный руководитель – ученая степень,

звание (если есть), должность

Фамилия, инициалы

Севастополь

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ  ИННОВАЦИЙ…………

    1. Понятие инновации……………………………………………………
    2. Классификация инноваций, новшеств и нововведений…………………
    3. Современные тенденции развития инновационной деятельности………

ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ  МАЛОГО БИЗНЕСА….

2.1 Роль малого бизнеса в инновационной деятельности………………

2.2 Организационные формы инновационной деятельности. Технопарки

2.3 Венчурный бизнес и  источники его финансирования…………………

ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ПРОГРЕССИВНЫХ ИННОВАЦИЙ В РАЗЛИЧНОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………

3.1. Инновационный интернет

3.2. Инновации в автомобильной  сфере…………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема  предлагаемой работы – «инновационные формы бизнеса».

Актуальность  данной работы в том, что инновационная деятельность может и должна присутствовать в любой сфере бизнеса: торговле, производстве, рекламе. Это работа, направленная на поиск и реализацию новых идей, которые могут принести дополнительную прибыль в промышленном производстве, торговле, сфере услуг.

Инновационный бизнес ориентирован на постоянную разработку и реализацию на рынке нового товара. Разработанная инновация позволит избавиться от негативных последствий  стресса и продолжительное время  сохранять работоспособное состояние  руководителям и сотрудникам  любой компании. Таким может быть инновационный бизнес.

  Инновационный бизнес уникален  и одновременно сложен тем,  что включает в себя все  другие сферы предпринимательской  деятельности: и производство, и  торговлю, и менеджмент, и маркетинг.  Аккумулируя все эти сферы,  инновационный бизнес, с одной  стороны, использует весь национальный  потенциал этих отраслей, с другой  стороны, собирает все возможные  проблемы этих сфер.

Целью данной работы является рассмотрение (исследование) теоретической основы инновационной деятельности и поиск, исследование структуры и способа ведения новых форм бизнеса в инновационной отрасли.

Для более полного раскрытия темы, а также и цели работы, необходимо дать определения основным понятиям и терминам, используемым в курсовой работе.

В мировой экономической  литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в  реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Необходимо отметить, что встречающиеся в работе термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны.

Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. В инновационном процессе значительную роль играют создатели инновации (новаторы), которые руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ  ИННОВАЦИЙ

1.1 Понятие инновации

Существует большое количество различных вариантов определений  понятия «инновация» и многие авторы и ученые раскрывают этот термин различно. В этой главе использовано определение из учебника Инновационная  экономика: необходимость, возможность  и факторы развития в России/ Под ред.Э.П.Дунаева: М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2007.

Итак, слова инновация и нововведение имеют одно значение и происходят от английского innovation. Это означает развитие, комплексный процесс создания, распространение и использование новшества, которое способствует повышению эффективности и развитию хозяйственной деятельности.

В России термин «инновация»  начал активно использоваться в  переходной экономике как самостоятельно, так и для обозначения различных  понятий, таких как инновационная  деятельность, инновационное решение, инновационный процесс и другие.

Под инновацией понимается не просто объект, внедренный в производство и представляющий собой нечто новое, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль, в результате проведения научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога1.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод, что инновация или нововведение — это комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств для удовлетворения определенных потребностей».

Инновационный процесс  и инновация имеют некоторое  различие в значении. Инновационный  процесс состоит из создания, освоения и распространения инноваций. Новаторы придерживаются таким критериям, как жизненный цикл продукта и экономическая эффективность. Их стратегические действия направлены на то, чтобы обойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано единственным и уникальным в своей отрасли.

Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.

Следовательно,   научно-технические   инновации должны2:

  • обладать новизной;
  • удовлетворять рыночному спросу;
  • приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание, является частью инновационного процесса.

 

Различают  три  логических   формы   инновационного   процесса3:

  •   простой внутриорганизационный (натуральный)
  •   простой межорганизационный (товарный)
  •   расширенный.

