Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа
Цель работы заключается в разработке методических основ формирования инвестиционной стратегии и рекомендаций по управлению инвестиционным процессом в малых городах.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) выявить роль инвестиций в развитии малых городов и исследовать теоретическую базу формирования инвестиционной стратегии развития малых городов;
2) определить наиболее значимые факторы и условия, определяющее инвестиционное развитие малых городов;
3) сформулировать инвестиционную стратегию развития муниципального образования города Серпухова;
4) определить приоритетные направления инвестиционной политики в малых городах;
5) разработать рекомендации по управлению инвестиционным процессом в малых городах.
Введение
Глава 1. Теоретические основы инвестиционного развития малых городов
1.1 Государственное управление инвестиционной деятельностью: сущность, формы и методы.
1.2 Классификация малых городов
1.3 Основные подходы к формированию инвестиционной стратегии развития малых городов и возможности их совершенствования
Глава 2. Социально-экономические условия стратегии развития муниципального образования города Серпухова
2.1 Тенденции социально-экономического развития города Серпухова
2.2 Анализ деятельности местных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности города
2.3 Анализ проблем инвестиционного развития города Серпухова (в контексте малых городов)
Глава 3. Формирование системы управления инвестиционного развития малых городов
3.1 Рекомендации по формированию инвестиционной привлекательности малых российских городов
3.2 Разработка мероприятий по привлечению инвестиций в экономику муниципального образования города Серпухова
3.3 Направления и пути активизации инвестиционного процесса в малых городах
Заключение
1.3 Основные подходы к формированию инвестиционной стратегии развития малых городов и возможности их совершенствования
Под стратегией развития города подразумевают выбор долгосрочных направлений социально - экономической политики. Главная задача управления заключается в определении приоритетов дальнейшего развития, тщательной проработке комплексных программ и отдельных крупных предприятий. Это в свою очередь требует выдвижения принципов и применения методов обоснования и создания соответствующего механизма реализации принятой стратегии, включая и структуру управления. Выбор стратегического курса должен основываться не на субъективных оценках отдельных лиц, а на сугубо объективных критериях. Таковыми являются во - первых, общий тренд последующего развития; во - вторых, особенности современного этапа реформирования, переход на новую социально - ориентированную модель организации труда и производства; в - третьих, усиление государственного регулирования социально - экономических процессов, в том числе муниципального управления.
В экономической стратегии города одним из ключевых моментов является инвестиционная политика. Для возрождения производства на новой технической основе требуются сравнительно небольшие капитальные вложения. Однако в широком смысле инвестиционная активность не ограничивается только этим.
В международной практике различают капитальные вложения в реальное производство, финансовые инвестиции в ценные бумаги и интеллектуальные инвестиции - в лицензии, научно - технические разработки, имущественные права, в том числе и на подготовку специалистов. Их и надо активнее использовать.
Кроме того, надо учитывать направления инвестирования (программы, проекты, мероприятия) и поиск его источников.
Однако безмерное вливание капитала в экономику города может оказаться малоэффективным. Например, известен феномен «черной дыры», куда проваливались огромные государственные средства. Чтобы избежать этого, не допустить иждивенчества за государственный счет, следует вводить ограниченные рыночные отношения. Так, применительно к сельскому хозяйству целесообразно принять на централизованное финансирование лишь социальную сферу, инфраструктуру, обеспечивать элитными семенами, высокопородными животными, оказывать помощь в культурном ведении хозяйства.
Самостоятельность городов в управлении, формировании и использовании бюджета, проведении экономической политики и, самое главное, в осуществлении стратегии развития должно опираться на экономическую базу. Большинство малых городов России являются дотируемыми, причем и те, которые обладают достаточно высоким экономическим потенциалом.
Финансовые потоки сначала аккумулируются в центре, уходя из города, а далее в виде трансфертов вновь поступают в городской бюджет. Последние становятся как бы просителями собственных средств, находясь в зависимости от благосклонности центральных органов власти.
Во избежание этих недостатков, необходимо поставить проблему самофинансирования и дотирования в зависимость от экономического потенциала. Если он высокий, то города должны быть переведены полностью на самофинансирование, если низкий - есть все основания рассчитывать на поддержку центра. Но она должна быть такой, чтобы города были заинтересованы в наращивании и лучшем использовании своих ресурсов, например, путем выделения ранее определенной суммы трансфертов, зависящей от экономического положения города. Такой подход заставлял бы местные власти рассчитывать не только на помощь центра, но и на собственные силы.
Мировой опыт показывает, что сегодня преодоление кризисных явлений в экономике, реформирование экономических систем общества происходит при самом непосредственном и активном участии государства. Сильная, но целенаправленная экономическая политика государства - это главное условие достижения макроэкономической стабилизации и обеспечения экономического роста. Государственное регулирование хозяйственной жизни общества и прямое проникновение государства в отдельные сферы экономики не противоречат избранному курсу на формирование и развитие системы рыночных отношений.
Таким образом, такой подход ориентирован на ведущую роль государственного регулирования процессов социально - экономического развития малых городов при минимальном задействовании рыночных механизмов что, является недостаточно эффективным механизмом формирования инвестиционной стратегии развития малых городов в условиях формирования рыночной экономики.
