Инновационное развитие городов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в разработке методических основ формирования инвестиционной стратегии и рекомендаций по управлению инвестиционным процессом в малых городах.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) выявить роль инвестиций в развитии малых городов и исследовать теоретическую базу формирования инвестиционной стратегии развития малых городов;
2) определить наиболее значимые факторы и условия, определяющее инвестиционное развитие малых городов;
3) сформулировать инвестиционную стратегию развития муниципального образования города Серпухова;
4) определить приоритетные направления инвестиционной политики в малых городах;
5) разработать рекомендации по управлению инвестиционным процессом в малых городах.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы инвестиционного развития малых городов
1.1 Государственное управление инвестиционной деятельностью: сущность, формы и методы.
1.2 Классификация малых городов
1.3 Основные подходы к формированию инвестиционной стратегии развития малых городов и возможности их совершенствования

Глава 2. Социально-экономические условия стратегии развития муниципального образования города Серпухова
2.1 Тенденции социально-экономического развития города Серпухова
2.2 Анализ деятельности местных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности города
2.3 Анализ проблем инвестиционного развития города Серпухова (в контексте малых городов)

Глава 3. Формирование системы управления инвестиционного развития малых городов
3.1 Рекомендации по формированию инвестиционной привлекательности малых российских городов
3.2 Разработка мероприятий по привлечению инвестиций в экономику муниципального образования города Серпухова
3.3 Направления и пути активизации инвестиционного процесса в малых городах
Заключение

Работа содержит 1 файл

инновационное развитие городов ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ.doc

— 294.00 Кб (Скачать)

     В международной деловой практике для решений об инвестировании в  ту или иную страну, регион, город широко используются результаты рейтингов, ранжирующих социально - экономические системы по степени их соответствия определенным критериям. Рейтинги рассчитываются ежегодно или с иной периодичностью с использованием неизменного набора показателей выбранного рейтинговым агентством. С течением времени рейтинги стали универсальным индикаторами при оценке состояния экономики.

     Следует признать, что подбор критериев оценки, а также результаты, полученные в  результате такой оценки, может представлять известную трудность. Не всегда за итоговым значением можно увидеть причинно - следственные связи и тенденции развития того или иного инвестиционного комплекса.

     Тем не менее рейтинги, оценивающие инвестиционную привлекательность или отдельные ее компоненты, получили широкое признание и широко используются инвесторами при принятии решений об инвестировании.

     Учитывая, что инвестиционная привлекательность  определяет движение инвестиционных потоков, представляется целесообразным формировать инвестиционную стратегию развития малых городов на основе оценки инвестиционной привлекательности малого города.

     Анализ  существующих методических подходов к  оценке инвестиционной привлекательности свидетельствует об отсутствии рекомендаций по оценке инвестиционной привлекательности малого города. Однако, наиболее проработанной является концепция эффективного управления инвестиционными процессами в социально - экономических системах.

     Инвестиционная  стратегия необходима для обеспечения  устойчивого социально - экономического развития малого города. Задумываясь о социальном и экономическом развитии своих территорий, самые разные города выстраивают стратегические планы. И самое важное в этом процессе - найти такую стратегию, которая бы гарантировала городу эффективное использование ресурсов и максимальную устойчивость от внешних и внутренних кризисов, а также обеспечивала преимущества в конкуренции за инвестиции и высококвалифицированные кадры.

     Разработка  Стратегического плана развития города Серпухова до 2015 года проходит в несколько этапов. Первый шаг был сделан в ноябре 2001 года, когда были определены приоритетные направления развития территории, а затем на общественном совете города была принята концепция развития города Серпухова.