Простой ИП  предполагает  создание  и  использование  новшества  внутри одной организации, новшество  в  этом  случае  не  принимает  товарной формы. При простом внутриорганизационном  инновационном процессе  новшество  существует  как  предмет  купли-продажи.   Такая   форма инновационного процесса означает отделение функции  создателя и производителя новшества  от функции его  потребителя. 

Наконец,  расширенный  инновационный процесс  проявляется  в  создании   все   новых   и   новых   производителей нововведения, нарушении монополии  производителя-пионера,  что  способствует через  взаимную  конкуренцию   совершенствованию   потребительских   свойств выпускаемого товара.

В условиях товарного инновационного процесса  действует как  минимум  два  хозяйственных  субъекта:  производитель   (создатель)   и потребитель   (пользователь)   нововведения.   Если    новшество    является технологическим процессом, его производитель и потребитель  могут совмещаться в одном  хозяйственном субъекте.

По мере превращения  инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы:

  • создание и распространение;
  • диффузия  нововведения.

Первая фаза, включает поочередные  этапы научных исследований, опытно-конструкторских  работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого  производства. На этой фазе полезный эффект нововведения еще не осуществляется, создаются только предпосылки такой реализации.

На  второй  фазе  общественно-полезный  эффект  распределяется  между  производителями  нововведения  (НВ),  а  также   между   производителями   и потребителями.  В  результате  диффузии  возрастает  число  и   изменяются   качественные характеристики  производителей и потребителей.  

Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость  и широту диффузии НВ в рыночной экономике.

Диффузия инновации - это процесс распространения уже однажды освоенной инновации, то есть применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях.

В повседневной практике, как правило, объединяют значение понятий новшество, новация, нововведение, инновация и это вполне объяснимо.  Новшеством может быть новый метод, новый порядок, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда  получают общественное признание, когда  будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом  качестве они выступают как нововведения (инновации).

 

1.2. Классификация инноваций,  новшеств и нововведений

Для успешного управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Во-первых, необходимо отличать инновации от незначительных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, изменение цвета или формы продукта), несущественных технических или внешних изменений в продуктах, которые оставляют неизмененными конструкцию и не оказывают заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов.

Как правило, инновация носит характер системы, приводит к изменению всех или нескольких элементов области своего осуществления. Так, внедрение нового продукта, обычно, требует изменения технологии и организации производства, применения новых систем мотивации труда и так далее. Незначительные изменения, осуществляемые в социально-экономических и других системах, могут быть названы улучшениями.

Улучшение – это сдвиг внутри системы и не приводящий к существенному  изменению ее функционирования. Улучшение  не затрагивает обычного существования системы, характеризуется небольшим воздействием на динамику развития объекта.

Инновация, напротив, носит межфункциональный  характер, создает «качественный  прыжок», ломает старые правила, приводит к выходу за пределы системы.

От инновации следует также  отличать понятия новшество и изобретение.

Новшество —  это потенциальная инновация, новое  решение до его коммерциализации. Коммерциализация - это практическое использование новшества, сопровождающееся его выходом на рынок.

Изобретение — это новое техническое решение. Оно может быть внедренным либо нет.

Новшества и изобретения  становятся инновациями после их внедрения.

Таким образом, процесс  разработки нововведения является более длительным и более дорогим, чем процесс создания новшеств. Стадия внедрения нередко затягивается на годы, а иногда и на десятилетия.

Стэндфордским научно-исследовательским  институтом предложена следующая классификация  фаз создания и развития новшеств.

 

 

 

Классификация стадий создания и коммерциализации новшеств

Таблица 1.1

Фаза

Содержание

1

Открытия

период, предшествующий изобретению; это  стадия фундаментальных исследований;

2

Творчества

период между открытием и изобретением; это стадия прикладных исследований;

3

Воплощения

период между изобретением и началом  разработок в широких масштабах;

4

Разработки

время, необходимое для разработки; это стадия проведения опытно-конструкторских  работ;

5

Циклы технологических нововведений

в конкретных областях

6

Деловые циклы

циклы принятия нововведения потребителем

Информация о работе Инновационные формы бизнеса