Другой подход к формированию инвестиционной стратегии развития малых городов основан на целевом управлении. Типологическая характеристика города по комплексу социально - экономических показателей в этом случае выступает основой для определения как общих закономерностей формирования малых городов, так и специфических особенностей, которые должны базироваться на выявлении ресурсных возможностей малых городов различных типов, установлении проблем, возможностей и приоритетов их дальнейшего развития с учетом характера и интенсивности социально - экономических процессов и местной специфики.
Анализируя сложившеюся ситуацию в малых городах различного типа можно сформулировать основные цели устойчивого развития малых городов и определить предпосылки их реализации. А именно: базовая информация о городе с перечнем основных показателей городского развития; достижения города (практические действия, предпринятые по развитию города в последнее десятилетие); проблемы городского развития; предлагаемые направления и первоочередные мероприятия по развитию города, наиболее приоритетные с точки зрения местных властей.
Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие цели развития малых городов:
1) обеспечить стабилизацию экономического положения и совершенствование структуры градообразующей базы малых городских поселений;
2)
восстановить и повысить
3)
обеспечить комфортную, отвечающую
современным социальным
4)
обеспечить повышение
5)
обеспечить сохранение и
6)
обеспечить эффективное
7)
обеспечить возвращение малых
городов к нормальной
Основными условиями, содействующими реализации целей устойчивого развития малых городов, являются: уникальная роль малых городов в жизни нашего общества и интерес к ним как источникам и хранителям истории, самобытности народа, его национальной культуры и традиций. Характер развития малых городов в обозримом периоде будет определяться такими факторами, как конъюнктура на рынке земли и недвижимости, уровень развития рыночной инфраструктуры, миграционные процессы и др. Более низкие цены на землю, льготная налоговая политика, дешевая рабочая сила в малых городах делают выгодными размещение в них капитала и труда. Здесь можно ожидать повышения инвестиционной и деловой активности, возрастания спроса на землю и строительные услуги. В большинстве малых городов сохранилась здоровая среда обитания. Примерно 80% малых городов имеют сравнительно благополучную экологическую обстановку, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность населения, а также способствует сохранности и устойчивости природного комплекса.
Многие малые города характеризуются уникальными природными условиями: реки, озера, большие лесные массивы природных зон, живописный рельеф, что создает предпосылки для формирования на их базе рекреационных центров регионального и национального значения.
Исключительно высок историко - культурный потенциал малых городов. Исторические зоны в них занимают в среднем 30 - 50% общей площади застроенных городских территорий (в то время как в крупных городах - не более 10%).
Ослабление и нестабильность экономической базы малых городов обусловлена, прежде всего, ограниченностью их экономической структуры, суженным составом объектов градообразующей базы; избыток трудовых ресурсов; рост безработицы в связи с узкопрофильностью мест приложения труда и сокращением объемов производства.
Угроза
кризиса большинства малых
Учитывая
исторически сложившиеся
1)
города и поселки городского
типа с положительной
2) города и поселки городского типа, в настоящее время слабо развивающиеся, но обладающие собственным потенциалом для устойчивого развития;
3) города и поселки городского типа со слабым потенциалом, не обеспечивающим возможность их саморазвития.
В
рамках этого подхода к развитию
малых городских поселений
Стратегия активизации развития - на основе ускоренного развития положительных тенденций, поиска специфических ниш в социально - экономическом пространстве, максимально эффективного использования местных ресурсов, стимулирование инициатив и инвестиций, партнерства.
Стратегия
стимулирования и включения потенциала
саморазвития предполагает сосредоточения
всех усилий на мобилизацию и стимулирование
о создание небольших предприятий
по переработке
Стратегия реабилитации и адресной поддержки включает государственную поддержку, предусматривающую объективную оценку накопившихся проблем и собственных ресурсов, обеспечение минимально необходимого уровня социально - экономической безопасности, эффективное использование государственных средств с их постепенным замещением внутренними ресурсами.
Второй подход к формированию стратегии развития малых городов представляется более проработанным, поскольку позволяет учитывать специфические особенности функционирования каждого конкретного города. Однако, в данном подходе слабо учтена необходимость оптимизации инвестиционных ресурсов развития малых городов.
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день отсутствует четкий инструментарий формирования инвестиционной стратегии развития малых городов. Учитывая накопленный отечественный и зарубежный опыт формирования стратегии развития малых городов, при разработке методических рекомендаций по формированию инвестиционной стратегии следует учитывать следующее:
Во - первых, дифференцированный подход к формированию стратегии развития малых городов, учитывая специфику их функционирования.
Во - вторых, роль государственного регулирования в активизации инвестиционных процессов на муниципальном уровне.
Реализация указанных требований позволит обеспечить комплексный подход к развитию малых городов на основе инвестиционной стратегии, укрепить конкурентные преимущества и обеспечить стабильность их социально - экономического положения.
инвестиционный малый активизация город
Глава 2. Социально-экономические
условия стратегии
развития муниципального
образования города
Серпухова