     За 5 лет Серпухов во многом преобразился и достиг социально-экономической стабильности. Исторически сложившийся как промышленный центр Подмосковья сегодня Серпухов продолжает динамично развиваться. 36 крупных и средних промышленных предприятий год от года наращивают объемы производства. Развивается промышленность с участием иностранного капитала, обеспечивая горожанам рабочие места европейского уровня. Сегодня в Серпухове уже 5 таких предприятий. Общие инвестиции за 4 года составили 3 млрд. 53 млн. рублей. По расчетам экономистов объем инвестиций в промышленность в 2010 году составит 54,4 миллиона долларов. При этом потенциал далеко не исчерпан - об этом свидетельствует наличие свободных производственных площадей и земельных участков, а также резерв, который город имеет как потенциальный работодатель.

     Предприятия малого бизнеса, если судить по видам деятельности, охватывают практически все отрасли экономики: торговля и общественное питание, промышленность, строительство, непроизводственные виды бытового обслуживания, транспорт и связь. Достаточно сказать, что количество малых предприятий составляет почти 4 единицы. Удельный вес людей занятых в этой сфере, вполне внушительный - 19 процентов от общего числа занятых в экономике города.

     По  уровню обеспеченности жильем Серпухов занимает одно из первых мест в области. Казалось бы, неплохо, однако жителей города, коль скоро существует очередь на улучшение жилищных условий, эта ситуация все же не удовлетворяет.

     Многое  свидетельствует о том, что за 4 года администрации удалось переломить негативные тенденции и выправить социально-экономическую ситуацию. Однако, все ресурсы, конечно, далеко не исчерпаны. Нельзя счесть благополучной, например, ситуацию в жилищно-коммунальном секторе экономики. Именно поэтому в числе первоочередных программ стратегического плана предполагается разработка ряда проектов по благоустройству дворовых территорий, содержания жилищного фонда, усовершенствованию работы диспетчерских служб ЖКХ. Все это в ближайшей перспективе позволит преодолеть недоверие жителей, возникшее за десятилетие буксующих жилищных реформ.

     Администрация города понимает необходимость перспективного развития территории. Для этого и предпринята разработка стратегического плана, который логически завершит начатую в 2001 году работу, и обеспечив «точки роста», превратит Серпухов в комфортный, конкурентоспособный город.

     Первым  этапом формирования инвестиционной стратегии  является определение целей. Учитывая результаты проведенного анализа развития инвестиционной деятельности города Серпухова, основная цель инвестиционной стратегии может быть определена как максимальное удовлетворение инвестиционных потребностей города.

     Развитие  благоприятного инвестиционного климата  в Серпухове предполагает создание благоприятного климата для притока в город инвестиционного капитала, поддерживающего и стимулирующего местную промышленность. Сегодня для этого в Серпухове есть все условия - устойчивая социально-экономическая ситуация и политическая обстановка в городе, стабильное состояние кредитно-финансовой сферы.

     Именно  систематическое привлечение инвестиций в городе способно обеспечить устойчивый экономический рост и повысить потенциал производства. В этом направлении перед городским сообществом стоит стратегическая задача - привлечь инвестиции, рассматривая собственность города в качестве основы самостоятельной экономической и инвестиционной политики. Есть несколько путей, позволяющих добиться искомого результата. Например, используя механизм соинвестирования в объекты городского хозяйства средств бюджета и частного капитала, в случае, если вложения предполагают длительный процесс окупаемости. Это позволит привлечь инвестиции и сохранить разрушенные здания, изношенные инженерные коммуникации.

     Результатом этого направления должны стать:

     - рост иностранных и отечественных  инвестиций в промышленность  города к 2015 г. до 70 млн. $ за счет введения системы согласования инвестиционных проектов в режиме «Одного окна», создания в Серпухове современной инфраструктуры для предоставления носителям инвестиционных проектов необходимого комплекса услуг, создания резервных мощностей по электроэнергии к 2007 году, а по газу - к 2008 году;

     - увеличение доходной части бюджета  города ежегодно не менее чем  на 20 процентов, за счет приватизации муниципальных непрофильных предприятий согласно плану приватизации, эффективного использования земельных ресурсов;

     - рост числа предприятий применяющих  наукоемкие технологии, за счет  введения до 2007 года системы льгот;

     - погашение муниципального долга  к 2012 году.

     Таким образом, можно сформулировать основные рекомендации совершенствования инвестиционной привлекательности малого города:

     1) сохранение текущих тенденций  развития инвестиционной инфраструктуры;

     2) повышение инвестиционной привлекательности;

     3) разработка мероприятий по регулированию  инвестиционной привлекательности  малого города;

     4) мониторинг инвестиционной привлекательности.

     3.2 Разработка мероприятий  по привлечению  инвестиций в экономику  муниципального образования города Серпухова

     Основной  целью инвестиционной политики является обеспечение экономического подъема  за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентно способные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала города и содействовать ориентации отраслей и производств к рыночным условиям, что позволит им сохранить устойчивое положение на внутреннем рынке и активизировать продвижение на внешний рынок. На этой основе должны решаться задачи обеспечения занятости и доходов населения, сбалансированности бюджета, ослабляться напряженность в социальной сфере.

     Реализовать поставленную цель можно на основе проведения последовательной политики, направленной на поддержку инвестиционной деятельности на территории города, отработки механизмов мобилизации бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации инвестиционных программ, привлечения внешних инвестиций и повышения эффективности их использования.

     Для привлечения инвестиций в экономику  муниципального образования, на основе проведенного анализа рекомендуется  провести комплекс мероприятий:

     1. Создание инвестиционного фонда.

     2. Для успешной реализации инвестиционной  политики на территории города  Серпухова, администрации следует проработать вопрос о создании Целевого бюджетного инвестиционного фонда муниципального образования в составе бюджета города. Он должен быть создан в целях привлечения и концентрации средств для дополнительного финансирования мероприятий по строительству объектов недвижимости жилого назначения, объектов социального и культурного назначения, инженерной инфраструктуры, а также на приобретение и капитальный ремонт жилья в городе в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования и нормативных актов органов местного самоуправления.

     Доходы  и расходы Фонда при этом будут  учитываться соответственно в составе доходов и расходов бюджета города Серпухова. Средства Фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению.

     Фонд  формируется за счет следующих источников:

     1) средств, поступающих от инвесторов-застройщиков  на участие в строительстве и реконструкции объектов недвижимости жилого назначения, а также объектов социально-культурного назначения на территории муниципального образования в соответствии с инвестиционными контрактами (договорами), заключенными в установленном порядке;

     2) средств от продажи объектов незавершенного строительства, осуществленного за счет средств бюджета муниципального образования;

     3) поступлений от реализации имущества  при строительстве объектов, осуществляемом за счет средств Фонда;

     4) средств от реализации жилищного фонда, ранее безвозмездно переданного муниципальному образованию;

     5) добровольных взносов организаций,  граждан Российской Федерации,  а также иностранных юридических  и физических лиц;

     6) иных средств в соответствии  с законодательством Российской  Федерации, законодательством Московской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города.

     Средства  Фонда могут расходоваться по следующим направлениям:

     1) финансирование работ по проектированию, строительству и реконструкции  муниципального жилищного фонда, финансирование работ по строительству и реконструкции инженерных сетей и сооружений, а также объектов социально-культурного назначения на территории города;

     2) финансирование проектно-изыскательских  работ для строительства и  реконструкции муниципального жилищного фонда, инженерных сетей и сооружений на территории города;

     3) финансирование работ по капитальному  и текущему ремонту жилищного  фонда, инженерных (коммунальных) сетей,  объектов социально-культурного  назначения, внутриквартальных территорий;

     4) приобретение жилья для социально  незащищенных слоев населения.

     Средства  Фонда могут расходоваться в  соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов Фонда. Перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции за счет средств Фонда в очередном финансовом году, утверждается Главой города Серпухова или Советом депутатов.

Информация о работе Инновационное развитие городов